Группа отважных уральцев, преодолев около 2500 км, заехала на перевал Дятлова (труднодоступный район Северного Урала) на необычном для внедорожных путешествий транспортном средстве — автомобиле «Запорожец». На обратном пути машина сломалась: пилотам новоиспеченного «внедорожника» потребовалась несколько дней, чтобы пешком выбраться из тайги, попасть домой в Тюмень, раздобыть нужные запчасти, вернуться и вызволить свой автомобиль. О своих приключениях путешественники рассказали «URA.Ru»
«Понимаете, на обычном внедорожнике мы бы заехали без проблем, таких экспедиций у нас уже было много, — объяснил свою задумку один из активистов Тюменского внедорожного клуба Дмитрий Кулик. — Идея была именно в том, чтобы заехать на перевал Дятлова на чем-то необычном».
В качестве транспортного средства был выбран древний советский «Запорожец»: нужную машину отыскали в Омске. «Там живет один парень, он с ума сходит по „Запорожцам“, он подобрал и продал нам автомобиль для этого путешествия», — рассказывает Дима. «Запорожец был куплен всего за 20 000 рублей, — вспоминает руководитель экспедиции Александр Елкин (Еликов). — По своему техническому состоянию он был готов ехать хоть на край света. В Москве за такие же деньги была куплена лебедка, за 10 000 рублей куплены три луазовские покрышки для пущей проходимости и за 2000 рублей приобретен новый аккумулятор. Вот и вся подготовка».
От Тюмени через Екатеринбург, Ивдель и полузаброшенные северные поселки (Вижай, Ушма) команда из трех человек (Александр Елкин, Владимир Дубовой и Дмитрий Лапшин) добралась до реки Лозьвы и по разбитой внедорожниками и квадроциклами лесной дороге сумели доехать на «Запорожце» до культового для туристов места — перевала Дятлова. Однако на обратном пути, примерно в 10 км от перевала, автомобиль сломался. «Оторвали колеса, коробку, привод», — рассказывает Дмитрий Кулик. Автопутешественники прямо в условиях тайги разобрали автомобиль, определили, что требуется для ремонта, и отправились домой за запчастями.
Отыскав в Тюмени нужные запчасти, путешественники отправились обратно — выручать застрявшую в тайге машину. При этом команда изменилась: Елкин, которому надо было выходить на работу, остался в Тюмени, а Кулик, который, наоборот, не смог поехать в первый рейс, отправился вызволять героический «Запор». Там же, в условиях тайги, джиперы произвели необходимый ремонт и успешно вернулись домой.
«Только по асфальту мы проехали порядка 2000 км, и еще полтысячи — по бездорожью», — подводит итог экспедиции Александр.
«Вот теперь думаем, на чем отправиться в путешествие в следующий раз, — говорит Дима. — Был в советское время такой автомобиль — „Москвич 410“. Полный привод, кстати…».
Отметим, что на счету активистов «Тюменского внедорожного клуба» — множество успешных экспедиций в труднодоступные районы Крайнего Севера, в том числе зимний маршрут Тюмень — Норильск (до которого команда чуть-чуть не добралась). Главным достижением путешественников стала экспедиция 2013 года на двух грузовиках к самой северной точки России и Евразии — мысу Челюскин, последний автомобиль на котором побывал до этого 70 лет назад.
Жители «тюменской матрешки» покорили на старом «Запорожце» перевал Дятлова
Новоуренгоец Александр Еликов и тюменец Дмитрий Кулик завершили очередной этап экспедиции по регионам «тюменской матрешки» на «Запорожце». За несколько дней на ЗАЗ-968 М 1983 года выпуска они преодолели 7 тыс. километров по маршруту Тюмень – Нижняя Тавда – Урай – Агириш – Саранпауль – Сартынья – Игрим – Мужи – Салехард – Надым – Новый Уренгой. А до этого покорили перевал Дятлова. Красный «Запорожец», как рассказал Александр Еликов «Вестям Ямала», друзья приобрели в Омске за 20 тыс. рублей, выбирая из раритетных машин ту, ремонт которой будет самым увлекательным. К слову, подвеска для нее оказалась дороже чем весь автомобиль.
Обкатывать машину начали в экспедициях. В июле 2015 года Александр Еликов собрал друзей и, загрузив «Запорожец» запчастями, они добрались до перевала Дятлова – горы Отортен на Северном Урале. Даже без специального «горного» набора «Запорожец», к удивлению многих владельцев внедорожников, преодолел подъем.
В дороге «Запорожец» ломается часто – на обратном пути в Тюмень прямо на трассе у него отвалился амортизатор, а во время зимнего путешествия – колесо. Но владелец говорит, что именно для остроты ощущений и покупал этот автомобиль.
В этом году Еликов и Кулик намерены купить еще один ЗАЗ-965, «горбатый» «Запорожец», на котором будут планировать новую экспедицию.