Для Тюмени зимние трековые гонки уже давно не в новинку — заезды проходят на ледовой трассе озера Алебашево и, конечно, на дорожке тюменского ипподрома. Но отличается ли наш урало-сибирский «трек» от того, что проходит в Центральной России? В поисках ответа на этот вопрос мы отправились в Московскую область, где Раменское 23 февраля принимал третий этап чемпионата России по трековым гонкам.
Зимний фестиваль автоспорта «Мороз-2017» превратил 23 февраля в настоящий гоночный праздник. Традиционная «Гонка звёзд» журнала «За рулём» уже не украшает День защитника Отечества, но без зрелищных заездов поклонники гонок не остаются, чему свидетельством стала главная трибуна раменского ипподрома (между прочим, отмечающего своё 70-летие!), где яблоку негде было упасть. Не меньше загружена оказалась и внутренняя часть дорожки, превратившаяся в импровизированный лагерь для любителей спорта и отдыха на свежем воздухе — приезжали на ипподром целыми семьями, разбивали мангал и в приятной компании наслаждались шашлыком и зрелищными заездами. Полная парковка автомобилей, неиссякающий ручеёк людей со станции в направлении ипподрома — лучшее подтверждение интереса к зимнему треку!
Благо, помимо выходного дня, вылазке на гонки способствовала и природа. Начавшаяся была оттепель, словно по заказу, прекратилась накануне заездов, что позволило сохранить покрытие перед третьим этапом чемпионата России в хорошем состоянии. Лёгкий минус и небольшой снежок только добавляли шарма происходящему в Раменском. Зимние трековые гонки часто называют «российским NASCAR» и гоночно-праздничный уик-энд в Московской области только подтвердил эту мысль — заезды по овалу подарили зрителям огромное количество острой борьбы на протяжении всего дня, а также — куда в треке без этого! — несколько впечатляющих аварий, в которых, к счастью, всё обошлось мятым железом.
Третий этап Чемпионата России по треку заключал в себе определенную интригу — победитель предыдущих двух этапов Дмитрий Брагин из Казани мог досрочно стать чемпионом России, заняв одно из высоких мест по итогам предстоящей гонки. Однако, учитывая, что его автомобиль по установленным правилам имел дополнительный весовой гандикап, вопрос о досрочном чемпионстве не имел однозначного ответа и полностью зависел от стремления других претендентов побороться за высший титул зимнего трека-2017.
Среди таких претендентов оказались Айдар Нуриев и Тимур Тимерзянов из Казани, имеющие по итогам двух предыдущих этапов против 210 суммарных очков Брагина, соответственно, 164,6 и 162,7 очков. Очки определяются в соответствии с занятым спортсменом местом на этапе и применяемым при этом коэффициентом. Это и определило, что занятые Нуриевым два третьих места на этапах в Усадах и Раменском позволили ему оказаться выше Тимерзянова, который занял на этих этапах второе и четвертое место соответственно.
На открытии гонок руководством Российской автомобильной Федерации (РАФ) бессменному организатору соревнований в Раменском Владимиру Цельмину был вручен памятный приз за выдающийся вклад в развитие отечественного автоспорта. Также памятными призами от Московской областной Думы и огранизаторов соревнования в честь своего 50-летия удостоился руководитель группы компаний Russian Racing Group, активно поддерживающий автоспорт и лично участвующий в гонках, Илья Кашин.
Новинкой этого сезона явились впервые включенные в соревнование заезды моносерии Renault Logan Cup — шесть одинаковых машин на одинаковых шинах. Одним из спортсменов — участников этой моносерии как раз и является Илья Кашин.
Также нужно отметить весьма редкий случай — за весь гоночный день не произошло ни одного фальстарта, за что нужно поблагодарить спортсменов, проявивших изрядное хладнокровие и уважение ко всем участникам спортивного праздника.
Первый заезд начался с уверенного старта Романа Агошкова из Тольятти. Участвующий в заезде лидер сезона Дмитрий Брагин оказался на втором месте, казанец Тимур Тимерзянов — на третьем. В третьем вираже ветеран автоспорта Владимир Черевань по внешнему радиусу обошел подмосковного гонщика Андрея Масленникова, но, по инерции коснулся снежного бруствера, потерял скорость и вновь стал последним. Однако, продолжив свою атаку на Масленникова, в предпоследнем вираже заезда Черевань вновь отвоевал одно место. Все спортсмены растянулись по трассе и в таком порядке закончили заезд.
Во втором заезде старт оказался плотным. Титулованный Алексей Васильев, представлявший на этапе Раменское, вошел в вираж в плотной связке с победителем предыдущего заезда Агошковым и также второй раз подряд вышедшим на лед Тимерзяновым. Воспользовавшись борьбой соперников, гонщик из Удельной Евгений Аксаков по внешней дорожке выскочил на первое место. Агошков бросился в погоню и на третьем вираже по внутренней траектории вырвался в лидеры заезда. Васильев также подтянулся к Аксакову на дистанцию атаки и на дальней от трибун прямой второго круга вышел на вторую позицию. В ближайшем вираже Тимерзянов также опередил Евгения Аксакова, растерявшего в итоге все свое стартовое преимущество. Финиш принес вторую подряд победу Роману Агошкову.
Третий заезд со старта уверенно возглавил Михаил Малеев из Самары. За ним расположились неудачник первого заезда Андрей Масленников и участвующий после долгого перерыва в чемпионате России раменский спортсмен Николай Агапов. Заезд прошел без плотной борьбы, гонщики растянулись по трассе и в таком же порядке его завершили.
В четвёртом заезде бок о бок в первый вираж вошли Дмитрий Брагин и Евгений Аксаков. Брагин, будучи внутри, дпустил контакт с болидом Аксакова, который потерял устойчивость на трассе, потерял скорость и в него ударился надвигавшийся сзади дебютант Раменского трека Дмитрий Пыльнов из Иваново. От удара машину подмосковного спортсмена отбросило на внутренний бруствер и она с полученными повреждениями осталась обездвиженной. Заезд был остановлен красными флагами. По решению руководителя гонки Игоря Коновалова Брагин был признан виновником инцидента и отстранён от перезаезда, проведение которого отложили по времени.
Следующими на ледовый трек ипподрома вышли пилоты моносерии Renault Logan Cup. Среди участников Анатолий Щербак, Максим Пикулев, Дмитрий Луговой, Виталий Ларионов, названный выше Илья Кашин и единственная пилотесса Анастасия Воронкова.
Старт удался Щербаку. За ним устремились Кашин и Пикулев. На дальней прямой Илья Кашин уступил Пикулеву свою позицию. В конце второго круга на четвёртое место вышел Ларионов, опередив Лугового. Финиш прошел в таком порядке. Последней клетчатый флаг увидела Настя Воронкова.
Пятый заезд основной гонки возглавил Михаил Малеев. По пятам его преследовал Айдар Нуриев, который по внешней дорожке первого виража обошел Нуриева и вышел в лидеры заезда. Во втором вираже Владимир Черевань, сменивший свою Honda Civic на Peugeot 207, воткнулся во внешний бруствер, но продолжил гонку. В третьем вираже Алексей Васильев, подтянувшийся к Михаилу Малееву, по внутреннему радиусу опередил последнего. Этой борьбой воспользовался Вячеслав Малеев, обойдя, в свою очередь, своего отпрыска. В пятом вираже Алексей Васильев атаковал Нуриева по внешнему радиусу, но его снесло на заснеженную часть трека и он чуть потерял скорость. Вячеслав Малеев попытался атаковать позицию Васильева, но тот её отстоял. Айдар Нуриев уверенно финишировал первым.
В шестом заезде второй раз подряд принимавший старт Михаил Малеев сразу навязал борьбу Дмитрию Брагину. Они плотно вошли в вираж, из которого находившийся на более удобной внутренней траектории Малеев вышел первым. На дальней от трибун прямой Брагин набрал крейсерскую скорость и с висевшим на хвосте Тимуром Тимерзяновым вошел во второй вираж вплотную к Малееву. Из-за большой скорости по инерции Брагин вошел в контакт со внешним бруствером. Чуть дальше об этот бруствер оттормозился и сам Малеев. За счет этого Тимур Тимерзянов и Роман Голиков проскочили вперед и в таком порядке финишировали. Михаил Малеев приехал на финиш последним.
Седьмой заезд возглавил Айдар Нуриев. Вошедший следом в вираж Рафаэль Фаттахов врезался во внешний бруствер и оказался последним в заезде. Николай Агапов шел по трассе вторым, Тимерзянов — третьим. В пятом вираже на четвёртое место по внешней дорожке проскочил Вячеслав Малеев. Так спортсмены и пересекли финиш.
Затем состоялся перезаезд четвёртого заезда, в котором не имел права участвовать Дмитрий Брагин. Со старта ушли в таком порядке — Нуриев, Аксаков, Васильев. При выходе из виража Евгений Аксаков потерял скорость возле внешнего бруствера и оказался третьим. Во втором вираже Алексей Васильев также оттормозился о бруствер, но, удержал свою позицию. Спортсмены растянулись по трассе и финишировали без борьбы.
В восьмом заезде спортсмены группой плотно вошли в первый вираж, из которого по внутренней дорожке первым выскочил Айдар Нуриев. На дальней прямой Евгений Аксаков по внешней дорожке опередил Нуриева и уверенно занял лидирующую позицию. Михаил Малеев несколько подтянулся к Нуриеву, но, атаковать не смог. Финиш не изменил позиции гонщиков.
Следующим оказался второй заезд моносерии Renault Logan Cup. Первым со старта ушел Виталий Ларионов. За ним последовал Максим Пикулев. На дальней прямой на третье место передвинулся Анатолий Щербак. Пикулев начал планомерно давить на лидера, сидя у того на хвосте, и на финишной прямой почти нагнал лидера, но, не сумел вырвать победу.
Девятый заезд также прошёл при плотном старте, который на выходе из виража принес дивиденды Евгению Аксакову. Его стали преследовать Вячеслав Малеев и Тимур Тимерзянов. В третьем вираже Аксаков выскочил на внешний бруствер, опрокинулся и вновь встал на колёса, сумев продолжить борьбу. Надвигавшийся сзади Малеев сумел проскочить между внешним брествером и потерявшей управляемость машиной Аксакова, но не смог избежать контакта со снежной преградой и тоже замедлился. Двигавшийся третьим Тимерзянов не успел среагировать и врезался в левую переднюю часть машины Аксакова. Владимир Черевань, в свою очередь, воткнулся в машину Малеева. Массовый завал вынужденно повлёк остановку заезда. Пострадавшие машины участников были эвакуированы с трассы, а победу в заезде присудили Ильдару Фаттахову, как единственному, кто мог выйти на перезаезд и продолжить гонку.
Третий, финальный, заезд моносерии Renault Logan Cup прошёл относительно спокойно. Его возглавил Щербак, за ним — Пикулев. Последний на дальней прямой второго круга потерял скорость на заснеженной внешней части трассы возле бруствера и чуть было не пропустил вперед Илью Кашина, но сумел отстоять свою позицию. В последнем вираже следовавшая в хвосте Анастасия Воронкова не справилась со скоростью, ударилась во внешний бруствер и «провальсировала» на своей машине по ледовой дорожке на 180 градусов, после чего завершила гонку под аплодисменты болельщиков.
В десятом чемпионатовском заезде участники недосчитались Тимура Тимерзянова, на болиде которого в последнем «замесе» лопнул блок цилиндров двигателя. Стартовали в таком порядке — Андрей Масленников, Роман Голиков, Алексей Васильев. В третьем вираже Васильев, пытаясь улучшить свою позицию, выскочил на внешний бруствер, опрокинулся, после чего вновь встал на колёса и продолжил гонку уже последним. Рафаэль Фаттахов в итоге оказался третьим. На финише второго круга Голиков по внутренней траектории обошёл Масленникова и выиграл заезд.
После этого состоялось награждение победителя и призеров гонки моносерии Renault Logan Cup. Третье место завоевал Дмитрий Луговой, второе — Виталий Ларионов, а победителем стал Максим Пикулев. Илья Кашин занял четвёртое место.
Одиннадцатый заезд возглавил Дмитрий Брагин. Голиков и Масленников расположились следом. На дальней прямой Николай Агапов, набрав хорошую скорость, проскочил мимо Масленникова на третью позицию. Ровно через круг такая же участь постигла и Голикова, атакованного Агаповым по внутренней части трассы. В последнем вираже Роман Голиков вошел во внешний бруствер и его смог опередить Андрей Масленников. Так и завершился заезд.
Двенадцатый заезд оказался скупым на борьбу. Его старт выиграл Роман Агошков. На дальней прямой Дмитрий Брагин опередил Михаила Малеева, после чего спортсмены растянулись по трассе и финишировали.
В тринадцатом заезде Нуриев и Агошков оказались на старте удачливее своих соперников. Но ненадолго. В первом же вираже почувствовавший уверенность в себе и своей технике Николай Агапов опередил Романа Агошкова. В следующем вираже его жертвой уже стал удачно проводивший эту гонку Айдар Нуриев. На финише первого круга Агошков встал на трассе по технической причине. Участники заезда под жёлтыми флагами на опасном участке трассы закончили заезд.
Четырнадцатый заезд возглавил Рафаэль Фаттахов. Это был его локальный успех, поскольку Николая Агапова было уже не остановить. Он вновь, как ракета, проскочил по прямой мимо Фаттахова и оказался лидером заезда. Дмитрий Брагин, который мог навязать последнему серьезную борьбу, по технической причине встал сразу после старта на том же месте, где в предыдущем заезде «припарковался» Роман Агошков. В последний вираж Алексей Васильев влетел по внутренней дорожке, вышел на третье место, но тут же был сносён к брустверу, потеряв скорость и одну позицию на трассе. Третьим финишировал Ильдар Фаттахов.
В пятнадцатом заезде отсутствовали по техническим причинам Черевань, Агошков и Аксаков. Рафаэль Фаттахов стартовал первым. За ним Роман Голиков и Дмитрий Пыльнов. Спортсмены растянулись и финишировали без борьбы.
К шестнадцатому заезду сложилась ситуация, когда удачное выступление позволяло Алексею Васильеву претендовать на призовое место. Он решительно стартовал и, заняв первую позицию в заезде, не уступил её до финишного флага. За ним финишировали Андрей Масленников и Ильдар Фаттахов.
Таким образом, победив в заезде и набрав в сумме 21 очко, Алексей Васильев занял третье место на этапе. Второе место досталось земляку раменских болельщиков Николаю Агапову. Напомним, что оба выступали на гонке за Раменское. Видимо, поддержка местных зрителей в праздничный день помогла этим гонщикам показать высокий результат. Победителем же этапа стал Айдар Нуриев, набравший 25 очков. Для Дмитрия Брагина гонка оказалась неудачной, что сохранило интригу в борьбе за чемпионство.
Победитель и призеры этапа были награждены кубками и призами спонсоров чемпионата России. Приз главы Раменского муниципального района, учрежденный для спортсмена, показавшего наилучший результат по сумме двух этапов, проведенных на Раменском ипподроме, также достался Айдару Нуриеву. Его вручил Антон Попов, заместитель главы администрации Раменского муниципального района.
III этап Чемпионата России по зимним трековым гонка в зачётной группе N1600. Результаты:
1. Нуриев Айдар (Fereks Racing Team/Lada Kalina)
2. Агапов Николай (СТК «Ралли Подмосковье», Citroen Saxo VTS)
3. Васильев Алексей (личный зачет/ Citroen Saxo VTS)
Традиционное соревнование Renault Logan Cup. Результаты:
1. Щербак Анатолий
2. Пикулев Максим
3. Ларионов Виталий
День в Раменском для автора этих строк оказался спрессован буквально в одно мгновение — казалось бы, только что состоялась торжественная церемония открытия, как пилоты уже поднимаются на подиум за заслуженными наградами! А всё дело в динамизме событий на трассе. Трековые гонки отличаются компактной трассой, которая лежит буквально как на ладони, стремительными заездами протяжённостью в три круга и острой борьбой от стартового светофора до клетчатого флага. Плюс невероятно демократичная атмосфера, при которой можно легко получить автограф, сделать совместное фото или просто перекинуться парой фраз с любимым пилотом, а также своими глазами понаблюдать за тем, насколько быстро и ловко механики гоночной команды способны превратить разбитую машину своего пилота во вполне рабочий болид, готовый к следующим стартам!
К сожалению, сравнение трека в Тюмени и Раменском не в пользу «лучшего города Земли». Нам остро не хватает именитых пилотов — титулованный «кольцевик» Алексей Васильев, легенда российских гонок Владимир Черевань, опытнейший ралли-кроссовый пилот из чемпионата мира Тимур Тимерзянов и не только — ради которых стоит приехать на трассу и увидеть заезды своими глазами. Есть проблемы и в уровне техники — там, где у нас сражаются за победу мятые «восьмёрки» с кузовными деталями самых разных цветов, в Московской области на старт выходят новые Lada Kalina (впрочем, и на Урале они появляются), старые, но бодрые Citroen Saxo, Honda Civic, Peugeot 207 и KIA Rio, Renault Logan, причём все неизменно в яркой раскраске и выглядящие, по крайней мере в первых заездах, с иголочки. Нам ещё предстоит прийти к осознанию того, что даже в контактных видах автоспорта внешность автомобиля играет далеко не последнюю роль…
Конечно, несравним и подход к организации самих гонок. В Раменском работал и грамотный комментаторский дуэт, и шла прямая видеотрансляция в Интернете с актуальными повторами, качественной графикой и всеми присущими телевидению атрибутами. Плюс присутствие SMP Racing, которая не просто щедро одаривала гостей ипподрома фирменными сувенирами, но и привезла свои гоночные машины из чемпионата мира FIA WEC. Пожалуй, впервые мире спортпрототип категории LM P2 BR Engineering BR01 и купе Ferrari 458 Italia GT3 ощутили под своими колёсами не раскалённый асфальт гоночных трасс, а холодный снег российской зимы!
Словом, учиться, учиться и ешё раз учиться, перенимая удачный опыт коллег из Москвы! Всё для того, чтобы в будущем свой автоспортивный праздник в Тюмени собирал зрителей и участников не только из города и региона, но был интересен и для именитых пилотов.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.