Страница 1 из 1

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 21:51
Mauzer
Центр защиты: автомобили Чернобыля
Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу 30 лет назад.
Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный ЗИЛ-130. Но он заслужил почетное место!
И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие — такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители — первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин.
Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.
Изображение
КАПСУЛА ЖИЗНИ
Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.
Изображение
Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации
Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для... маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.
Изображение
Макетный образец защитной капсулы для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1
Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной.
Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.
Изображение
Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами перед ветровым
Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.
Изображение
Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем
Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую — до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора.
Изображение
КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой
Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.
«ТАДЖИКИСТАН — 3205»
Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей — автобусы, на которых возили людей в зоне заражения.
Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами. Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.
Изображение
ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н
Автобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан». Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40. Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому. Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ.
«Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно также, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет.
Изображение
«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане
Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась — свои дни они закончили в могильниках. Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей — тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты. Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.
Изображение
Могильники зараженной техники в зоне отчуждения
Конечно, те, кто создавал защищенные машины, накопили большой и необычный инженерный опыт. Но прошло тридцать лет. Иных уж нет, а мы живем совсем в других странах, с абсолютно другими страстями и заботами. Лучше бы, конечно, такой опыт предков нам никогда не пригодился. Но иногда все-таки задумываешься: смогли бы мы сейчас им воспользоваться? Если, не дай бог, понадобится...

https://auto.mail.ru/article/60628-centr_zashchity_avtomobili_chernobylya/

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 22:25
Капитан_Улитка
С позапрошлого лета там уже нет машин. Не знаю какие дебилы где их переплавили и самое важное куда металл отправили. Надеюсь не в Россию.

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 22:31
atmicandr
даже если посчитать что 30 лет прошло, почему у многих машин шины не спустило? Вертолёты вообще в таком состоянии что садись и лети... Возможно в те годы нами и был похоронен российский автопром, ибо того качества, которое было больше нет и никогда не будет :sad:

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 22:32
Renatt
:up: не знал, не интересовался, спасибо, будем знать.

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 22:58
stasurik
atmicandr писал(а):Вертолёты вообще в таком состоянии что садись и лети

Они из аллюминия вроде. Что им доспеется?

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 23:07
megan
Капитан_Улитка писал(а):С позапрошлого лета там уже нет машин. Не знаю какие дебилы где их переплавили и самое важное куда металл отправили. Надеюсь не в Россию.


немного не так, разворовывать на запчасти технику стали чуть ли не наследующий день (карбюраторы, трамблеры, стартера и др. навесное), в 90-х стали комуниздить уже цветмет (радиаторы, начали разбирать вертолёты), к 2010 году уже ни одной целой машины на этой стоянке не было и в 2010, как бы власти украины решило как бы захоронить всю эту технику в могильник, к 2013 площадка уже вся пустая...

в гугл земля набираешь "кладбище техники Припять" и двигая шкалу времени можно всё проследить в 2002 (первые фото) вся техника ещё на месте, даже вертолёты целые, но между рядами техники хорошие следы проезженны, т.е. разбор техник поставлен на поток!!! следующее фото 2011 года уже 50% техники нет, вертолёты разобранные, в 2013 кладбище уже пустое 8-O

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 23:39
Капитан_Улитка
megan писал(а):
Капитан_Улитка писал(а):С позапрошлого лета там уже нет машин. Не знаю какие дебилы где их переплавили и самое важное куда металл отправили. Надеюсь не в Россию.


немного не так, разворовывать на запчасти технику стали чуть ли не наследующий день (карбюраторы, трамблеры, стартера и др. навесное), в 90-х стали комуниздить уже цветмет (радиаторы, начали разбирать вертолёты), к 2010 году уже ни одной целой машины на этой стоянке не было и в 2010, как бы власти украины решило как бы захоронить всю эту технику в могильник, к 2013 площадка уже вся пустая...

в гугл земля набираешь "кладбище техники Припять" и двигая шкалу времени можно всё проследить в 2002 (первые фото) вся техника ещё на месте, даже вертолёты целые, но между рядами техники хорошие следы проезженны, т.е. разбор техник поставлен на поток!!! следующее фото 2011 года уже 50% техники нет, вертолёты разобранные, в 2013 кладбище уже пустое 8-O
Насчет Гугла не знаю.Я был там летом 14 года. Машин уже не было. Проводник говорил вертолетами все вывезли.

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 23:47
megan
Капитан_Улитка писал(а):Насчет Гугла не знаю.Я был там летом 14 года. Машин уже не было. Проводник говорил вертолетами все вывезли.

в 14 году на украине, да ещё в Припяти..., ну ты монстр.
как оно там было то?

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 16 май 2016, 23:56
Капитан_Улитка
megan писал(а):
Капитан_Улитка писал(а):Насчет Гугла не знаю.Я был там летом 14 года. Машин уже не было. Проводник говорил вертолетами все вывезли.

в 14 году на украине, да ещё в Припяти..., ну ты монстр.
как оно там было то?

По началу ссыкатно)). Наигрался в свое время игр компьютерных с ужастиками про Припять. А потом любопытство взяло вверх. Интересно очень. Ощущения и чувство не передать словами. Этим летом хочу Саласпилс посмотреть. Точнее что от него осталось. Тянет меня в такие места что то :???:

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 17 май 2016, 00:22
Laniar
Хохлы более менее живую технику забрали в ато. Вести24 смотрел не давно , там кто в теме сами в шоке, что хохлы решились на это

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 17 май 2016, 00:35
Denver
Laniar, Не поверю. Что там забирать? Техника вся разграблена, разъукомплектована - запчастей на нее уже особо нет, а если есть, то не в Украине. Восстановить ее - дорогое удовольствие, проще новую купить

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 17 май 2016, 06:50
megan
Laniar писал(а):Хохлы более менее живую технику забрали в ато. Вести24 смотрел не давно , там кто в теме сами в шоке, что хохлы решились на это

более менее живой техники там не было уже в 90-х!!! В советское время с неё сняли всё навесное, после развала всё что снимается...

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 17 май 2016, 07:13
Laniar
Как то смотрел передачу про кладбища техники. Там хранитель жил, его радиация не брала. Он с счетчиком гейгера ходил, показывал как фонит железо. Дак говорил, что технику любую хоть сейчас заводи и едь. Правда это было лет может десять назад.

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 17 май 2016, 08:59
Muscle
Капитан Улитка верно сказал - там больше нет техники, вообще нет - пишут в сети. Кончилась пока гремел майдан ;)

Отправлено спустя 1 минуту 1 секунду:
Изображение

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 17 май 2016, 09:22
megan
Laniar писал(а):Как то смотрел передачу про кладбища техники. Там хранитель жил, его радиация не брала. Он с счетчиком гейгера ходил, показывал как фонит железо. Дак говорил, что технику любую хоть сейчас заводи и едь. Правда это было лет может десять назад.

вот здесь фото начала 2009 года:
http://moscowlondon.livejournal.com/121379.html

т.е. 6 летней даности и судя по ним на той технике уже лет 10 как ни как нельзя хоть сейчас заводи и едь :cherep:

Автомобили Чернобыля

Добавлено: 17 май 2016, 09:44
wovan
Laniar писал(а): забрали в ато. Вести24 смотрел не давно

там иногда такую фигню говорят :-D хотя штук несколько может и собрали