Страница 1 из 7

Легендарный автобус ЛИАЗ-677

Добавлено: 18 май 2013, 15:23
Ramil44
Давно не видел в Тюмени этих автобусов, совсем наверно не осталось. Но в Тобольске они ещё ходят, причом некоторые неплохо отреставрированные. Тем не менее уже так не смотрят за ними, закупая новые Хёндаи и новые Лиазы.
Если честно, я как обычный человек ни на что не влияющий, хотел бы, чтобы кто-нибудь из автобусных предприятий прочитал эту тему и посоветовал руководствам держать в хорошем состоянии, можно сказать в идеальном хотя бы парочку таких автобусов. Мало того, чтобы они ездили по маршруту.
Потому-что он какой-то особенный, не комфортный, уже старинный, но тем не менее особенный. Откуда-то из детства.
Когда был мелкий, всегда стоял перед перегородкой водителя и салона и смотрел вперёд.
В Тюмени мой дядя работал в ПАТП-2 и ПАТП-1 ра учебных с удлинённой зоной водителя, где я сидел позади него.
Красная железная понель, необычный звук ”бутылок"
Не списывайте их все. Оставьте хотя бы один два, что в Тобольске, что в Тюмени, да вообще во всех городах :up:

Немного про этот автобус. Много букав:
Скрытый текст:
Этот легендарный автобус появился на улицах Киева в 1968 году, разбавив массу
"ЛАЗов" и "Икарусов". Ликинский автобусный завод Московской области выпустил
самую неудачную модель автобуса (по нынешним меркам), но революционную, на
уровне западных аналогов того времени, и она стала очень популярной, особенно
на московских маршрутах. Так как предыдущая модель этого завода ЛиАЗ-158 в Киев не поставлялась вообще,
невзирая на массовое распространение во всём СССР, то для Киева появление марки
ЛиАЗ был не простым. В самом начале новые ЛиАЗ-677 получило АТП-09125 (теперь
- АП 5), и машины эксплуатировались на 72,85 маршрутах. Новая модель вызывала двоякое впечатление: на первый взгляд это был
"Икарус-620" (да-да, были и такие машины в Киеве1967-68 г. г, хорошо известный
ранее в нашем городе, но с иной странной отделкой. И действительно: и форма
кузова, и расположение дверей, и общее компоновочное решение с двигателем
впереди, и пониженный пол задней площадки, - всё как у "Икарус-620". Но
одновременно всё выполнено современней, с учётом последних веяний автобусостроения. Как для серийной советской модели модели в 1968 году - это был прорыв! Впервые:
широкие двери и накопительные площадки у дверей (позволяющие машине брать
на борт до 110 пассажиров, 25 из которых - сидячих), мощное освещение салона
лампами дневного света, пневматическая подвеска кузова, автоматическая коробка
передач, гидроусилитель рулевого управления. Как машина для городских
перевозок она была почти идеальна. Из недостатков нужно было отметить слабоватый бензиновый двигатель с
большим расходом топлива. Но, к сожалению, в то время в СССР не было дизельных
двигателей, пригодных для автобуса, да и недорогого бензина было всегда
достаточно. Этот минус становился всё более очевидным с каждым годом, по мере
насыщения городов автомобилями и дорожанием бензина, и ЛиАЗ-677 становился
тормозом в общем динамичном потоке. Водители называли его "слоном" за медлительность, неповоротливость и
прожорливость. На конечные остановки маршрутов, где работали ЛиАЗы, выезжал
специальный дозаправщик, чтобы автобусы могли работать целый день, ибо бака
топлива в 300 литров на две смены не хватало. Как минус конечно следует также
засчитать шумность рабочего места водителя, но в далёком 68-м году показатели
шумности, экономичности и экологии мало кого волновали. Автобус был мало динамичен, да и затяжные подъёмы он преодолевает с трудом, поэтому он не
использовался на гористом маршруте № 71, где в обе стороны было по три
подъёма. Его предпочитали эксплуатировать на "плоских маршрутах", хотя на
некоторых маршрутах с большим пассажиропотоком, где уже не справлялись
маловместительные ЛАЗы - ЛиАЗы натужно воя преодолевали подъём, но один на
всём маршруте, например как на №№ 72, 91. Инженеры ЛиАЗа предупреждали, что машина будет потреблять 75 литров
бензинов на 100 километров пробега. После проведения модернизации двигателя,
машины перешла на потребление более дешёвого бензина А-76, и паспортное
потребление было снижено до 54-х литров на 100 километров. По отзывам
водителей, машина со временем потребляет всё меньше и меньше топлива (54
литра на 100 километров в период обкатки, а при дальнейшей эксплуатации при хорошем обслуживании около 40 литров ). Одним из существенных недостатков машины является перегрев двигателя в
жаркое время, при температуре выше 26-27 градусов. Чтобы хоть как-то охладить
двигатель, водители приподнимают крышку моторного отсека. Вопрос перегрева
довольно спорный: как правило, это случается в летнее время, когда в воздухе
летает много тополиного пуха, и именно пух и пыль забивала радиатор. И все беды
- от лени и неквалифицированности водителей и ремонтного персонала, несвоевременно прочищающего радиатор. На некоторых машинах водители устанавливали дополнительный включатель в в
виде тумблера для принудительного включение первой передачи (ибо у ЛиАЗа была
и 2-х и 3-хступенчатая автоматическая КПП). Это было сделано для того, чтобы не
совсем исправные машины особенно во время перегрузки, уверенней разгонялись
либо преодолевали затяжной подъём, также это позволяло избежать резкого
дёргания машины на подъёмах, особенно проявлялось на затяжном подъёме по улице Урицкого на маршруте № 69. А простым пассажирам за всё время эксплуатации этой машины было достаточно
удобно и комфортно: просторный и тёплый салон, мягкий ход, большие окна
делали поездки на 677-м приятными. У машин 68-го года выпуска были
оригинальные светильники салона в виде цельной световой линии из которой
выходили стойки продольных поручней, а также своеобразная рифлёная фактура
обивки сидений. В 1969 году автобусы стали поступать и в АТП-09123 (теперь - 3-й парк) для
обслуживания нового Никольско-Борщаговского массива на 69 маршрут. С 1975 по
1985 маршрут № 69 был укомплектован исключительно этой моделью, и несмотря
на тяжёлый, затяжной подъём по улице Урицкого (а ЛиАЗ очень плохо справлялся с
затяжными подъёмами), ЛиАЗы всегда с переполненными салонами, и надёжно
возили киевлян. И лишь в 85-87 годах "слоны", а их было только на этом маршруте 50 штук сдали позиции в пользу венгерских Икарусов. За всю историю модели "677" было всего три варианта окраски: первая партия в
1968 году была светло-серого цвета только с бордовой "юбкой", вторая полоса под
окнами появилась в партии 1970 года. На машинах первых партий (с красной "юбкой" или с двумя красными полосами)
были и необычные задние фонари: маленькие круглые фонари в большой
хромироанной "тарелке". В вечернее и ночное время, когда включались стопы и
повороты, эти фонари казались просто огромными, и довольно ярко смотрелись на
киевских улицах. В 1972-73 г. г. стали поступать машины с двумя синими и
зелёными полосами на сером фоне. Поступила и небольшая партия машин с ярко- жёлтыми полосами на сером фоне. И лишь в 1976-77 годах (с появлением
модификации "677М") "ЛиАЗы" приобрели всем знакомый и хорошо
запоминающийся в СССР жёлтый и жёлто-рыжий цвет. Машины "677М" были только
жёлтого цвета. Первые партии 677 модели в количестве 10 штук попали и в 1 парк в 1969 году, где
работали на 62-м маршруте вместе с ЛАЗ-695М. Позже машины были переданы на
56-й маршрут, где и доходили до списания. В 1-м парке эта модель не прижилась, и
более в него не поступала. Зато 3-й, 4-й, 5-й парки массово получали "слонов", и все напряжённые маршруты
этих парков были заполнены ими. В 3-м парке машины работали на маршрутах 9 (с
лета 1978, со дня закрытия трамвая 17, до 1983 года), 69, 82, 89, 92, в 71-73-х годах
и на 2-м маршруте. В 4-м парке - на 13, 23, 97 маршрутах. В 5 парке на маршрутах
72, 85, 91, 93, 59, 88. Машины работали и на маршрутах 30, 35, 47, 70 (ходившем
от станции метро "Нивки" на новопостроенный Виноградарь через Газопроводную), 90 (как в 3-м, так и в 5-м парке). В Киеве эти автобусы поступали только в четыре правобережных АТП: сначала - в
АТП-09125, через некоторое время - в АТП-09121 и 09123, через год - в АТП-09124. Поступали "ЛиАЗы" и АТП-09126 (АТП-13033) сразу после его создания в 1981 году,
поскольку туда передавался подвижной состав из АТП-09125 (АТП-13032). Но эти
машины в парке протянули недолго, и скоро были списаны. Да и с трудом можно
представить "ЛиАЗ-677" на Оболони или Троещине. Всего в АТП-09126 поступило
5-7 машин, одними из которых были 00-55 киу и 99-01 кип (с чёрными номерами). Особо следует отметить, что с начала строительства массива Оболонь и до 1976
года ЛиАЗы-677 были главным транспортом огромного массива, когда 91-й, 93-й,
94-й маршруты с Оболони курсировали до метро станции метро "Завод
"Большевик". 91-й маршрут пытались сделать образцовым в 71-75 годах.
Некоторое время 91-й маршрут был фирменным: на зелёных и синих боках
десятков ЛиАЗов красовалась надпись "ОБОЛОНЬ". На нескольких машинах была надпись "МАЛЯТКО": эти автобусы на Оболонских маршрутах брали только
пассажиров с детьми. Так в то время пытались решать проблемы родителей сесть в
переполненный автобус с малышами. А Оболонь до постройки метро имела не
меньше проблем с транспортом, чем нынешняя Троещина. За все годы выпуска модели 677 она не имела ни одной серьёзной модернизации.
Лишь в 1978 году была усовершенствована электросистема, включая новые
унифицированные с другими автобусными заводами наружные световые приборы,
появились достаточно примитивные передний и задний бамперы (ранее
отсутствовали вовсе), и появилось штатное место у запасного колеса на задней
наружной стенке автобуса. Также по моде того времени стёкла салона стали через одно цельными без сдвижных форточек, в то же время правое глухое стекло
кабины водителя получило сдвижную форточку. Все модернизированные машины
были только полностью жёлтого цвета. Машина стала называться "677М". В первых машинах водители устанавливали запасное колесо прямо в салоне, на
задней площадке. Лишь несколько позже штатное место для запасного колеса
появилось снаружи на задней стенке автобуса. Автобус ЛиАЗ-677 поставлялся в Киев и в пригородной версии 677Б: ровный пол
салона без понижения на задней площадке, двойные сидения по оба борта салона
общим числом 34. Эти машины использовались на тех же городских маршрутах,
чем вызывали недовольство пассажиров узким проходом и меньшей вместимостью.
Так несколько именно таких машин 2-4 шт работали на 69 маршруте. В других
парках модификация 677Б замечена не была.Киевский аэропорт "Борисполь" использовал 10 штук ЛиАЗ-677 в качестве перонного автобуса со снятыми в салоне
сидениями, кроме сидений на колёсных арках. Такая машина имела вместимость до
160 пассажиров. Хоть существовала специальная аэродромная модификация ЛиАЗа
с дверями по обеим сторонам и усиленной подвеской, в Киеве использовался
именно такой упрощённый вариант. На замену этим машинам в 70-х годах пришли автобусы "Икарус-260", значительно
превосходящие советские машины по всем параметрам. Тем не менее, "ЛиАЗы"
поставлялись в Киев до 1985 года, а на маршрутах активно работали до середины
90-х, когда их начали очень быстро списывать. Сейчас в Киеве, в феврале 2005 года, осталось всего три таких машины (скорее
всего, даже одна/ все - в автобусном парке 4/АТП-13031), и они изредка работают
на маршруте № 37 и пригородных маршрутах от станции метро "Святошин",
несмотря на свой почтенный возраст. Но и сегодня, в начале 2005 года, на некоторых пригородних линиях эти машины (в
основном на газовом топливе) возят пассажиров из райцентров до Киева, вызывая
далёкие ностальгические чувства о 70-80 годах. Ведь давно снятая с производства
машина оказалась довольно живучей, да и к тому же Яхромской автомобильный
завод вплоть до 2000 (?) года выпускал кузова этой модели для небогатых районных
АТП. Источник: Автобусный парк №6 г. Киева

Изображение

Добавлено: 18 май 2013, 15:30
NEPTUN
Ramil44, воспоминания из детства: дымящий как паровоз, еле ползущий в гору в Тобольске ЛиАЗ. Недавно ездил к вам, та же картина. Прям, день сурка какой-то.

Добавлено: 18 май 2013, 15:33
zapad
да, вспоминается детство в этих автобусах :up:

Добавлено: 18 май 2013, 15:34
Ramil44
NEPTUN, да вроде не дымят. Мне и сейчас нравится на них ездить. Мы когда семьём гуляем или между продажей и покупкой авто, у нас сын (ему 5 лет) постоянно просит на них ехать. Вот так нужный автобус подходит к остановке, а мы из-за сына стоим, ждём ЛИАЗа :D

Добавлено: 18 май 2013, 15:37
victorovi44
В "За Рулём" №5 сертификат на покупку модели ЛиАЗ-677.

Добавлено: 18 май 2013, 15:38
srsairbag
Ramil44, видел я такой в Тюмени совсем недавно :) Приятно был удивлен, проводил вслед, хорошее настроение на полдня обеспечено! :up:
У меня отец на таком работал, 15 и 43 маршрут, часто я с ним катался :)

Добавлено: 18 май 2013, 15:40
KolemBass
В четверг в Тобольске увидал его, так умилило... ))) Хоть выскакивай и на ходу запрыгивай в него )))

... Вспомнил, как в школе, классе в 6-7, на таком в Перевалово ездили, на морковку... ))))

Ramil44, :up:
Хорошую тему поднял ))))

Добавлено: 18 май 2013, 15:46
leon4050
и газовые баллоны в таких автобусах обменивали....и столовые на колёсах для автобусников на конечных остановках стояли...и центральную площадь на 1 мая и 7 ноября этими автобусами оцепляли....

Добавлено: 18 май 2013, 15:46
nick2803
Помнится какой от него звон исходил, что там за "молоточки постукивали" я и сейчас не в курсе, но шум был специфичный и приятный для слуха...Много конечно чего вспоминается из того пускай и не самого светлого, но очень доброго ушедшего прошлого, вроде все сейчас у нас есть и даже лучше чем нам нужно для счастья, а вот этого простого неосмысленного и неразумного счастья как раз и не хватает (( Вот и вспоминаем те добрые времена и его атрибуты...на ум приходят строчки Митяева "...и тот пьянящий запах новеньких сандалий, и в кульке за рубль десять карамель, и в шариковой ручке радостный Гагарин, так ни что не может радовать теперь" и "как же мы бессильны пирожками с вишней возвратить ту радость детства своего"...

Добавлено: 18 май 2013, 15:48
victorovi44
Автобусы моего детства:
Скрытый текст:
Изображение
[img]http://petroavtolombard.ru/content/pages/big/img20110515173917.jpg[/img]
Изображение

А на таком помню в Тюмень ездили :D
Скрытый текст:
Изображение

Добавлено: 18 май 2013, 15:55
POH4IK
Эх я тоже ещё застал эти автобусы,помню его особый аромат и специфический шум в салоне,шум открывания дверей,обивку поручней,старые кресла,было приятней ездить на нём чем на старых немцах и икарусах....эхх прям ностальгия нахлынула) Рамиль тема хорошая)

Добавлено: 18 май 2013, 15:58
victorovi44
У нас такой памятник стоит:

Скрытый текст:
Изображение

Добавлено: 18 май 2013, 16:04
сальвадор
работал на таком.сарай ещё тот :up:


victorovi44 писал(а):Автобусы моего детства:
Скрытый текст:
Изображение

такой был -экскурсионный,ходил от гостиницы Турист

Добавлено: 18 май 2013, 16:35
serg214
Ещё в Заводоуковске по городу такие "раритеты" всё ещё людей возят. Они уже старше некоторых, а на ходу еще и в хорошем состоянии. Посмотришь на такой автобус и невольно детство вспоминается. Любил стоять на покрышке гидрача задней двери, как заходишь влево, отгорожено перилами и не толпишся, и не давишься :up:

Добавлено: 18 май 2013, 16:40
ODA
пффф, хорошая техника, неубиваемая. Нынешние Мерседеы комфортом не отличаются. Мосты гудят, вибрация оёйой)))

Добавлено: 18 май 2013, 16:59
alik_motor
Меня маленького отец на запаску садил, если такая оказывалась на задней площадке салона, а сам рядом стоял - придерживал.

Добавлено спустя 37 минут 58 секунд:

serg214 писал(а): Любил стоять на покрышке гидрача задней двери, как заходишь влево, отгорожено перилами и не толпишся, и не давишься :up:


ага, это самое безопасное место в этом автобусе во время час-пик - никто тебя не давит, на ноги не наступает, а выходить - дверь рядом :D

Добавлено: 18 май 2013, 17:39
Super0
да, душевный автобусик, какой то теплотой отдает, из детства, я на них еще и поработать успел, мне нравилось на нем ездить, едешь как 20 лет назад- ни куда не спешишь, все таки в нем сохранилась та эпоха... помню еще впереди касса стояла- ложись в нее монетки, крутишь ручку, и отматываешь билетов... такое далекое, счастливое время...

Добавлено: 18 май 2013, 17:41
KolemBass
Super0,
"Лучший контроллер - совесть пассажира" :yes:

Добавлено: 18 май 2013, 17:42
Super0
KolemBass, в смысле??

Добавлено: 18 май 2013, 17:47
NEPTUN
Super0, имелся в виду "контролёр"

Добавлено: 18 май 2013, 17:48
KolemBass
Super0,
помню еще впереди касса стояла- ложись в нее монетки, крутишь ручку, и отматываешь билетов

- эта надпись была на кассе )))

Добавлено: 18 май 2013, 17:50
Super0
да, была такая надпись :) все, ностальгия меня сейчас замучает :)

Добавлено: 18 май 2013, 17:55
Benat
Да да да )) а я все пытался узнать что за модель )) они такие няяяши. как выше сказали. звук такой осоебнный. запах. а как дверцы открывались. тоже любил стоять и смотреть как водитель рулит, открывает двери какой то ручкой. и как я понял там коробка автомат была прямо под рулем ) а еще эти аппараты для билетов где за копеечку накрутить можно было ) а потом стукнуть дырки в билете ) в детстве мечтал стать шофером именно на таком автобусе. В Тюмени такой у нас ездит "Авто кафе" ) пытался понять что за номер у этого кафе. но эти автобусы фееричны. тоже самое как вспоминать гармошки ) с их запахом резины )

Добавлено: 18 май 2013, 17:56
Super0
сейчас вспоминаю то время... может кажется, но жизнь было другой, и люди другие... добрее как то были, и люди и время, стоит только вспомнить, и перейти в соседнюю тему, к примеру про моргание фарами... ведь были же одной страной... кто, и главное как смог превратить большинство в простую массу?... вот что то не в те сторону повернул, извиняюсь...

Добавлено спустя 2 минуты 32 секунды:

там действительно автомат, ГМП, 2 передачи, и 3 прямая, с заблокированным гидротрансформатором

Добавлено: 18 май 2013, 18:02
Ramil44

Добавлено: 18 май 2013, 18:03
Benat
кстати. особенность таких автобусов "лоховозов" насколько я помню называли их. ибо во времена процветания коммерции, оставались муниципальным. так вот. особенность их была в отличии от собратьев. Зимой там было ТЕЕЕПЛО!!!! ))) к когда ты в 7 утра ехал зимой ) а у тебя только 2 рубля и ученический с училища. то так хорошо было ) спасибо Рамиль за тему ) классно )

Добавлено: 18 май 2013, 18:17
pesec
Помню-помню.
И у водителя у перегородки стоять любил, и на площадке за запаской. Ездил на учебу/практику школьную, на картошку. Ностальгическое автобус, родом из СССР.
У меня как память остался поручень от него в пластиков-резиновой оболочке с продольными выпуклостями.

Добавлено спустя 4 минуты 47 секунд:

Пару таких автобусов стоит оставить на центральном маршруте по типу экскурсионных как трамвайчики в Чикаго.

Добавлено: 18 май 2013, 18:27
diman_333
Помню на cтарый "Cтреловский" мост подняться не мог в час пик битком, дак народ перед мостом высаживал, переезжал, снова всех садил, и ехал дальше :) . Ramil44, Клип аж за душу взял :up: .

Добавлено: 18 май 2013, 18:30
Bishop72
Нравилось ездить сзади в пустом автобусе, на кочках здорово подкидывало))))

Добавлено: 18 май 2013, 19:05
Big_Peps
В Тюмени до сих пор в строю кухни на колесах на их базе.
Нас на сельхозку в таких возили. Толпой на задней площадке любили их раскачивать.
Особенно мне нравилось подпрыгивать на задней площадке. Я жил далеко от школы, выходил на конечной. Народу обычно мало или я вообще один. Водитель разгонялся прилично и в 2-х местах были кочки как трамплины, весело было подлетать. А Икарус не так подлетал, в основном были гармошки на маршруте, вот и радовался если Лиаз попадался.
Любил у передней перегородки наблюдать, как водитель небрежно раскинет куртку, тетрадку или еще чего-нибудь на крышку моторного отсека. Простор!
И запах.., даже дым от сигарет или папирос был какой-то ароматный, такой же как в такси...
А еще помню у них зад от пола отваливался и его прикручивали двумя толстенными уголками. На пол пола и пол задней обшивки.