С тех самых пор, как я пополнил ряды автоспортивных судей, я всегда задавался вопросом – отчего заезжие да и нередко местные официальные лица, будь то председатель КСК, спортивные комиссары, руководитель гонки и технический делегат РАФ, не говоря уже о представителях оргкомитета, выглядят так, как будто в режиме 24/7 употребляют горькую. Прошедший 28-29 июня IV этап чемпионата России по кроссу в классе Д2-1600 дал ответ на волнующий меня вопрос и переполнил чашу терпения, вынудив написать этот пост. Прошу считать всё нижеизложенное криком души.
Я абсолютно не имею ничего против банкета по завершению мероприятия. Снять стресс от организационной суеты, выпить за победителей, поднять бокал за проведённую гонку, поблагодарить организаторов и всё в этом духе – святое дело осуждать которое у меня и мысли не будет. Но я не могу смириться с тем, что львиная доля официальных лиц на гонке в Упорово была в «состоянии не стояния» КАЖДОЕ утро, причём в день гонки охарактеризовать форму отдельных граждан можно было как «в лоскуты», «в сопли», «в зюзю» и «в дрова» разом. Было бы смешно наблюдать за робкими попытками перемещения по закрытому парку нетвёрдой походкой с немым вопросом в глазах «Что это, где это я и как я вообще здесь оказался?!?!?!». Можно было бы посмеяться, если бы не должность этих алконавтов, отвечающих за проведение гонки…
Уверен, если бы на видео был записан инструктаж руководителя гонки, который объяснял судьям как работать флагами, то этот ролик может и не стал бы рекордсменом YouTube, но люди «в теме» автоспорта оценили б эту пантомиму, сочетавшую в себе попытки удержаться в вертикальном положении, не явить миру то, что было выпито и съедено накануне, а заодно и ещё хоть худо-бедно имитировать работу с судьями – потуги показать технику работы с флагами едва не привели к близкому знакомству области лица рукогона с деревянным настилом крыльца, после чего общение с судьями было прекращено и фанаты зелёного змия начали по очереди сменять друг друга у микрофона. Я не стану живописать то, что несли вовсеуслышанье граждане с дикого бодуна, но это было что-то… Напомню, соревнования проходили в ранге чемпионата России!
Отдельного упоминания заслуживает бригада судей на дистанции. Все люди взрослые, не первый год в гонках, прекрасно знакомы друг с другом и великолепно знают своё дело. У всех судей есть лицензии РАФ, у кого-то даже есть категории – словом, объяснять им правила работы во время кроссовых гонок излишне, поскольку большая часть из бывших накануне в Упорово уже работала на этой трассе в аналогичных гонках в прошлые сезоны. Люди, стоящие целый день на своих двоих под солнцепёком на трассе, в пыли и грязи от проезжающих машин, комиссар по безопасности и другие представители рабочего люда были вынуждены выслушивать в рацию ругань, чуть ли не мат, от официальных лиц рангом выше, которые в своём похмельном бреду творили чёрт знает что.
Выяснилось, что вполне нормально забивать большой и толстый на регламентирующие документы РАФ, плевать на субординацию и элементарную вежливость в общении… Нарушено было практически всё, что можно нарушить – такое ощущение, что официальные лица просто демонстрировали своим друзьям и знакомым безграничную власть над творящимся на трассе. «Слушай, а я вот руководитель гонки сегодня!» – «Да ну, гонишь!» – «Ты мне чо, не веришь? Смотри, чо я могу!» – меня не покидает ощущение, что именно такие диалоги проходили в башне управления гонкой и в закрытом парке.
Закрытый парк и в целом организационные вопросы также вызвали у меня немало недоумения. Начну по порядку. Во-первых, закрытый парк потому и называется закрытым, что там никого, кроме гонщиков и членов их команд быть не должно. Но не в этот раз – толпы различного сброда, увешанные бейджами VIP и «Организатор», донимали как спортсменов, так и полицию, охранявшую всё это дело. Каждый гопник и алкаш считал своим долгом начать качать права, относительно того, почему это его, имеющего в друзьях брата свата жены своего троюродного дяди по маминой линии от прабабушки в числе тех, кто организовывал этап, не пускают в сервисную зону и ЗП, где в ожидании техкомиссии после финиша стоят машины участников финала… Во-вторых, почему на 30 с лишним человек, занятых в непосредственно спортивной составляющей гонки, было всего 13 раций? Судей на трассе больше, чем раций! После, конечно, в мусорном мешке привезли ещё несколько разряженных раций, которые начали выключаться прямо посреди заездов, провоцируя лишние нервы. При этом у каждого второго VIPа рядом с бейджиком болталась вполне себе работающая рация. В-третьих, как может руководитель гонки позволять себе крыть матом комиссара по безопасности, которые после финиша заезда по пустой трассе едет к месту аварии для уточнения ситуации, а по пути меняет судьям их севшие рации на заряженные, при этом все выслушивают в этот момент в эфире мнение рукогона относительно ближайших родственников и половой ориентации тех, кто трудится на трассе…
Отдельно хотелось бы выразить «слова благодарности» некоторым гонщикам. Если после финиша заезда я показываю, что в закрытом парке надо встать сюда, значит надо встать сюда. Если я прошу остановиться там, то надо сделать это именно там, где я показываю, а не где захотите вы, уважаемый пилот. И да, я прекрасно понимаю, что в ваших проблемах на трассе виноват именно я, человек, который одновременно контролирует происходящее в гонке, пожирая килограммы грязи, летящей из-под колёс машин, сдерживает неадекватных зрителей, лезущих в самое опасное место на трассе, а потом ещё и выслушивает мат в своей адрес из-за того, что у вас при въезде в ЗП заглохла машина. Отчего-то часть гонщиков и представителей команд, не принимающих участие в заездах, по мере сил помогает судьям контролировать фанатов, ну а те, кто стартует да ещё и в обычной жизни ходит в ранге начальников, считают своим долгом обложить трёхэтажным судей на дистанции.
Гораздо проще работать с пилотами, которые не кичатся своими достижениями «на гражданке», чем с некоторыми предпринимателями, воспринимающими работяг на трассе не выше статуса «перхоти подзалупной». Таким гондонам я могу пожелать лишь одного – чтоб ваши «Калины» ломались ещё до старта, меньше говна на финише будет… Сам ездить не умеет, вечно жрёт грязь на последнем месте, а потом ему судьи виноваты. «Спасибо» и пафосным журналистам: «Я директор агентства спортивных новостей, дайте мне итоговые протоколы» – «Секретарь уже уехал, завтра вам на электронную почту вышлем» – «Я директор агентства спортивных новостей, мне нужны результаты сейчас» – «Объясняю, что секретаря уже нет, а все результаты у него, мы…» – «Нет, ты не поняла с кем разговариваешь – Я ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА СПОРТИВНЫХ НОВОСТЕЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ МНЕ НУЖНЫ СЕЙЧАС!!!». Ну если так, то сейчас вся судейская бригада из карманов достанет все результаты. Говорят же, что нет уже на трассе ответственного за это человека, откуда мы, вернувшиеся с трассы, добудем результаты?
К чему я это всё? Да к одному. До тех пор, пока гонки будут восприниматься исключительно как повод нажраться в умат ещё до их начала, пока за это людям будут платить десятки тысяч рублей, пока официальные лица не прекратят упиваться собственной властью, попирая регламенты и правила РАФ, пока не научатся вежливо и адекватно общаться с судьями, пока не станут наводить порядок в закрытом парке и соблюдать требования всех нормативных документов, автоспорта в России не будет. Будет цирк имени технических видов спорта с бухими клоунами и быдло-работничками…