Страница 1 из 3

А нужно ли открывать багажник?

Добавлено: 10 апр 2008, 10:54
Пахан
БЕЗ САНКЦИИ НЕ ТРОГАТЬ

ВЗЯТКИ ДАЮТ ЛЕНИВЫЕ

Знакомая рассказывает: остановил ее гаишник - обычное дело. Посмотрел документы на машину. В порядке. Но бумаги не вернул, а предложил открыть багажник. Я - ему: зачем? Вопрос его смутил. Тогда я говорю, что открывать не буду. Битый час мы препирались, но ни багажник, ни салон я ему досматривать не разрешила.

Скажу сразу, что моя знакомая (зовут ее Нелли) - юрист. Я задал ей вопрос, который не имел никакого отношения к ее профессии, но который очень близок большинству российских автомобилистов:

- Стоило связываться с гаишником, тратить время? Открыла багажник - и делу конец. У тебя что там, скелет бывшего любовника?!

- А с какого перепугу открывать? Я что, террорист? Или перевожу наркотики, оружие? Машина - моя собственность.

- Но другие водители безропотно выполняют практически любое требование инспектора.

- А потому, что лень вперед них родилась: не хотят выучить даже свои элементарные права, не говоря о правах инспектора, которые тоже надо знать каждому, кто садится за руль. И нужно этим знанием пользоваться. Прессует инспектор? Пиши жалобу его начальству. Не помогает? Иди в суд. У нас же почему-то многие считают ниже своего достоинства связываться и спорить, а вернее, ставить на место ретивых гаишников. Этим они и пользуются. С безропотными и ленивыми водителями можно делать все что хочешь. Как? Просто. Расскажу два случая, чтобы было понятнее. Они имеют прямое отношение как раз к незаконному досмотру.

ПЕРВЫЙ. Остановил меня инспектор. Не нашел, к чему придраться, и попросил показать аптечку. Я по наивности достала. Он принялся проверять и обнаружил, что у одних таблеток то ли срок вышел, то ли они вообще "не из той оперы", то ли бинта не оказалось. В общем, некомплект. Придрался, начал качать права. Пришлось умаслить. Взятка мизерная, но осадок остался такой, что до сих пор помню - неприятно. А потом где-то прочитала, что инспектор дорожно-патрульной службы, да еще на трассе, вообще не имеет права проверять, есть ли в моей машине аптечка, огнетушитель и так далее, если авто прошло гостехосмотр. Придираются же некоторые гаишники к техническому состоянию транспорта только тогда, когда придраться больше не к чему, хотя этого им делать не положено.

ВТОРОЙ. То, что произошло с моим приятелем, ни в какие ворота не лезет. Его чуть под статью не подвели. Короче, останавливает милиционер на пустой улице. Предлагает открыть багажник, салон. Тот, не думая, выполняет просьбу. Через пять минут садится за руль, но слышит, как милиционер кому-то сообщает по телефону госномер его автомашины. Очень не понравилось это моему приятелю. И не напрасно. Короче, он отъехал, остановился, облазил всю машину и обнаружил в кармашке на задней части водительского кресла пакетик с белым порошком, явно не для чистки зубов. Вытер пот со лба и выбросил. В конце улицы его опять остановили, но уже три милиционера. Рядом с их машиной двое гражданских терлись - понятые. Салон, багажник автомобиля моего приятеля чуть наизнанку не вывернули - ничего, слава богу, не нашли. А если б нашли, то развели бы парня на всю катушку.

Посмотрел - до свидания!

Вопрос на засыпку: чем отличаются друг от друга осмотр, досмотр и обыск автомобиля? Ни один не ответил! Попробуем разобраться.

Взмах полосатого жезла - вы прижимаетесь к обочине. В салонное зеркало видно, как вразвалочку идет инспектор. Один. Не надо вылезать из машины, особенно за городом, где встречаются порой и ряженые милиционеры. А встречаться с ними вне авто чревато. Лучше сидеть, приоткрыв окошко, и ждать, даже не выключая двигателя. По правилам инспектор обязан представиться и объяснить, почему он остановил вашу машину. Если гаишник этого не сделал, то вы вправе спросить. Он ответит, что хочет проверить документы и осмотреть авто. Пожалуйста! Последнего инспектор, кстати, может и не говорить, но вы-то знайте, что он всегда вашу машину осматривает. Ведь осмотр - это визуальный контроль внешнего вида. Иногда проверяющий обходит транспорт, заглядывает в салон через стекло, смотрит под авто. Зачем? Возможно, инспектор ищет машину с характерными вмятинами, которая скрылась с места ДТП. А может, он делает "фейсконтроль" пассажиров - мало ли. В принципе вам до этого дела нет. Осмотр заканчивается быстро. После него вам должны вернуть документы и пожелать удачи.

Когда любопытство наказуемо

Если после внешнего осмотра инспектор вдруг просит открыть салон, багажник, капот, то особенно не напрягайтесь, но соберитесь: здесь пахнет досмотром, а для его проведения нужны достаточно серьезные основания. Таких оснований всего два.

Первое. В городе или районе проводится специальная операция. Если даже вы не знаете о ней, догадаться нетрудно: наряды сотрудников ГИБДД усилены милицией, ОМОНом и так далее. То есть к вашей машине кроме гаишника подходят еще и ребята с автоматами наперевес. Тут уж будьте добры выполнять указания - проведение спецоперации является основанием для проведения досмотра любого автомобиля. Но и тут у вас есть кое-какие права. По мнению юристов, досмотром считаются действия милиционеров и сотрудников ГИБДД, которые могут проводиться без приглашения понятых, но с вашим обязательным участием. Что это значит? А то, что остановивший машину человек в милицейской форме не лезет сам в багажник или в салон, а только предлагает водителю открыть то и другое и показать, что там лежит. Если вас проверяют на стационарном пункте ДПС, то составление протокола досмотра, как правило, не обязательно. Досмотр на дороге во время общей спецоперации тоже могут производить сотрудники ГИБДД и милиционеры, но тут вы можете потребовать четко объяснить причину такого пристального внимания к вашей машине и к тому, что в ней находится, и даже попросить пригласить понятых и составить протокол. Так поступила водительница Нелли, которая отказалась открывать багажник по требованию гаишника и была права: она потребовала понятых и составления протокола досмотра.

Второе. Для выборочного досмотра отдельных автомобилей, если в это время не проводится никакой спецоперации или не объявлено чрезвычайное положение, основанием служит так называемая ориентировка, которую получают сотрудники ГИБДД. В ней обычно указывается марка, цвет и прочие параметры авто, которое, допустим, подозревается в участии в ограблении банка или в совершении ДТП, в перевозке наркотиков, оружия, преступников и так далее. Если ваша машина похожа, то сотрудники милиции и ГИБДД вправе досмотреть, предварительно объяснив водителю, почему это делается. Хотя бы намеком. Вы, в свою очередь, если сомневаетесь, можете позвонить в подразделение, которое представляют проверяющие. Телефон своего начальства или хотя бы дежурного они обязаны вам дать.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200804100643401

Добавлено: 10 апр 2008, 11:21
XAMELEON
нужная инфа, может пригодиться - запомню

Добавлено: 10 апр 2008, 11:42
Polozz
:up:
Хотя второй случай чёт мало на правду похож, хотя, в жизни всякое случается.
Читая таки статьи, не нарадуюсь, какие же хорошие, на самом деле, люди работют в Тюменском ГИБДД. (в отличии от той же Башкирии, например :automat: ). За 9 лет в Тюмени ниразу меня не просили открыть багажник и не вменяли несовершаемых мной нарушений. Разговаривали, почти всегда, уважительно, без хамства.
Такие подставы, как в посте, вообще фантастикой кажутся.
А насчёт разговоров с инспектором через окно....
Относясь с большим уважением к сотрудникам Тюменского ГИБДД, я всегда выхожу из автомобиля, т.к. мене еще маленькому родители обьяснили, что сидя со стоящими на ногах человеком разговаривать неприлично. Может именно поэтому за 9 лет водительского стажа я немогу рассказать ниодной истории о том, как несправедливо со мной обошелся инспектор ГИБДД.
Однако за пределами Тюмени предпочитаю из машины не выходить.

Добавлено: 10 апр 2008, 12:31
Albert
Хорошая интерпретация сухого юридического языка на понятный литературный. Зачет

Добавлено: 10 апр 2008, 12:42
X3maL
:up: , у нас почти всегдав тюмени так делают на загородной трассе, теперь будем знать, как ответить в случае досмотра :evil:

Добавлено: 10 апр 2008, 12:46
igooor
Очень полезная иформация :up: Теперь буду знать, когда открывать багажник, а когда нет :)

Добавлено: 10 апр 2008, 12:54
LoKo_
в принципе всё это слышал... но не сталкивался с подобным, к счастью!!! А так всё доступно изложено, приятно было ознакомиться ещё раз... :up:

Добавлено: 10 апр 2008, 13:33
Пахан
В Боровом однажды утром была такая акция
наряды сотрудников ГИБДД усилены милицией, ОМОНом и так далее. То есть к вашей машине кроме гаишника подходят еще и ребята с автоматами наперевес

Тормозили всех подряд, причем меня остановил полковник милиции (не ГИБДД) - дядька большой и строгий, приказал двум лейтехам осматреть побыстрому багажник и салон (просто смотрели). Я осторожно поинтересовался, чего случилось. Лейтенант сказал: "Задрали, блин, без прав кататься". Чет не поверил я ему, штобы ПОЛКОВНИК милиции участвовал в проверке водительских удостоверений, но спорить не стал :cherep:

Добавлено: 10 апр 2008, 14:34
RaceR-72
Зачетная инфа. Меня тоже пару раз так останавливали. Первый раз отказался открывать багажник без понятых, так меня за ремни оштрафовали (в Омске). Второй раз (в Башкирии) решил не связываться, открыл крышку багажника и благополучно поехал дальше.

Добавлено: 10 апр 2008, 14:46
vvk
Пахан писал(а):Если вас проверяют на стационарном пункте ДПС, то составление протокола досмотра, как правило, не обязательно.


Что за лажа? КоАП никакого исключения для стационарных постов не делает. Так что ТРЕБУЙТЕ СОСТАВИТЬ ПРОТОКОЛ ДОСМОТРА И ДВУХ ПОНЯТЫХ.

Добавлено: 10 апр 2008, 18:20
Denver
vvk, Ещё как делает и не КоАП, а должностные инструкции инспектора ГИБДД .
Интересная статья. На ус надо намотать :). Было такое у меня - проверяли багажник и салон.

Добавлено: 10 апр 2008, 19:10
Andrei-7772
Я из какой-то звукозаписи слышал, что при остановке автомобиля инспектор должен сказать причину остановки. И если объявлен план-перехват, то должен показать ориентировку на бумажном носителе, где указана марка автомобиля, цвет, ну и т.д. это не важно в принципе. А вот теперь такая ситуация. Угнали машину, владелец заявляет в ГАИ и тут же объявляется план-перехват... Всем сотрудникам ДПС по рации (наверно) передаются данные машины, там марка, цвет.. Т.е. у сотрудников ДПС нет информации на бумажном носителе.. И представьте ситуацию, Вас останавливают и говорят, что Ваша машина подозревается в угоне, а Вы попросив ориентировку на бумажном носителе, получаете ответ, что ее нет... Как быть в такой ситуации?

Добавлено: 10 апр 2008, 19:11
Maxx
Andrei-7772, звонок в дежурную часть решает твои проблемы...

Добавлено: 10 апр 2008, 19:14
DEN86
Иногда досматривают!мне не трудно открыть багажник...
По большому счету они делают свою работу!!!
Бывают конечно индивиды,но как говорится в большой семье не без урода...

Добавлено: 10 апр 2008, 19:33
Созидатель
Polozz писал(а):А насчёт разговоров с инспектором через окно....
Относясь с большим уважением к сотрудникам Тюменского ГИБДД, я всегда выхожу из автомобиля, т.к. мене еще маленькому родители обьяснили, что сидя со стоящими на ногах человеком разговаривать неприлично.

ИМХО пережиток прошлого! Не далее как сегодня это инспектора не только не оскорбило, но и не помешало узнать про стоимость моего авто ))) Жаль, неловкой рукой аудиозапись удалил, а то выложил бы как демонстрацию причины остановки (узнать ценник) :lol:

Добавлено: 10 апр 2008, 19:35
Alex25
Polozz, второй случай не похож на реальность!? зря ты так... самого так пытались подставить.. схема немного иная была, но суть та же...

Добавлено: 10 апр 2008, 19:52
Andrei-7772
А ИДПС имеет право проверить vin-номер машины, номер двигателя, кузова и т.д.? Просто ехали на юг, ночь переночевали, и утром рано выехали, часов в 6. И не успели выехать с парковки, как сразу же нашу машину остановили. ИДПС попросил открыть салон, багажник.. Мы спросили, что по какой причине? Он ответил, что досмотр. Открывать багажник и салон мы отказались, тогда он сказал, чтобы открыли капот, для проверки номера двигателя. Ну капот открыли, он все номера сверил, все в порядке, езжайте. Километров через 20, нас снова останавливают, все повторяется. Законно ли это?

Добавлено: 10 апр 2008, 20:02
Сибиряк
Andrei-7772, Это законно, но только при предъявлении соответствующих документов. Приказа вышестоящего начальства и т.п.

Добавлено: 10 апр 2008, 22:39
a2m
Andrei-7772 писал(а): А вот теперь такая ситуация. Угнали машину, владелец заявляет в ГАИ и тут же объявляется план-перехват... Всем сотрудникам ДПС по рации (наверно) передаются данные машины, там марка, цвет.. Т.е. у сотрудников ДПС нет информации на бумажном носителе.. И представьте ситуацию, Вас останавливают и говорят, что Ваша машина подозревается в угоне, а Вы попросив ориентировку на бумажном носителе, получаете ответ, что ее нет... Как быть в такой ситуации?
Рекомендую вникнуть в суть вопроса. Особенно действия мобильных постов ДПС при передаче и объявления по рации план "Перехват". Какие действия они должны предпринять, что записать, где искать и т.д.

Добавлено: 11 апр 2008, 14:45
vvk
Denver писал(а):vvk, Ещё как делает и не КоАП, а должностные инструкции инспектора ГИБДД .


Должностные инструкции ГИБДД не являются правовым документом и на водителей не распространяются.

Добавлено: 11 апр 2008, 15:45
Denver
vvk, Они распространяются на инспекторов, и как следствие, они должны им руководствоваться и подчиняться. Не соблюдение инструкции наказуемо. Ты поюзай по поиску - много всяких тем обсуждалось по этому поводу. Ведь недаром говорят - превышение должностных полномочий. А из чего складываются эти полномочия - из инструкций и т.д.
Или ты как считаешь? Что у каждой профессии нет должностных инструкций? Что несоблюдение или незнание инструкции освобождает от ответственности? Вот бы каждый так думал...Например, какой-нибудь автослесарь при ремонте поколечил бы клиента - ему бы в первую очередь сказали бы, что он не соблюдал инструкции, т.е клиенту находиться рядом нельзя (можно смотреть в окошко).

Добавлено: 11 апр 2008, 16:28
Polozz
Созидатель, ну, чёж поделать, если элементарные правила вежливости становятся пережитком.

Добавлено: 11 апр 2008, 16:30
Mauzer
Denver Если действия, указанные в должностной инструкции противоречат НПА, стоящему рангом выше, то эти действия незаконны.

Добавлено: 11 апр 2008, 16:43
Созидатель
Polozz, да причем тут правила вежливости-то? А если я люблю снимать верхнюю одежду, я че должен одеваться всякий раз когда меня останавливают что бы узнать стоимость авто? )))

Добавлено: 11 апр 2008, 17:40
Polozz
Созидатель, ну ладно, всякие могут быть нюансы, чего уж до крайности доводить.
Каждый сам решает для себя, как ему кажется правильным. Мне не составляет труда куртку накинуть и выйти.
всякий раз когда меня останавливают что бы узнать стоимость авто
и что, так часто останавливают, что руки устают куртку снимать одевать :wink: Наверное это все же частный случай.

Добавлено: 11 апр 2008, 17:56
Созидатель
Polozz, бывало, что останавливали! Просто сам по себе выход из машины не есть гуд! Я как посмотрю, как гайцы остановят в месте где прижаться даже нельзя, выйдет водитель и стоят оба посреди полосы, а остальные их объезжают! А были случаи что и сбивали, так что ну их эти придуманные правила приличия!

Добавлено: 11 апр 2008, 18:32
kimi_red_devil
сейчас статью не скажу, а по моему во внесённых поправках есть и статья, разрешающая проверять техническое состояние транспортного средства и его экологичность. в том числе тонировку аптеччку и т.д. и т.п.

Добавлено: 13 апр 2008, 00:59
740
А я сам багажник открываю, у меня та полис ОСАГО в папке лежит!

Добавлено: 13 апр 2008, 11:43
a2m
kimi_red_devil писал(а):сейчас статью не скажу, а по моему во внесённых поправках есть и статья, разрешающая проверять техническое состояние транспортного средства и его экологичность. в том числе тонировку аптеччку и т.д. и т.п.
НЕ ВВОДИТЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ НЕ ИМЕЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕМЕ РАЗГОВОРА. ПОПРАВКИ УБРАЛИ ИЗ КоАП.

В Приказах:

Приказ МВД РФ от 1 июня 1998 г. N 329
"О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России"
(с изменениями от 10 августа 2006 г.)

Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297
"Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(с изменениями от 21 июня 1999 г., 10 сентября 2001 г., 19 марта 2004 г., 28 марта, 31 декабря 2005 г.)

ВСЕ ОСТАЛОСЬ.

Добавлено: 15 апр 2008, 22:35
ganstown
Был и у нас случай досмотра в г. Очер хочу заметить что это самый чмошный пост. Тормозят в сех иногородних, ну да ладно пройти регистрацию тоже не проблемма. Мент не знал к чему придраться. Попросили чтоб не глушить мотор иначе не заведем отказал он ладно(мы после этого час не могли завестись). Проверил все номера в авто придрался к номерам двига типа перебиты :smeh: , ладно! решил провести досмотр, попросил открыть багажник. Дело в том, что мы по дороге сломались бывает. Естейственно руки были грязные т. к . пошел дождь и некогда было их тщательно мыть. В багажнике естейственно всё лежало как попало, потому как у нас у всех привычка ложить инструмент к спинке заднего сидения :cherep: Так милиционер у нас спрашивает, а чё вы такие грязные, а че у вас такой бардак в багажнике. Так и хотелось ответить а тебя м..ак это е..ёт? бывают среди них даунито-хромосомусы. Есть конечно и вежливые и понимающие! :)