По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам января 2015 года снизились на 24,4% и составили 115 390 машин.
Как отмечают в АЕБ, особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства нового года увеличились значительно больше, чем обычно. При этом изменение цен на рынке еще не закончилось, констатируют в ассоциации. Согласно прогнозу АЕБ, в 2015 году российский авторынок составит 1,89 млн. автомобилей, что на 24% меньше, чем в прошлом году.
Лидерство на российском авторынке сохраняет АвтоВАЗ, реализовавший в прошлом месяце 17 472 автомобиля, что на 26% ниже показателя годичной давности. Второе место по объему продаж заняла Hyundai – реализация 12 707 машин (+15%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку занимает KIA с показателем 11 346 реализованных автомобилей (+1%). Далее идет Nissan – автомобили этой марки выбрал 9 101 покупатель (-18%). Замыкает "пятёрку" лидеров на этот раз Renault, реализовавшая 8 909 машин (-32%). В топ-10 самых продаваемых марок по итогам января также вошли Toyota (7149 шт., -14%), Volkswagen (6 165 шт., -28%), Skoda (5 125 шт., +8%), Mitsubishi (3 220 шт., -36%) и Mercedes-Benz (3 175 шт., +17%).
Самой продаваемой моделью в России по итогам января стала Hyundai Solaris – реализация бестселлера среди иномарок составила 8 217 машин (+18,2%). Таким образом, Lada Granta опустилась на второе место с показателем 7 737 автомобилей (-6,3%). Третий результат показал KIA Rio – 5 177 реализованных машин (-2,8%). Далее следуют Renault Logan, чьи продажи увеличились на 12% до 3366 единиц, и Volkswagen Polo, разошедшийся в количестве 3 324 экземпляра (-13,4%). Лидером в сегменте внедорожников стала Lada 4x4 – на этой модели остановили свой выбор 2 948 покупателей (+27,4%). Продолжает улучшать свои позиции седан Datsun on-DO, продажи которого составили 2 933 автомобиля. Кроссовер Renault Duster в прошлом месяце нашел 2 743 своих обладателей, что на 50,9% ниже показателя годичной давности. Реализация Lada Kalina снизилась на 40,8% до 2 526 машин. Замыкает топ-10 самых продаваемых моделей в России Nissan Almera, чьи продажи составили 2 261 автомобиль (-24,5%).
По оценке аналитического агентства "Автостат", парк легковых автомобилей на начало 2015 года составил 40,9 млн. шт., что на 3,8% больше, чем годом ранее. При этом более 70% приходилось на первую "десятку" брендов.
Самую солидную долю, более трети всего парка легковых автомобилей страны, имеет отечественный бренд Lada (14,1 млн шт., доля 34,5%). Он лидирует с большим отрывом. На втором месте - Toyota (3,6 млн. шт., 8,8%), на третьем – Nissan (1,8 млн. шт., 4,5%). Свыше 3% автопарка у нескольких брендов: Chevrolet (1,5 млн. шт., 3,7%), Hyundai (1,4 млн.шт., 3,5%), Renault (1,3 млн. шт., 3,2%), Volkswagen (1,3 млн. шт., 3,1%) и Ford – 3% (1, 2 млн. шт.). Замыкают первую десятку Kia (1,2 млн. шт.) и GAZ (1,2 млн. шт.) c долей парка 2,9%.
Весь топ-10, за исключением бренда GAZ, у которого парк уменьшился на 14,9%, за 2014 год увеличил свои парки, одни – в большей степени, другие – в меньшей. Более чем на 10% "подросли" в количественном отношении такие бренды, как Kia (20,4%), Renault (18,7%), Hyundai (15,3%), Volkswagen (11,9%), Nissan (10,7%).
Сегмент кроссоверов падает меньше, чем рынок в целом
Согласно данным АА "Автостат", объём российского рынка новых SUV в январе 2015 года составил 37,6 тыс. шт., что на 34,6% меньше, чем год назад. Падение продаж кроссоверов оказалось немного меньше, чем на рынке новых легковых автомобилей в целом (-38,3%). Доля сегмента увеличилась с 39,5% в январе 2014 до 41,8% по итогам первого месяца текущего года.
По итогам первого месяца нового года лидер на рынке внедорожников - бренд Nissan (за январь реализовано 3,9 тыс. шт.), на втором месте Toyota (3,7 тыс. шт.), на третьем – Mitsubishi (3,3 тыс. шт.). Вся тройка брендов-лидеров показала падение по сравнению с январем 2014 года более чем на четверть (-25,7% падение у Toyota, -35,1% - у Mitsubishi, -48,2% - у Nissan). На четвёртой позиции рейтинга - Hyundai, сохранивший объёмы продаж внедорожников на уровне прошлого года - 2,9 тыс. шт.).
В десятке лидеров - два отечественных бренда, Lada и UAZ, оба – с положительной динамикой в январе (+18,0% и +5,5% соответственно). Стоит отметить, что у Lada - самый большой по сравнению с другими брендами первой «десятки» рост продаж в январе. Самое большое падение – у Renault (-68,1%), бренд на девятой позиции топ-10.
Европейский рынок в январе увеличился на 6,2%
В Европе ситуация иная. Продажи легковых автомобилей в Европе, включая страны ЕАСТ, в январе 2015 года увеличились на 6,2% до 1 028 760 машин. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), положительный результат зафиксирован в большинстве стран ЕС, включая все крупнейшие авторынки Европы – от 27,5% в Испании до 2,6% в Германии.
Лидером по реализации автомобилей в январе остается Германия, где было продано 211 337 автомобилей (+2,6%). Как отмечают в Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), заказы на новые машины в прошлом месяце выросли порядка на 16%, что стало хорошим стартом для 2015 года. Второе место в "европейском первенстве" заняла Великобритания, чей авторынок вырос на 6,7% до 164 856 машин. Как отмечают в Британском обществе автопроизводителей и автодилеров (SMMT), это лучший показатель за январь с 2007 года, при этом драйвером рынка стали корпоративные продажи, которые увеличились на 18,1%. Далее идет Франция с показателем 133 170 реализованных автомобилей (+6,2%). Как отмечают во Французской торговой палате (CCFA), после трёх месяцев падения авторынок страны вновь вышел "в плюс". Чуть меньший результат показала Италия – 131 385 проданных машин (+10,9%). Как отмечают в Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), последний раз двузначный рост автопродаж был зафиксирован в марте 2010 года, когда действовала программа утилизационных бонусов. В то же время нынешний результат ещё далек от докризисных значений – более 250 тысяч авто в январе 2007 года. Если же при рассмотрении автомобильного рынка Европы учитывать Россию, то наша страна опустилась на пятую строчку европейского рейтинга. По оценкам агентства "Автостат", продажи легковых автомобилей в прошлом месяце составили порядка 110 тысяч единиц (без учета LCV). Добавим также, что благодаря стимулирующей программе по субсидированию покупки новых экономичных автомобилей испанский авторынок показал наибольший рост среди европейских лидеров – на 27,5% до 68118 машин. Как отмечают в Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), это лучший показатель роста за январь за последние 20 лет и наибольший объём реализации – с 2010 года, при этом положительная динамика наблюдается 17 месяцев подряд.
Среди автопроизводителей наибольшее количество автомобилей в Европейском Союзе в прошлом месяце продал Volkswagen – 133 388 машин (+8,3%). Второе место сохраняет Ford, реализовавший 70 170 автомобилей – на 5,4% больше, чем годом ранее. На третьей строчке идет Renault с показателем 66 110 проданных машин (+11,4%). Замыкают "пятёрку" лидеров Opel/Vauxhall (63 715 шт., +15,1%) и Peugeot (63 649 шт., +3,5%).
Цены на автомобили будут расти
К началу февраля подорожали автомобили BMW, Mazda, Renault, Chery и Kia, Ford и Opel. В феврале повышение цен коснулось Porsсhe, Volkswagen, Mitsubishi, Brilliance, Infiniti. Стало известно о возможном увеличении цен в ближайшем будущем на новые автомобили Mazda и LADA.
Эксперты считают, что производители, имеющие свои сборочные предприятия в России и достигшие глубокого уровня локализации, могут дольше других сдерживать темпы роста цен.
Свой взгляд на причины роста цен высказал Михаил Плотников, начальник управления продаж и маркетинга Honda и Acura в России в недавнем интервью: "Я не совсем согласен с тезисом, что производителям, у которых есть местное производство, нужно меньше поднимать цены, ведь при падении рынка из-за больших постоянных затрат они будут нести большие расходы на единицу продукции. Нельзя забывать, что чем больше у компании активов в рублях, тем хуже оказывается ее результат в пересчете на валюту, в которой отчитывается тот или иной производитель, что тоже оказывает влияние на ее стратегию внутри страны. Но в любом случае скорее вопрос здесь больше не в экономике, а, как часто у нас бывает, в политике. Многое зависит от стратегии самого бренда и от размера поддержки со стороны государства".
Первые дилерские потери 2015 года
По информации АА "Автостат", за январь-февраль не менее десятка автосалонов в стране прекратили свою работу. 2015-й год в российском авторитейле начался с известия о том, что санкт-петербургский центр "Евро-Моторс" на Пулковском шоссе (с 2008 года входит в группу "Евросиб") в конце января прекратит свою работу в качестве дилерского центра Ford и в дальнейшем будет предоставлять владельцам бренда лишь услуги авторизованного сервисного обслуживания.
В середине января один из крупнейших и наиболее динамично развивающихся холдингов Пермского края компания "Экс Авто" сообщила о начале продаж семи автосалонов (пять в Перми и два в других городах Пермского края). Вскоре о сворачивании своего бизнеса в России объявил крупнейший в Центральной и Восточной Европе продавец подержанных автомобилей компания "ААА-авто", проработав на нашем рынке чуть более трёх лет.
Мы продолжили собирать этот "чёрный список" авторитейловских новостей. Сложная экономическая ситуация вынудила одного из крупнейших дилеров Петербурга автокомпанию "Лаура" закрыть автосалон в Санкт-Петербурге, в районе Купчино: 22 января автоцентр подал на банкротство, имея серьезные долги перед Альфа-Банком. Прежде салон продавал автомобили под марками Chevrolet, Suzuki, Opel и SsangYong. Позже ГК "Лаура" объявила, что прекращает продажи GM в Озерках (марки Opel, Chevrolet, Cadillac) и продала дилерский центр GM в Сочи, чтобы расплатиться по долгам с кредиторами.
Остановил работу дилер Renault в Самаре. Представители официального дилера не только закрыли автоцентр, но и не выдали покупателям ранее заказанные и оплаченные автомобили.
Февраль принес с собой новые потери на авторынке. В Тюмени прекратил работу автосалон Ford, принадлежащий компании "Адонис-центр". Впрочем, было заявлено, что пустовать шоу-рум на ул. Алебашевской не будет, на его месте "Адонис-центр" планирует в конце марта открыть продажи китайских автомобилей под брендом DFM.
Петербургский автодилер "Феникс" объявил, что сокращает свой бизнес по направлению Suzuki и ищет покупателей на свои активы. Речь идет не только о закрытии салона Suzuki на Бумажной улице в Санкт-Петербурге (на арендуемых площадях), но и о продаже участка, приобретенного под строительство собственного дилерского салона для брендов SEAT и Suzuki. С учетом того, что в ноябре 2014 года дилер уже закрыл свой шоу-рум на Левашовском проспекте, сегодня у "Феникса"остается только одна точка продажи Suzuki в городе – салон на Пискаревском проспекте и малярно-кузовной центр Suzuki на Краснопутиловской улице.
Эксперты не сомневаются, что этот список будет продолжен. "Ожидаем лучшего, готовимся к худшему", – так коротко можно охарактеризовать текущее состояние авторынка.
В то же время, некоторые бренды продолжают развивать свои дилерские сети. За январь-февраль об открытии новых автосалонов объявила Тоуota Motor (в Новосибирске, Брянске, Сыктывкаре, Самаре), Jaguar Land Rover пришел со своими продажами и сервисом в Тулу, Авилон открыл новый дилерский центр Jeep/Chrysler в Москве, Datsun – в Тольятти. Hyundai открыла на Новом Арбате в Москве имиджевую галерею Hyundai MotorStudio.
По данным АА "Автостат", на конец 2014 года в России насчитывалось 4075 официальных дилерских центров.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
И, как не парадоксально, по мнению аналитикова Автостста меньше всего пострадает премиум-сегмент авторынка. Видимо, в кризис бедные становятся беднее, а богатые богаче.
А государство который год не собирается вводить налог на роскошь и национализировать естесственные монополии.
а что есть в китайце за 500 чего нет например, в калине за 450 ????
В первую очередь в китайце нет АВТОВАЗа!!!! И это главное!
Недавно случайно оказался рядом с Датсуном новым, думал посмотреть, познакомится поближе...
Открыл дверь... и закрыл... Не захотел даже внутрь садится. ибо по одному открытию двери, понятно что ТАЗ он и под другим шильдиком ТАЗ.
Так что правильно что закрываются! Надо не торговать а производить.
Надо было уж до конца довести знакомство, сесть хотя бы. Разница есть.
Если думаете что этим будет заниматься производитель, то ошибаетесь.
По спекулянству. Вы путаете понятия. Вы описали позиционирование товара. В зависимости от сегментации рынка, менталитета рынка и жизненного цикла товара один и тот же товар должен быть преподнесен по разному. А шильдик - это и есть позиционирование товара, а не производитель.
Яркий пример -проктел энд гембл. Занял десятками марками все сегменты рынка
... или тоже аккумуляторы приехали подзарядить
Деньги крестьянам, заводы рабочим? Баян жи... было уже.
Ваз был, есть, и будет, чего нельзя сказать про китайцев, завтра дядя Ляо скажет не будем больше продавать в Россию Лифан, Жили, и т.д., и что же делать счастливым обладателям "не АВТОВАЗА" ??? нет гарантии, нет запчастей в наличии, нет оф. обслуживания, как это было например с брильянсом в 2009 году.
Ну не может бюджетное авто стоить 700-800 тыс. Не будут их брать за такие суммы. У большинства населения нет таких доходов.
Подержат цены до лета и будут вынуждены снижать их, как уже делают шевроле, опель, дэу....
Роста зарплат нет и не предвидится, ставки по кредитам высоки. Кому продавать собираются?
ктонибудь в курсе что за хрень китайская открылась вместо форда на алебашевской?
См. выше: В Тюмени прекратил работу автосалон Ford, принадлежащий компании "Адонис-центр". Впрочем, было заявлено, что пустовать шоу-рум на ул. Алебашевской не будет, на его месте "Адонис-центр" планирует в конце марта открыть продажи китайских автомобилей под брендом DFM.