В последнее время все большую популярность набирает байкерское движение. Мотоцикл, как основной вид транспорта летом, рассматривают и бизнесмены, и студенты. Но мало кто знает, что в Тюмени можно посмотреть на «прабабушек и прадедушек» современных байков. Мы сходили в единственное место в нашем городе, где собраны ретро-мотоциклы и ретро-мопеды. Там можно узнать о том, какой завод первым начал выпуск мотоциклов, на каком из них ведущий программы Top Gear проехал тысячу километров, и посмотреть на первый советский квадроцикл.
Производство мотоциклов в Союзе Советских Социалистических Республик (именно так называлась страна, в которой мы живем, до 1990-х годов прошлого столетия) было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры. Реставраторам тюменского музея «Ретро-техники им. В. В. Михайлова» удалось отреставрировать почти сорок таких машин. Все они попали в коллекцию разными путями, но каждый привез свою историю.
1. ИЖ
В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь после Великой Отечественной войны, когда Ижевский завод получил часть оборудования из Германии, разворачивается действительно масштабное производство. Под контролем приглашённого главного конструктора DKW Германа Вебера и других инженеров был начат выпуск мотоцикла Иж-350, на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350.
Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции.
Живучесть, неприхотливость, популярность – всеми этими качествами обладала техника Ижевского конструкторского бюро. 11 миллионов советских мотоциклов этой марки было произведено за время существования конструкторского бюро. Кстати, последний мотоцикл «Иж Юпитер-5» был выпущен в 2008 году. В коллекции тюменского музея семь мотоциклов этой марки разных годов выпуска.
ИЖ Юпитер-5
Иж-350
В 1948 году был изготовлен мотоцикл «Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта кроссового мотоцикла «Иж-50».
Иж-49
Один из самых узнаваемых мотоциклов СССР ИЖ – модель 49. Машину с одноцилиндровым движком и четырёхступенчатой КПП, телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами выпускали и с боковыми колясками, и в спортивной версии. Сейчас ИЖ-49 - коллекционные экземпляры. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.
ИЖ-56
В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колёс, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Мотоцикл выпускался в двух вариантах — со сдвоенным и с раздельными сёдлами. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Цепь, идущая от коробки передач к заднему колесу была защищена герметическим кожухом. Он был на 20% мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с.
ИЖ-Юпитер
Настоящее признание к мотоциклам «Иж» пришло с появлением «ИЖ-Юпитер». Это дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Тогда перед инженерами стояла задача сделать новый мотоцикл с двухцилиндровым двигателем. Им это удалось. Мотоцикл получился довольно мощным (19 л.с.), объём двигателя мотоцикла составлял 347 см³. Аккумулятор был щелочной на 6V. Ижевские машиностроители продемонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году. Мотоцикл назывался «Иж-58», а затем был переименован в «Иж-Юпитер». Выпускался с 1961 по 1966 год.
«Иж Юпитер-2»
Дизайн мотоцикла получился не совсем удачным: главная и вопиющая ошибка дизайнеров заключается в том, что на бензобаке, где обычно стоит значок «Иж», был значок с нарисованной планетой похожей на Сатурн, но никак не на Юпитер.
2. Минск
История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на мотоциклетно-велосипедный завод. Современное название предприятия ОАО «Мотовело». Производство в советское время было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов. Кстати, одну из старых моделей «Минска» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на мотоцикле с юга на север почти весь Вьетнам и заявил: «Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог». Доехали эти мотоциклы и до Тюмени – в музее ретро-техники вы найдете три таких аппарата.
Минск М1А
«Минск» М105
Лёгкий дорожный двухместный мотоцикл из семейства мотоциклов «Минск». Выпускался с 1967 г. по 1971 г.
На мотоцикле Минск М-105 инженеры установили новый двигатель - одноцилиндровый, с воздушным охлаждением и двухканальной возвратной продувкой. Впоследствии он стал базовым для моделей минских мотоциклов. Впервые в модели была использована четырехступенчатая коробка передач. В хвосте аппарата установили стоп-сигнал и на рулевом управлении, добавили лампу для подсветки спидометра.
«Минск» ММВЗ-3.115
Лёгкий дорожный двухместный мотоцикл. Выпускался с 1976 г. по 1980 г. Его принципиальные отличия от предыдущей модели – увеличенная мощность двигателя, новый глушитель, электронное зажигание и карбюратор К-62С.
«Минск» М104
Модель мотоцикла «М104» отличается от предшественников внешним видом и отдельными элементами, такими как двойное седло подушечного типа и облицовочные панели около карбюратора и подседельной части рамы.
3. М 72
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Германии. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). С 25 февраля 1942 года мотоциклы «М — 72» начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ. Сразу после войны М-72 стал основным милицейским транспортом и выпускался на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев).
С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Производился он как в одиночном варианте, так и с коляской. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника».
4. «Урал»
Продолжением мотоцикла М-72 является «Урал» — единственный российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе. Производили этот тяжеловоз с 1961 по 1965 годы. Эти советские мотоциклы применялись милицией СССР в качестве основной техники. Также «Урал» был популярен среди дачников, грибников, жителей деревень. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. В отличие от своего родителя «Урал» имел модернизированную коробку передач, амортизаторы увеличенного хода и удобную коляску. Агрегат был способен без проблем разогнаться до сотни с четвертью тонны груза – показатель незаурядный для своего времени. Сейчас советские мотоциклы Урал пользуются успехом как экспортный товар и штучно собираются за хорошие деньги.
5. «Восход»
Производство «Восхода» было развернуто после войны, в 1957 году, на заводе им. Дягтерева в г. Ковров Владимирской области. Прототипом также стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. Завод постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед "Восходом" его модернизированные версии "Восход-2", "Восход-3, "Восход-3М". Последним мотоциклом "Восход" стала модель "3М-01" с двигателем мощностью 15 л.с.
«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Топовые версии этого мотоцикла удалось отреставрировать и тюменским мастерам.
«Восход 2»
В отличие от своего предшественника мотоцикл «Восход 2» приобрёл новые фары и указатели поворота круглой формы, задний фонарь. Была улучшена электронная бесконтактная система зажигания и добавлены новые приборы световой сигнализации. Небольшие изменения коснулись прибавления мощности и крутящего момента. Модернизированный мотоцикл «Восход 2» стал быстрее и мог развить скорость до 95 км/ч.
«Восход 3»
На «Восход 3» был поставлен большой топливный бак, установлены задние амортизаторы с увеличенной энергоемкостью. Мотоцикл был оснащен новой модернизированной тормозной системой, в которой был увеличен диаметр тормозных барабанов, новыми колесами с устойчивыми на стирание покрышками и 7-и вольтовым генератором. Водительское сидение стало более комфортным. Максимальная скорость «Восхода 3» - 105 км/ч.
6. «Днепр»
Эта модель мотоцикла пользовалась особым спросом и уважением у первых советских байкеров (тогда они называли себя «рокерами»). На заре развития рокерского движения в Советском Союзе, эта модель была одной из немногих среди мотоциклов, которые подвергались доработкам и тюнингу. Мотолюбители откручивали пассажирскую коляску, получая в свое распоряжение достаточно мощный дорожный круизер. В коллекции тюменского музея «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» есть одна из моделей «Днепра» с коляской.
«Днепр 11»
Модель стала серийной ещё в начале 80-х годов прошлого века и с тех пор распространилась не только по всей Украине, но и различным странам бывшего СССР. Тяжелый классический мотоцикл с боковой коляской, предназначенный для передвижения по дорогам с различным покрытием. Работал «Днепр 11» при помощи карбюраторного двигателя, который имел воздушное охлаждение. На протяжении почти 10 лет «Днепр 11» имел практически одинаковую «начинку», но после 1992 года модель претерпела значительные изменения. Популярность мотоцикла «Днепр-11» жива и сегодня - эти мотоциклы востребованы мастерами, которые увлекаются тюнингом и иногда создают из них настоящие дорожные шедевры.
7. «Ява»
В 70-х годах двадцатого века на «Явах» ездил каждый третий мотоциклист. На деле советский мотоцикл «Ява» является таким лишь по духу и стране наибольшего сбыта – производился он в Чехословакии. Любопытно, что качество этих мотоциклов было настолько высоким, что до войны они вытеснили с внутреннего рынка страны все импортные модели. К концу пятидесятых «Явы» экспортировались в 120 стран мира.
Название мотоциклов «Ява» не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. František Janeček) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява».
Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на «Jawa 360» Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме «Бриллиантовая Рука». «Яву» можно встретить в фильмах «Авария – дочь мента», «Крысы, или Ночная мафия». О ней даже сочинили песню («Ява» группы «Сектор Газа»). В коллекции тюменского музея ретро-техники есть три вишневые Явы. Особо ценен из них экземпляр с боковой коляской из стеклоткани – такие почти не встретить в России, говорят коллекционеры.
Ява-250
Объем двигателя мотоцикла составлял 250 кубических сантиметров – из-за этого машина получила в народе название «чекушка», которое быстро переиначили в «старушку». Так возникло прозвище «Ява-старуха». Хотя внешний вид Явы на старушку вовсе не походил. Развитый кожух фары, почти перетекающий в ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И глушители "рыбий хвост".
Ява-350
В 1948 году была построена 350-кубовая - двухцилиндровая версия мотоцикла. И до 1953 года «Ява-350» отличалась от «чекушки» только двигателем. Затем на «Явы» стали устанавливать модернизированную переднюю вилку и маятниковую заднюю подвеску, мотоциклы получили обновленную облицовку. Эта модель с середины пятидесятых пошла на экспорт в СССР, ставший их крупнейшим потребителем.
8. «Тула-200»
Выполнив Директивы ХХ съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1956-1960 годы о замене устаревших транспортных машин новыми, имеющими более высокие эксплуатационные показатели, коллектив одного из тульских заводов подготовил к производству мотороллер «Тула-200». Широченные внедорожные колеса этого агрегата дают исследователям полное право называть агрегат «Тула-200» первым советским квадроциклом. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.
Двигатель взяли от мотороллера "Тулица", увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких машин, последняя из которых сошла с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк. Раритетный квадроцикл можно увидеть в первом тюменском музее ретро-техники.
9 и 10. Мопеды и мокики
В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди молодежи. Очередь на приобретение автомобиля длилась годами, и цены кусались. Мотоцикл также стоил дорого и все же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую брали в квартиру. Да и на вождение мопеда не требовались права.
Мопеды производились на Пензенском велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта). Первый советский мотовелосипед выпустили в 1958 году на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» («Красная звезда»). Этот образец был неудачным, и разработчики отправились на чешский завод Jawa для того, чтобы более подробно ознакомиться с производством мототехники с малой кубатурой. В тюменском музее ретро-техники около десятка экземпляров мотовелосипедов, мокиков и мопедов. Подробнее расскажем о моделях «Рига».
Мопед
«Рига-11»
Мопед, изначально должен был быть оснащён двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя отказались, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6».
«Рига-12»
Мопед «Рига – 12» выпускался с 1974 по 1979г. На смену двигателя Ш-52 пришел Ш-57, с улучшенными характеристиками, увеличилась площадь охлаждения цилиндра и головки. Воздушный фильтр стал бумажным и монтировался в раму. На экспортные модели ставился другой бак и глушитель впуска, за счет чего двигатель стал работать несколько тише.
«Рига-13»
В коллекции тюменского музея ретро-техники им. В. Михайлова мопед «Рига-13» 1989 года выпуска. Он оснащался мотором 1.2 л.с с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, самые распространенные двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига».
«Рига-16» - первый мокик
В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года ). Это первая модель мокика в СССР, до этого были только мопеды (то есть с педалями), ближайшие конкуренты «Верховина-7» и «Карпаты» вышли только в 1981 году. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления — на левой.
«Рига-22»
В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, установили новый двигатель. От предыдущих он отличался мощным электронным зажиганием и коробкой передач.
Кстати, мопеды – тоже кинозвезды. В культовом детском фильме советской поры «Приключения Электроника» один из героев - Сергей Сыроежкин -рассекал именно на мопеде RIGA.
Это рассказ о малой части коллекции тюменского музея «Ретро-техники им. В.В. Михайлова». Полная коллекция музея насчитывает более 120 экземпляров автомобилей, мототехники, грузовых и самоходных машин. Каждая единица техники проходит реставрацию: восстановлением машин занимаются специалисты кузовного цеха холдинговой компании «Дина». Первый и единственный в Тюменской области музей «Ретро-техники им. В.В. Михайлова», где можно увидеть легендарные советские авто располагается по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Отправлено спустя 1 минуту 4 секунды:
Ява - у каждого третьего мотоциклиста? Дороговато для советского человека.
Отправлено спустя 1 минуту 20 секунд:
У Д-8 было 3 компрессионных кольца. В этом главное отличие от Д-6.
Отправлено спустя 4 минуты 27 секунд:
Иж-ПС - тема!!! Особенно японским оборудованием!
Интересный материал
Может быть, у меня неправильное представление о квадроцикле? Присоединяюсь к вопросу ДавыдовСД.
60-е - 70-е еще соглашусь. В семье в 60-х был такой. Но 86 - 88, имхо, явный перебор! Или фраза вообще не про "Тулу"?
С "авто" явно проблемы.
Не уверен, что у каждого третьего, но "Яв" в 70-е реально было много и особо престижного имиджа у них не было.