Качество подготовки начинающих водителей вызывает сомнение у многих из тех, кто является участниками дорожного движения, а это абсолютное большинство из нас. Но только ли автошколы виноваты в этом? И что сделать, чтобы оно стало лучше?
Необычный взгляд на проблему раскрыл заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии ТГМА, доктор медицинских наук Борис Приленский. «Любая агрессия – это самоутверждение человека за счет окружающих. Хамство на дорогах можно объяснить внутриличностными. Тем более оно опасно, когда речь идет о человеке, находящемся за рулем. Тогда он становится опасным для тех, кто оказался рядом. И это мы ежедневно наблюдаем на дорогах». Если бы тюменские водители не пили водку, а медитировали, аварий на дорогах было бы значительно меньше, считает психолог.
Однако другие участники разговора отнеслись к проблеме гораздо более приземлено.
Заместитель директора автошколы «Машинка» Илья Щедловский представил усредненные данные по процессу обучения водительскому мастерству. Около 40 автошкол предлагают сегодня свои услуги тюменцам. Между тем, год от года поток желающих получить права не становится меньше, просто предложений в этой среде сейчас хватает, и люди уже могут выбирать. Если обучение практически везде стоит одинаково, то на первый план выходит вопрос удобства, ну и, конечно же, рекомендаций тех, кто уже отучился и желанные права заполучил.
Ежемесячно автошкола выпускает порядка 30 учеников, однако «корочки» получают только 50-60 процентов из них. Остальные отсеиваются на разных этапах проведения аттестационного экзамена. По мнению Ильи Щедловского, обвинить школы в недостаточной подготовке автолюбителей нельзя. И теоретический курс, и вождение на автодроме большинство учащихся сдает без особых проблем. Самым проблематичным при сдаче экзамена на право управления транспортным средством возникает на второй части практического экзамена – при вождении в реальных условиях города, когда курсант остается «один на один» с инспектором ГИБДД. Именно эта часть экзамена и вызвала большую часть споров и нареканий и к автошколам, и к автоинспекторам. Прийти к единому мнению пока ни тем, ни другим так и не удалось.
Директор автошколы «Престиж» Виктор Буторин, у которого стаж обучения молодых водителей ни много - ни мало 28 лет, анализируя процедуру сдачи экзаменов, которая в последние годы заметно усложнилась, вообще предположил о существования некоего «плана» у госавтоинспекторов, согласно которому сейчас выпускать на улицы «лишних» водителей не следует. Вот и гоняют, по мнению директора автошколы, инспекторы начинающих водителей ровно столько, сколько необходимо для совершения ошибки. «Как бы мы ни старались качественно готовить учеников к экзамену, все равно выходим на 50-процентный отсев. Таким образом, расхолаживается отношение учебного заведения к самому процессу обучения людей», - считает он.
Присутствовавшие на заседании авто-пресс-клуба сотрудники ГИБДД этот миф развеяли. А в пику директорам автошкол привели неутешительную статистику. Так, и.о. начальника управления ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин отметил, что только в этом году в Тюменской области впервые за пять лет количество ДТП немного снизилось. Но и сегодня цифры эти впечатляют. Так, в Тюмени на дорогах с начала года погибло более 200 водителей. Ни для кого уже не секрет, что ежегодно на дорогах гибнет столько людей, сколько хватило бы на небольшой город. И с учетом возросшей «автомобилизированности» населения эта проблема становится только острее.
Начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД Василий Бушин в этой связи жестко оценил работу самих автошкол. В погоне за прибылью, они не заботятся ни об обновлении материально-технической базы, ни о подборе более квалифицированных кадров в инструкторский состав. И привел в пример челябинскую автошколу, которая за свой счет оборудовала тренажеры, в точности воспроизводящие ситуацию на дорогах. «Аварии с участием выпускников этой автошколы сократились на 70%», - отметил он. Однако оборудование такое стоит отнюдь не дешево – от 20 до 80 миллионов рублей в зависимости от комплектации. Далеко не каждая автошкола может позволить себе такую «роскошь». Да и не считают нужным, по большей части, отмечая, что лучше «живого контакта» между инструктором и учеником все равно пока не придумано. Однако, проблема в том, что отведенных положенных для практического вождения 32 часов явно оказывается недостаточно. Да и инструкторы не всегда оказываются готовыми к тому, чтобы учить вождению, проблему кадров отметили все эксперты заседания со стороны автошкол.
Директор Тюменского центра высшего водительского мастерства Сергей Прокопьев считает, что проблему можно решить и на местном уровне – организовав специальный отбор и подготовку инструкторов.
Другая возможность повысить качество обучения – увеличить число часов, отведенных на вождение. Но идти на увеличение числа накатанных часов и, как следствие, на увеличение стоимости образования автошколы тоже не могут, потому что тогда рискуют остаться неконкурентоспособными. Директора автошкол, как продемонстрировала дискуссия, во всем уповают на государство, на законы, которые должны ужесточить подход ко всем участникам данного образовательного процесса – от инструкторов, которыми не должны становиться люди без опыта вождения, до инспекторов ГИБДД, принимающих экзамен, которые не должны «валить» учащихся автошкол для дополнительного приема «за деньги».
Выходит, проблема пока так и останется нерешенной - ГИБДД, жестко оценивающая деятельность автошкол, ждет инициативы и предложения по реформированию обучения от них же, а сами автошколы разобщены и навряд ли в ближайшее время будут выходить хоть с какими-то инициативами.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.