Итоги 5 лет работы «Платона»Вчера исполнилось пять лет с момента запуска в России государственной системы «Платон». Взимание «покилометровой» платы с российских и иностранных грузоперевозчиков и логистических компаний, чьи «12-тонники» перевозят грузы по федеральным трассам, обеспечила дополнительное финансирование строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор фактической статистики и роста «прозрачности» рынка грузоперевозок.
Эффективность «Платона» — дороги и мостыВсе поступления с 2020-го по 2022 годы от «Платона» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения. С учетом запланированных работ общий объем отремонтированных дорог за счет средств госсистемы за время работы увеличится до 3,3 тыс. км, количество мостовых сооружений превысит 130.
Капремонт с увеличением до четырех полос движения будет выполнен на 44 участках федеральных автодорог общей протяженностью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Так, на трассах Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург – Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» — по 30 км, и свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь — Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Общая стоимость работ составит 79,3 млрд рублей.
Общая протяженность капитально ремонтируемых мостовых сооружений превышает 6 км, они располагаются на федеральных трассах в 44 регионах страны. На магистралях Дальнего Востока будут восстановлены 25 мостов, на Северном Кавказе и Юге – 17 путепроводов, в Центральном федеральном округе, Сибири, Приволжье, на Северо-Западе и Урале – более чем по 10 мостов в каждом округе. Среди крупнейших – мост через реку Ока на старом направлении трассы «Дон» в Московской области (617 м), мост через реку Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии (228 м), мост через реку Кабарга на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае (222 м) и мост через реку Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области (205 м). Общая стоимость капремонта мостовых сооружений — 18,3 млрд рублей.
Капитальный ремонт мостовых сооружений и расширение дорог повышает безопасность движения в первую очередь для большегрузного транспорта, миллионов автомобилистов и грузоперевозчиков. Средняя интенсивность движения по выбранным трассам превышает 10 тысяч автомобилей в сутки, а по некоторым превышает 25 тысяч машин.
Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ. Среди крупнейших дорожных объектов – Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чеченской Республике, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии. На сайте системы «Платон» разработан специальный раздел об отремонтированных мостах и автотрассах — dorogi.platon.ru
Распределение средств осуществляется с учетом мнения грузоперевозчиков на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» — dorogi-onf.ru. Минтранс России и Общероссийский народный фронт призывают перевозчиков отмечать убитые дороги с целью повышения эффективности формирования планов ремонта на федеральных и региональных дорогах.
Дорожный фонд пополняют законопослушные грузоперевозчики и нарушители
Ежедневно все собранные средства перечисляются в полном объеме в дорожный фонд России, который за время работы госсистемы «Платон» пополнился почти на 130 млрд руб., из них более 6,6 млрд руб. – взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей.
За минувший год поступления достигли 32 млрд руб., что почти вдвое выше собранных средств за первый год работы системы. По итогам пяти лет 88% от внесенной платы приходится на российские логистические компании, 12% — на иностранные.
Доля от общих поступлений выше в тех федеральных округах, где зарегистрировано большее количество грузовиков и протяженность федеральных трасс.
Распределение собранных средств по федеральным округам:
- Центральный 40%
- Приволжский 20%
- Северо-Западный 15%
- Южный и Северо-Кавказский 10%
- Уральский 7%
- Сибирский 6%
- Дальневосточный 2%
Объем рынка грузоперевозок
Более 606 тысяч российских и иностранных грузоперевозчиков зарегистрировали 1,4 млн транспортных средств. Среди владельцев большегрузов 69% — физические лица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели.
Московская область занимает первое место по количеству грузовиков и логистических компаний в системе «Платон» среди всех регионов России. В целом на Центральный федеральный округ приходится треть всех российских грузоперевозчиков (115,5 тысяч компаний и предпринимателей) и транспортных средств (315 тысяч).
ТОП-10 регионов по регистрации грузовиков:
- Московская область 86 681
- Москва 65 837
- Краснодарский край 56 073
- Татарстан 50 707
- Санкт-Петербург 48 319
- ХМАО — Югра 34 899
- Ростовская область 34 529
- Самарская область 25 432
- Свердловская область 25 374
- Нижегородская область 22 845
ТОП-10 регионов по регистрации грузоперевозчиков:
- Московская область 29 321
- Краснодарский край 26 102
- Москва 16 703
- Ростовская область 15 829
- Санкт-Петербург 14 514
- Республика Татарстан 14 472
- Республика Дагестан 12 849
- Свердловская область 10 357
- Ставропольский край 9 617
- Челябинская область 8 844
Прирост регистрации за минувший год составил 80 тыс. грузовиков, из которых по 17 тыс. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа, более 11 тыс. – на Урал, по 9 тыс. – на Сибирь и Северо-Западный федеральных округ. Среди регионов в лидерах по увеличению регистрации за год – Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область.
ТОП-10 регионов по росту регистрации грузовиков:
(за период с 15 ноября 2019 до 15 ноября 2020)
- Санкт-Петербург 6500
- Татарстан 5532
- Московская область 4835
- Челябинская область 3447
- Краснодарский край 2746
- Свердловская область 2485
- ХМАО — Югра 2397
- Москва 2346
- Ростовская область 1970
- Красноярский край 1849
В системе «Платон» зарегистрировано более 330 тысяч большегрузов, владельцами которых являются иностранные грузоперевозчики из 101 страны мира. В лидерах – Казахстан, Беларусь и Украина.
ТОП-10 стран-нерезидентов по количеству грузовиков:
- Казахстан 53 227
- Беларусь 41 756
- Украина 35 636
- Польша 27 008
- Узбекистан 23 410
- Киргизия 17 344
- Литва 17 185
- Турция 14 921
- Молдавия 10 333
- Латвия 8 448
Порядка 60% грузовиков в системе – транспортные средства иностранных марок. При этом больше всего зарегистрировано КАМАЗов, на них приходится треть от всего автопарка «Платона».
ТОП-10 по маркам зарегистрированных грузовиков:
- КАМАЗ 30%
- VOLVO 12%
- DAF 10%
- MAN 9%
- SCANIA 8%
- МАЗ 8%
- MERCEDES 7%
- RENAULT 4%
- IVECO 2%
- УРАЛ 2%
Индекс «Платона»: от загруженности дорог до оценки влияния пандемии
Юридически значимые данные, поступающие с 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров. В частности, на основе этой информации рассчитывается интенсивность грузоперевозок по дням недели и определяются самые загруженные федеральные трассы, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и отдельных участков магистралей.
Интенсивность пробега грузовиков по дням недели:
- понедельник 13,5%
- вторник 14,5%
- среда 15,0%
- четверг 14,9%
- пятница 15,3%
- суббота 13,9%
- воскресенье 12,9%
ТОП-10 загруженных федеральных трасс
(доля по количеству грузовиков)
- М-5 «Урал» 6,5%
- М-7 «Волга» 5,7%
- А-107 «Московское малое кольцо» 5,0%
- А-108 «Московское большое кольцо» 4,7%
- М-4 «Дон» 3,6%
- М-2 «Крым» 3,5%
- М-10 «Россия» 3,4%
- М-1 «Беларусь» 2,8%
- М-3 «Украина» 2,6%
- М-8 «Холмогоры» 2,6%
В период пандемии коронавируса Правительство РФ, Минтранс России и Минэкономразвития анализировали экономическую активность грузоперевозчиков на основе данных госсистемы. Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» — соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019. Спад в апреле составил -19,8%, по итогам октября разница пробега сократилась до -0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2%. При этом логисты (сборные грузы), ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей отраслей и сельскохозяйственной отраслей — в лидерах по росту пробега, начиная с июля.
Развитие цифровой инфраструктуры
По решению Правительства РФ до 2025 года порядка 20 тыс. км региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%. Равный контроль и мониторинг на переданных магистралях обеспечат 155 дополнительных рамных конструкций и запуск 30 автомобилей контроля. Помимо этого, оператор системы «Платон» разработал и успешно протестировал новое решение для машин контроля. Их сканеры и камеры фотофиксации позволяют одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос. Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков.
Безостановочное обслуживание пользователей
В период пандемии коронавируса более 130 центров обслуживания «Платона» не останавливали работу во всех регионах, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования. Сотрудники обеспечивали помогали регистрироваться и оформлять маршрутные карты всем пользователям. При этом изначально все сервисы системы «Платон» доступны в режиме онлайн — через личный кабинет на сайте, мобильное приложение и сеть терминалов самообслуживания.
За время работы оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» выдал грузоперевозчикам более 2,2 млн бортовых устройств. Владельцы грузовиков оформили свыше 24,6 млн маршрутных карт, почти 40% из которых приходится на зарубежных перевозчиков. Самая длинная маршрутная карта была оформлена на маршрут в 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре и обратно.
Прогнозируемое изменение тарифа
Сегодня размер платы за федеральные трассы — 2,20 руб./км. Информирование о его ежегодной индексации на уровень инфляции учитывает требование грузоперевозчиков о предсказуемости тарифа. Росавтодор в июле этого года опубликовал на своём официальном сайте прогнозируемый размер платы — 2,31 руб./км. При этом фактический тариф будет размещен на сайте Федерального дорожного агентства в период с 10 по 20 января 2021 года, после публикации Росстатом индекса потребительских цен за 2020 год. Такой порядок принят Минтрансом России по итогам обсуждений с представителями ассоциаций грузоперевозчиков и грузоотправителей, а также с руководителями логистических компаний и закреплен постановлением Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 843.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Загруженность трассы М5 выше всех, а финансирования.....
Ну и видимо за Уралом дороги заканчиваются в принципе.
Если сугубо про М-5, то да.
Она ж каралькой закручивается от Челябы к Екату.
И всё.
Начинается от МСК, так что есть куда бабки зарыть, что уж сразу в Зауралье...
Дорог хоть там и больше, но в наше направление 2-3.
Просто на Челябе/Екате основной трафик перевозок заканчивается.
Подтянут обождите