«Культ льда» — это вклад в дорожную безопасность Тюмени
Имя Даниила Земскова прекрасно известно всем любителям быстрой езды в Тюмени — одни знают его как гонщика-раллиста, другие — как создателя ежегодной ледовой трассы на озере «Алебашево». С автором идеи и бессменным руководителем автодрома «Культ льда» мы поговорили об истории трассы, нюансах её подготовки, типичной аудитории и гонках полиции.
Какой по счёту сезон «Культа льда» открывается в 2016 году?
Внезапно для нас всех выяснилось, что уже 13-й! То есть 13 лет в Тюмени каждую зиму на озере Алебашево появляется ледовая трасса…
Как вообще появилась идея создания ледовой трассы на озере?
Как и многое, что у нас происходит, мы подсмотрели у соседей. Можно назвать это своего рода плагиатом. Мы в своё время постоянно ездили в Екатеринбург на ледовые гонки, где это только зарождалось. У одного завода был маленький пожарный водоём, на котором проводились слаломные гонки. Всё это было где-то в какой-то промзоне на водоёме, который где-то ну раз в пять меньше нашего Алебашево. В эту территорию была вписана весьма замысловатая трасса и она вызывала необыкновенный ажиотаж — весь Екатеринбург торчал там с утра и до вечера.
Каждые выходные, как появлялась эта трасса, мы ездили в Екатерибург и в какой-то момент поняли, что ездить уже надоело и пора бы что-то подобное сделать у себя в Тюмени, ведь у нас водоёмов полным полно. Первая трасса появилась очень спонтанно. Просто спустились внаглую на лёд, почистили его под свою конфигурацию да и начали ездить, особо никого не спрашивая. Сделали и сделали. Катались недели две-три безо всяких проблем, пока нас не закрыли. Было это в начале 2004 года.
На следующий год уже пришло некое понимание, что и как надо делать, согласовывать с властями. Связались с администрацией, с МЧС и с 2005 года всё уже было более-менее официально и постепенно началось развитие «Культа льда». Сначала была одна параллельная трасса, потом начали просить ледовый овал и появился он, в общем, потихоньку-помаленьку всё пошло и поехало. Придумывали что-то новое, если позволяла погода, то чертили несколько разных трасс, если были не самые оптимальные условия — обходиилсь разумным минимумом трасс.
Так получилось, что вот уже незаметно для всех нас наступил 13 год существования трассы на Алебашево. За это время сильно изменились автоспортивные вкусы, что повлияло на наши трассы — если раньше народ фанател от спринтов и параллельных гонок, то сейчас в приоритете дрифт, самый трендовый вид автомобильного досуга. Такое ощущение, что скупили на «Авито» все заднеприводные машины, чтобы кайфовать. Кто-то серьёзно готовит автомобили, кто-то just for fun катается на «стоке». Именно поэтому в сезоне-2016/17 мы сделали одну трассу заточенной именно под дрифт.
Конечно же никуда не делся трек — готов большой километровый овал и будет маленький 400-метровый внутри для кубковых гонок. Трековые гонки очень нравятся зрителям — контактные заезды от четырёх до шести машин, разнообразная техника, постоянные обгоны. Отличное зрелище для пилотов и плюс очень много желающих гонщиков. Мы не будем отказываться от этого вида гонок. Много пилотов планируют приехать в Тюмень — готовят машины на Севере, Екатеринбург заявляет о желании стартовать у нас. Этапы на Алебашево уже включены в календарь межрегионального кубка «Трек 400» и две зональные гонки Тюмень-Тюменская область-ХМАО-ЯНАО взяты нами.
Будет спринтовая трасса, поскольку любителей этого вида заездов очень много. В этом году у нас две трассы — внешняя и внутренняя — они пересекаются, образуя параллельную трассу. Плюс часть внешней трассы мы используем для тех дрифтеров, кто не боится скорости — там уже скорость за 100 км/ч и повороты есть очень скоростные. При этом в любой день любой желающий может приехать и покататься по любой трассе — мы не делим их в зависимости от пилотов. У всех равный доступ к любому треку.
Таким образом, в этом сезоне у нас пять трасс, суммарная протяжённость которых составляет порядка восьми-десяти километров — пока точно не замеряли длину. Не исключаем, что придумаем ещё какую-нибудь трассу и реализуем её.
Что влияет на конфигурацию трасс? Как вообще приходит в голову это?
Изначально в голове складывается общая концепция того, что хотелось бы видеть в этом году с учётом тех трендов и веяний, что есть в автоспорте. Потом уже просто рисуем на озере конфигурацию трасс. Отталкиваемся сразу от нескольких факторов.
Во-первых, необходимо вписать все трассы в ту площадь озера, которая отведена нам под заезды. Во-вторых, всегда должен быть ледовый овал и парковка — подготовив их, уже потом рисуем всё остальное, вписываясь в наши ограничения по территории. При этом учитываем требования по безопасности между расположением трасс, нахождением зрительской зоны и территории парковки.
За годы существования трассы у нас уже появились определённые ориентиры в городе, к которым мы привязываемся при создании трасс, а потом вступает в работу техника, расчищающая полотно для движения и формирующая брустверы. Готовим сначала трек — ровные по длине и паралелльные друг другу прямые, одинаковые по радиусу повороты, многое другое. Подготовив его, оборудуем парковку и начинаем работать с другими треками. В этот раз плясали от дрифт-трассы — получили пожелания сделать её более ходовой, поэтому делаем плавные затяжные повороты. Затем готовим «рулёжную» трассу для спринтов.
Многие начинают задаваться вопросом, когда откроется трасса, едва ли не с первым снегом, а что необходимо для начала подготовки «Культа льда»?
Основное условие для нас — толщина льда. Как только лёд более-менее встал, мы намораживаем дополнительный слой при въезде, где достаточно мелко, после пешком размечаем трассу с лопатами и потом постепенно выводим технику для подготовки — сначала квадроцикл, потом, после получения разрешения от ГИМС, загоняем сначала трёхтонный погрузчик, а потом 4,5-тонный трактор.
Конечно, нужен снег. Это необходимо для обозначений пределов трассы и, безусловно, для безопасности — формируются брустверы, которые не позволяют машинам улетать с трассы в случае ошибки. В этом году, слава Богу, проблем со снегом нет и в этом плане нам повезло. Пока снег мягкий и, насколько я знаю, повреждённых бамперов пока не было.
Автоспортивные состязания занимают важную часть в графике работы «Культа льда», но не основную…
Мы всегда позиционировали ледовую трассу как место, где можно безопасно для себя и окружающих выплеснуть пар, получить адреналин от скорости. Каждый год появляются новые поколения водителей и меняются их вкусы — раньше все были без ума от «Форсажа» и уличных гонок, сейчас все подались в дрифт. Соответственно, изменяются и предпочтения по машинам — на смену всевозможным Lancer Evolution и Impreza WRX пришли безумные турбированные автомобили, а сейчас в почёте задний привод. Да, мода меняется, но потребность в месте для заездов остаётся.
Должна быть площадка, потому что я сам как отец понимаю — это вопрос безопасности. Невозможно идти по парковке у торгового центра с тележкой покупок и детьми, когда вокруг тебя совершенно хаотично и по непонятным даже самому водителю траекториям носится машина вокруг припаркованных автомобилей и идущих по стоянке людей. Из года в год одно и то же — молодёжь на «классике» нарезает круги на парковках, пытаются гонять по улицам. И этим, конечно, они подвергают опасности и себя, и окружающих.
«Культ льда» — это наш вклад в дорожную безопасность Тюмени. «Культ льда» был и остаётся тем местом, куда абсолютно любой желающий на совершенно любом автомобиле может приехать и погонять в своё удовольствие. Здесь никто не будет обсуждать твою машину, твой уровень как водителя, смеяться или оценивать время прохождения трассы. Это просто территория, где можно с такими же единомышленниками безопасно покататься без всякого состязательного элемента. Развернуло и улетел в сугроб — приедут, вытащат и катайся дальше. Нет проблем.
Другой момент. Очень много людей приезжает на Алебашево на дорогих иномарках. Просто потому, что человеку необходимо понять поведение своей машины на льду, чтобы эффективно и безопасно использовать потенциал своего автомобиля на дороге общего пользования. Этот опыт очень полезен с точки зрения профилактики ДТП. Человек, намотав круги по льду, уже готов к тому, как реагировать в той или иной ситуации на дороге — он понимает, как поведёт себя автомобиль и что лично ему как водителю нужно сделать, чтобы не допустить перехода какой-то нештатной ситуации в катастрофу.
У нас на территории «Культа льда» работает зимняя площадка Тюменского центра высшего водительского мастерства, где профессиональные преподаватели ведут курсы обучения вождению в условиях льда и снега — от базовых навыков до полноценного контраварийного вождения. Знаю, что часто приезжают люди со своими детьми 16-18 лет и сажают их за руль, давая возможность попробовать машину на льду. Случается, приезжают выпускники автошкол…
К вопросу об автошколах — на ваш взгляд, стоит ввести в программу обучения обязательное практическое вождение в зимних условиях?
Нет, так ставить вопрос нельзя, иначе просто процесс обучения вождению растянется на год и выльется в космическую сумму. Другое дело, что, возможно, стоило бы обязывать всех только получивших права отъездить какое-то количество часов в первую для них зиму с инструктором, просто чтобы понять то, как меняется физика поведения автомобиля на снегу и льду. Количество новых водителей на дорогах растёт с каждым годом и далеко не всех из них в состоянии трезво оценить свои навыки управления машиной зимой — им кажется, что всё точно так же как и летом, но это далеко не так. Переоценка или, наоборот, недооценка своего водительского мастерства приводит к ДТП и зачастую с трагическими последствиями. Именно поэтому мы горячо приветствуем всех начинающих водителей, кто приезжает на «Культ льда» отшлифовать свои навыки, получить новый опыт, научиться понимать машину в зимних условиях и предотвращать аварийные ситуации. Всё это является слагаемыми нашей общей безопасности на дорогах.
Если проанализировать опыт 13 лет работы «Культа льда», каков окажется портрет среднестатистического посетителя трассы?
Приезжают в основном, конечно, мужчины. Молодёжь тянется к модным течениям — участвуют в спринте, в дрифте. Те, кому уже за 30 — ездят уже не покататься, а целенаправленно отточить свои навыки управления автомобилем и понять поведение машины на льду. Ну а водители «за 40» очень часто приезжают семьями именно выплеснуть адреналин и получить те эмоции, которые на обычных дорогах не получить. Радует, что я знаю очень много людей, которые все эти 13 лет росли с «Культом льда» как водители. Для них выезды на Алебашево — один из видов активного отдыха зимой. Покатушки, общение, свежий воздух — люди так проводят свободное время.
На соревнования на Алебашево приезжают пилоты из других городов, а в обычные, не гоночные дни, встречаются иногородние гости?
В своё время как мы ездили в Екатеринбург, так к нам сейчас ездят из Омска — у них в прошлом году была своя трасса, а в этом году их нет. Естественно, Север. Как только зимняя сессия начнётся, так они все у нас. Есть в их городах свои аналоги, но им нравится, что в Тюмени всё практически в центре города и весьма масштабно, что можно от души погонять. Что там другие города — к нам даже из Казахстана ездят!
В чём, на ваш взгляд, секрет привлекательности «Культа льда»?
Факторов много. Немаловажным является расположение — практически в центре города, куда очень удобно и быстро можно приехать. Демократичность — мы не делим наших посетителей на категории, для нас равны все — что владельцы дорогих иномарок, что хозяева старых отечественных машин. Плюс мы работаем допоздна, что тоже интересно для водителей. И, конечно, отсутствие серьёзных требований к машинам — единственное, чего мы просим, так это чтобы у автомобиля не было протечек технических жидкостей. Ну и после 21:00 на трассу не допускаются машины с нестандартным выхлопом — вокруг жилые дома и мы не намерены мешать тюменцам шумом. Да, в тёмное время мы можем отказать в допуске техники с неработающей светотехникой. Всё это опять же ради безопасности.
У нас на трассе постоянно дежурят сотрудники, которые следят за тем, чтобы машины ехали в установленном направлении, чтобы зрители не бросались под колёса, чтобы автодром находился в нормальном состоянии.
Как вообще поддерживается состояние трассы?
Мы регулярно чистим гоночное полотно, следим за отсутствием мусора на самом льду и на берегу, не допускаем, как я уже говорил, машины с протечками технических жидкостей. Поскольку участок озера находится у нас в аренде, мы круглый год ведём контроль чистоты прилегающей территории, стараемся не допускать загрязнения воды, но тут находятся хитрые люди, которые устраивают, как в прошлом году, незаконную свалку снега — он тает и вся эта дрянь попадает в Алебашево, которое мы стараемся не загрязнять. Плюс информационные таблички весной и летом, регулярный контроль качества воды. Делаем всё, чтобы зимняя гоночная трасса не ухудшала состояние водного объекта. Причём круглый год.
Закончить нашу беседу хочется на позитивной ноте — в прошлом году весь Интернет обошли кадры с дрифтующим УАЗом полиции. Часто ли представители правоохранительных органов выезжают на «Культ льда»?
Ещё до открытия в этом сезоне мне звонили из ГИБДД и просили предоставить возможности для тренировки сотрудников. Спецбат выделил автомобили, на которых их инспектора будут оттачивать своё мастерство вождения. Конечно, уже третий год проводятся соревнования «Спецоперация «Лёд» для полицейских, но это не главное для них. У ГИБДД и ППС их повседневная работа связана с автомобилями, поэтому сотрудники приезжают на Алебашево и ездят на машинах, тренируясь и получая накат.
На самом деле, это очень хорошее начинание! Могу привести пример из своего опыта. Когда я ещё ездил на фургоне Citroen Berlingo, на трек приехали сотрудники ГИБДД на какой-то вообще списанной полуживой «девятке». И вот на этой девятке командир вместе со своими подчинёнными выехал на километровый овал и начал ездить. В какой-то момент я решил погоняться с ними и попытаться догнать эту «девятку» — благо, мой опыт позволял даже на «каблучке» догонять и обгонять большинство тех, кто ездил по овалу. Но не в тот раз! Вся эта с виду вообще ни на что негодная «девятка» в руках инспекторов ГИБДД творила просто какие-то чудеса — мне со стороны было прекрасно видно, что водители выбирают правильную траекторию, грамотно работают рулём и «газом», так что догнать мне их было очень и очень непросто. Потом я наблюдал, как командир сел на переднее место пассажира и по очереди ездил со своими подчинёнными, делясь с ними опытом. Я должен сказать, что это просто замечательно — очень не во многих регионах ГИБДД заинтересована в такой подготовке своих сотрудников, а здесь они проявляют инициативу и действительно шлифуют свои водительские навыки. Это очень похвально.
Что касается того самого дрифта на УАЗ, то я был очень удивлён, увидев экипаж ППС на льду. Мне всё время казалось, что этот автомобиль абсолютно не способен на то, что они вытворяли с ним на льду! Я со всей уверенностью могу сказать, что тюменские полицейские ездят очень хорошо и они в состоянии в случае чего догнать абсолютное большинство водителей-нарушителей, независимо от их техники. Здесь всё решает мастерство управления автомобилем, а полицейские Тюмени этим вопросом занимаются очень серьёзно.
Конечно, было бы интересно посмотреть на льду на водителей «скорой помощи» или пожарных машин, но если у последних техника слишком тяжёлая для «Культа льда», то первых, как знать, может быть тоже когда-то увидим в гонках!
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.