На нет и ГАИ нет
30.01.2007 10:02 | Время новостей
Верховный суд разрешил продавцам машин их не регистрировать
Верховный суд (ВС) разрешил гражданам не снимать машины с учета при их продаже - приобретатели авто теперь просто будут регистрировать их заново. ВС согласился с тем, что действующие Правила регистрации автомототранспортных средств (далее - Правила) ставят покупателей машин в зависимость от их прежних владельцев, а это нарушает их гражданские права. МВД с позицией ВС не согласилось и подало кассационную жалобу на это решение. Официально милиционеры пока ничего не объясняют. Однако многие эксперты полагают, что отмена данного пункта Правил, наоборот, повлечет за собой массовое нарушение прав автовладельцев, а также увеличение числа разбойных нападений и угонов. Кроме того, это может облегчить задачу преступников по легализации краденого транспорта.
Поводом для обращения в ВС стала неудачная покупка жителя Волгограда Виктора Костенко, который в ноябре 2005 года приобрел «с рук» автомобиль ВАЗ-2108. Купить-то купил, а вот ездить на ней так и не смог, поскольку предыдущий владелец отказался снять машину с учета в ГАИ, как того требуют Правила. В итоге г-н Костенко посчитал, что только путем признания недействующим соответствующего пункта Правил он сможет наконец-то сесть за руль. Суду же он пояснил, что существующий порядок снятия с учета «ставит допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в зависимость от действий или бездействий прежнего собственника, что противоречит Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
ВС с этим согласился и признал данный пункт Правил недействующим. Суд рассуждал следующим образом. Гражданский кодекс определяет право собственности как возможность лица владеть вещью, пользоваться и распоряжаться ею. Очевидно, что г-н Костенко не мог считаться полноправным собственником приобретенных им «Жигулей», поскольку ездить на них он никак не мог. Конституционное право граждан на частную собственность может быть ограничено, но только специальными законами. В частности, федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. А если у машины нет документа, удостоверяющего ее соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, то ее регистрация законом запрещена. То есть, констатировалось в решении ВС, собственники авто ограничены в своем праве обязанностью по его регистрации. «При этом федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если оно ранее было зарегистрировано в подразделениях Госавтоинспекции и прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета по месту прежней регистрации, - говорится в решении ВС. - Следовательно, невыполнение прежним собственником транспортного средства обязанности по его снятию с регистрационного учета не является основанием для ограничения права нового собственника на пользование транспортным средством путем участия в дорожном движении».
Кроме того, ВС отметил, что покупателям машин отпускается всего пять дней на то, чтобы зарегистрировать свою покупку в ГАИ, и при этом не с момента снятия с учета, а с момента фактического приобретения. То есть в случае отказа прежнего владельца снять машину с учета ее новый хозяин вынужден нести ответственность за просрочку регистрации.
Однако существующий порядок регистрации машин, когда при продаже прежний владелец обязан снять ее с учета, а новый -- уже сам регистрирует ее заново, получая новые номера и комплект документов, был установлен неслучайно. Благодаря такому порядку сотрудники ГАИ могли бороться с легализацией угнанного транспорта. Так, занимающиеся снятием с учета транспортных средств инспекторы проверяют у желающего продать свою машину, не находится ли она в розыске, не была ли куплена в кредит под ее залог, не стала ли арестованным имуществом, принадлежит ли ему целиком или часть ее находится во владении других лиц. К тому же они убеждаются в том, что человек жив-здоров и хочет продать свою машину по собственной воле.
Если же с продавцом транспортного средства что-нибудь случается - либо он отказывается снять машину с учета, скрывается, умирает, то у новых собственников тем не менее остается легальный способ ее зарегистрировать - они всегда могут обратиться в суд, который вправе обязать ГАИ поставить машину на учет.
Если же новое решение ВС вступит в силу, ничего этого делать уже не придется. Приобретателю машины достаточно будет иметь при себе комплект документов на нее, а также свидетельство купли-продажи. Таким образом, скажем, при разбойном нападении на водителя преступникам достаточно будет добиться от него подписания некоего договора продажи, причем сумма может быть небольшой, и тогда этот документ не придется нотариально визировать.
Более того, скорее всего всякий смысл потеряет и сам учет транспортных средств. Ведь одну и ту же машину можно будет бесконечное количество раз «покупать» и «продавать», получая на нее новые комплекты документов и номера, но при этом сохранять старые. Тогда де-факто машина будет одна, хотя де-юре их будет какое угодно количество. И совершить с помощью такого «автомобиля-призрака» другое преступление, например теракт, будет очень просто. Установить ее истинного владельца станет практически невозможно. Точно так же собственник такой машины может безнаказанно уйти от ответственности в случае совершения им ДТП.
Новый порядок снятия и постановки на учет транспортных средств, вероятно, разгрузил бы МРЭО, где ежедневно скапливаются толпы желающих зарегистрировать или, наоборот, снять с регистрации свои авто. Но по закону "сохранения энергии" работы прибавится у тех сотрудников ГАИ, которые занимаются розыском угнанного транспорта. Получается, что отмена существующего правила снятия с учета машин приведет к росту преступности. А ведь даже сейчас уровень ее крайне высок. По статистике, количество краж и угонов автомобилей за последние пять лет возросло на 62% (с 75 893 в 2000 году до 124 413 в 2005 году). А за девять месяцев прошлого года в стране было зарегистрировано 48 тыс. краж и 42 тыс. угонов транспортных средств, из которых 38 тыс. и 19,5 тыс. соответственно остались нераскрытыми.
К слову, во всех странах Западной Европы и США действуют правила, согласно которым владелец транспортного средства обязан сначала снять его с учета и только потом может его продать. В России до сих пор существовали более либеральные нормы - машину можно было снимать с учета после продажи, а прежний владелец мог оформить доверенность на нового собственника для снятия с учета. Однако теперь механизм контроля за легальностью оборота транспортных средств может вообще исчезнуть.
Екатерина БУТОРИНА
Время новостей
Верховный суд разрешил продавцам машин их не регистрировать
- Винни-Пух
- Инструктор
- Сообщения: 3441
- Зарегистрирован: 03 май 2006, 00:00
- Награды: 1
-
Рейтинг: 31 584 -
Репутация: +29
Верховный суд разрешил продавцам машин их не регистрировать
"Нам любые дороги дороги"
"Я же, по средствам, спокойно живу в этом мире!"
"Я же, по средствам, спокойно живу в этом мире!"
- oilman
- Профессионал
- Сообщения: 1995
- Зарегистрирован: 11 авг 2005, 00:00
- Награды: 1
-
Рейтинг: 2 395 -
Репутация: 0
Бред какой-то
Как он ее "купил" то?

Поводом для обращения в ВС стала неудачная покупка жителя Волгограда Виктора Костенко, который в ноябре 2005 года приобрел «с рук» автомобиль ВАЗ-2108. Купить-то купил, а вот ездить на ней так и не смог, поскольку предыдущий владелец отказался снять машину с учета в ГАИ, как того требуют Правила.
Как он ее "купил" то?

- Basilio
- Инструктор
- Сообщения: 3568
- Зарегистрирован: 09 мар 2006, 00:00
- Награды: 1
-
Рейтинг: 7 534 -
Репутация: +4
Винни-Пух писал(а):Если же новое решение ВС вступит в силу, ничего этого делать уже не придется. Приобретателю машины достаточно будет иметь при себе комплект документов на нее, а также свидетельство купли-продажи. Таким образом, скажем, при разбойном нападении на водителя преступникам достаточно будет добиться от него подписания некоего договора продажи, причем сумма может быть небольшой, и тогда этот документ не придется нотариально визировать.
Вот так и купил наверно

Если что то случилось, то не важно что ты сделал что бы это не случилось, а важно то что ты не сделал что бы это не случилось.
"К слову, во всех странах Западной Европы и США действуют правила..."
Да мало ли что там действует ? Рассуждать о законодательстве надо в комплексе, а не отдельными фрагментами
Почему когда нужно привести плохой пример, у нас принято вспоминать "запад"; а когда хороший - про него "забывают".
Да, в США с этим жестковато. Однако не забудте, что при этом у тамошних автовладельцев, да и граждан вообще, несравнимо больше прав чем у нас с вами.
Например ВСЕ двигатели в США БЕЗНОМЕРНЫЕ, их можно менять как запчасть где угодно, в любом придорожном сервисе, безо всякого оформления. И это очень удобно, допустим у вас в дороге полетел движок и за пару часов вам поставят другой, тоже б\у, после капиталки и вы едете себе дальше. А ваш старый после ремонта достанется кому-то другому...
Ещё пример - номер на машину можете себе любой сделать, произвольный текст на латинице и цифры. И т.п.
Кстати, в Мексике например подобных ограничений при продаже авто нет.
ИМХО это одно из немногих ( в т.ч. и отмена при уголовном расследовании состояния опьянения как отягчающего обстоятельства) положительных и конструктивных решений ВС.
P.S. А у нас разве в начале 90-х не было упрощённой процедуры ? По-моему была, и сейчас пытаются её возвратить, что несомненно БОЛЬШОЙ ПЛЮС !
Я приведу личный случай. Ещё будучи не авто-, а мото-любителем, купил "с рук" по объяве свой первый мотик. Ну приехал, посмотрел, всё нормально, аппарат с момента покупки несколько лет простоял в гараже у владельца по причине его хронических запоев; как договаривались за половину тогдашней магазинной цены налом я его забрал и плюс справка-счёт НА ЕГО ИМЯ (была получена им при покупке, он мне её просто отдал !) и уехал.
Договорились созвониться потом и переоформить. Однако, получив деньги, тот чувак забухал напрочь, на звонки не отвечал, и я поехал к нотариусу, обрисовал ситуацию и по его совету мы накатали на листе бумаги договор купли\продажи, после чего я поехал к этому кадру домой, прикупив по пути 2 литра (чтобы исключить провокации
) он завидев это дело подмахнул неглядя и вобщем на том проблемы и кончились.
На основании этого рукописного договора мне выписали новую справку-счёт, и далее регистрация в ГАИ.
Вот разве это не удобно? По-моему, вообще здорово, не то что сейчас.
Да мало ли что там действует ? Рассуждать о законодательстве надо в комплексе, а не отдельными фрагментами
Почему когда нужно привести плохой пример, у нас принято вспоминать "запад"; а когда хороший - про него "забывают".
Да, в США с этим жестковато. Однако не забудте, что при этом у тамошних автовладельцев, да и граждан вообще, несравнимо больше прав чем у нас с вами.
Например ВСЕ двигатели в США БЕЗНОМЕРНЫЕ, их можно менять как запчасть где угодно, в любом придорожном сервисе, безо всякого оформления. И это очень удобно, допустим у вас в дороге полетел движок и за пару часов вам поставят другой, тоже б\у, после капиталки и вы едете себе дальше. А ваш старый после ремонта достанется кому-то другому...
Ещё пример - номер на машину можете себе любой сделать, произвольный текст на латинице и цифры. И т.п.
Кстати, в Мексике например подобных ограничений при продаже авто нет.
ИМХО это одно из немногих ( в т.ч. и отмена при уголовном расследовании состояния опьянения как отягчающего обстоятельства) положительных и конструктивных решений ВС.
P.S. А у нас разве в начале 90-х не было упрощённой процедуры ? По-моему была, и сейчас пытаются её возвратить, что несомненно БОЛЬШОЙ ПЛЮС !
Я приведу личный случай. Ещё будучи не авто-, а мото-любителем, купил "с рук" по объяве свой первый мотик. Ну приехал, посмотрел, всё нормально, аппарат с момента покупки несколько лет простоял в гараже у владельца по причине его хронических запоев; как договаривались за половину тогдашней магазинной цены налом я его забрал и плюс справка-счёт НА ЕГО ИМЯ (была получена им при покупке, он мне её просто отдал !) и уехал.
Договорились созвониться потом и переоформить. Однако, получив деньги, тот чувак забухал напрочь, на звонки не отвечал, и я поехал к нотариусу, обрисовал ситуацию и по его совету мы накатали на листе бумаги договор купли\продажи, после чего я поехал к этому кадру домой, прикупив по пути 2 литра (чтобы исключить провокации

На основании этого рукописного договора мне выписали новую справку-счёт, и далее регистрация в ГАИ.
Вот разве это не удобно? По-моему, вообще здорово, не то что сейчас.
- AccordoVod
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1204
- Зарегистрирован: 06 сен 2006, 00:00
- Награды: 1
-
Рейтинг: 1 354 -
Репутация: +1