
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за весь 2014 год российский авторынок сократился на 10,3% до 2 млн. 491 тысячи 404 автомобилей.
Как отмечают в АЕБ, 2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 года еще ниже, констатируют в ассоциации. Согласно прогнозу АЕБ, в 2015 году российский авторынок составит 1,89 млн. автомобилей, что на 24% меньше, чем в прошлом году.
Лидерство на российском авторынке сохраняет АВТОВАЗ, реализовавший в прошлом году 387 307 автомобилей, что на 15% ниже показателя годичной давности. Второе место по объему продаж заняла KIA – реализация 195 691 машины (-1%) впервые обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок по итогам года. Таким образом, Renault опустилась на третью строчку с показателем 194 531 реализованный автомобиль (-7%). Четвёртое место сохранила Hyundai – автомобили этой марки выбрал 179 631 покупатель (-1%). Замыкает "пятёрку" лидеров на этот раз Nissan, реализовавший 162 010 машин (+11%). В Топ-10 самых продаваемых марок по итогам 2014 года также вошли Toyota (161 954 шт., +5%), Volkswagen (128 071 шт., -18%), Chevrolet (123 175 шт., -29%), Skoda (84437 шт., -3%) и Mitsubishi (80 134 шт., +2%).
Дешевая нефть и слабый рубль спровоцировали небывалый спрос на автомобили в декабре прошлого года. За месяц в России было продано 270,7 тыс. машин – больше чем в конце 2013 года, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса. В выигрыше оказались автопроизводители из массового сегмента: Mazda и Mitsubishi улучшили продажи на 61 и 51% соответственно. В премиальном лидировали Infiniti и Porsche – рост на 69 и 66%.
В декабре 2014 года в России было продано 270,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей – на 2,4% больше, чем за тот же месяц годом ранее, отчиталась вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Рост относительно ноября составил более 18%. В целом по итогам года автомобильный рынок сократился на 10,3%, до 2,5 млн машин.
По оценке "Автостата", декабрьский спрос стал самым сильным за всю историю российского авторынка. Он также позволил улучшить статистику суммарного объёма продаж в 2014 году на 1,3 процентного пункта – по итогам января–ноября отставание от прошлогодних результатов составляло 11,6%.
"2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год ещё ниже", – заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе. Согласно прогнозу организации, в текущем году российский авторынок сократится еще на 600 тыс. машин, или 24%, до 1,89 млн штук.
Участники рынка считают прогноз АЕБ оптимистичным. По оценке генерального директора Suzuki в России Коичи Такакура, объём продаж автомобилей может упасть до 1,5 млн штук. Это уровень кризисного 2009 года. Этого не исключает и глава ассоциации российских автодилеров (РОАД) Владимир Моженков.
Главная задача автопроизводителей – не потерять позиции в России, втором по величине рынке в Европе после Германии. По словам руководителя Skoda в России Любомира Наймана, в 2015 году компания будет стремиться сохранить рыночную долю (по итогам 2014 года – 3,4%).
"Соотношение продаж автомобилей российской сборки и импортируемых также останется на текущем уровне – 90 на 10%", – уточнил он. Такой же политики придерживается и Suzuki. Коичи Такакура добавил, что сейчас из-за курсовых разниц из Японии стало выгоднее возить машины, чем из Европы. Это значит, что японские бренды получат преимущество в ценообразовании. Но есть те, кто попытается извлечь выгоду из кризисной ситуации. В 2015 году Kia планирует развернуть агрессивную кампанию по ценообразованию и продвижению бренда, заявил РБК управляющий директор компании в России Артем Гусаров. "В общем, будет интересно. Мы намерены увеличить нашу рыночную долю как минимум до 8%", – уточнил он. По итогам 2014 года Kia занимала 7,85% российского рынка.
С прогнозом АЕБ согласен гендиректор "Фольксваген Групп Рус" Маркус Озегович, но он также подчеркнул, что сейчас предполагать что-либо сложно из-за "непредсказуемости внешних факторов", таких как цены на нефть и курсы валют. А один из собеседников "Ъ" среди автопроизводителей вовсе полагает, что прогноз АЕБ "слишком оптимистичный": "Учитывая происходящее в экономике, падение может быть еще хуже". В Renault согласны с прогнозом АЕБ и не видят факторов, способствующих наилучшему развитию рынка: объёма господдержки для "спасения" ситуации недостаточно, а цены на машины повышаются, коррелируя с ростом курса валют.
Базовый прогноз по 2015 году – падение на 15%, считает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", но его пессимистический вариант даже хуже, чем у АЕБ,– 30%. Для оптимистического сценария в 10% спада нужны значительное улучшение экономики, укрепление рубля и снижение кредитной ставки, замечает он.
Но не все автопроизводители согласны с АЕБ. Советник гендиректора ООО "Скания-Русь" Андрей Чурсин уверен, что прогнозировать итоги года сейчас бессмысленно, а текущие пессимистичные прогнозы зависят не столько от объективных причин, сколько от "настроения в обществе и градуса негатива экономических новостей". Директор департамента корпоративных продаж ГК "Автоспеццентр" Андрей Храмов надеется на увеличение продаж ближе к третьему кварталу 2015 года, связанное со стабилизацией курса валют, и верит, что падение по году будет меньше 24%.
По мнению главы дилерского центра Rolls-Royce компании "Авилон автомобильная группа" Вагифа Бикулова, массовый сегмент может упасть на 8-15%. Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон от прогнозов воздержался, но в интервью "Ъ" отметил, что "если весь рынок будет не больше 1,7 млн машин по году, то у отрасли будет очень много проблем".
Отечественный рынок смог четвёртый год подряд остаться вторым по объёму в Европе после Германии, но только Россия проявила негативную динамику, упав практически до объёма рынка Британии (2,48 млн машин).