
Аналитическое агентство "Автостат" провело исследование структуры автомобильных рынков по итогам 2014 года по городам России с населением свыше 100 тысяч человек. По результатам исследования был составлен рейтинг, в который вошли 152 города России, на которые приходится 62% рынка новых легковых автомобилей. В основу рейтинга эксперты заложили величину средневзвешенной цены на легковые машины.
Эксперты отмечают, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в РФ по итогам 2014 года составила 1 000 870 рублей, что на 10,4% больше, чем годом ранее (906 200 руб.). При этом аналогичный показатель по городам, вошедшим в рейтинг, на 10% больше - 1 101 420 руб.
Первые четыре строчки рейтинга занимают города Приморского края – Находка (средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль составляет здесь 1,431 млн. рублей), Уссурийск (1,425 млн. рублей), Артем (1,395 млн. рублей), Владивосток (1,373 млн. рублей). На пятом месте – Москва (1,371 млн. рублей). Общая закономерность для первой "пятёрки" - в объёме рынка у каждого из них очень низкая доля автомобилей российских марок (LADA и УАЗ): от 2,1% (в Находке) до 4,5% (в Москве). Данный тренд распространяется, хоть и чуть в меньшей степени, - и на всю "десятку" лидеров: за исключением Сочи, в топ-10 доля сегмента отечественных автомобилей в объёме рынка у них не превышает 8,4%.
В качестве яркого подтверждения взаимосвязи между высокой долей российских автомобилей и средневзвешенной ценой на новые легковые автомобили служит и тот факт, что города, в которых любовь к отечественным машинам наиболее высока – оказались в самом конце рейтинга. Хасавюрт – город с самой высокой долей отечественных автомобилей (73%) и самой низкой долей "премиум" (2,4%) занимает последнее, 152-е место в рейтинге. Средневзвешенная цена оказалась самой низкой – 698,6 тыс. рублей. В Тольятти (второе место по доле рынка отечественных автомобилей, их доля 45,4%) – на 150-м месте, цена на новый автомобиль – 766,9 тыс. рублей. Махачкала (доля рынка российских марок 47,8%) – на 90-й позиции, цена – 921,4 тыс. рублей.
Вторая любопытная закономерность, отмеченная экспертами: Москва и города второй "пятёрки" в основном попали в топ-10 за счет высокой доли премиальных брендов (Audi, BMW, Infiniti, Lexus, Mercedes и др.). Москва (доля премиум-сегмента составила 25,4%), Южно-Сахалинск с ценой в 1,329 млн. руб. (доля - 24,6%), Хабаровск с ценой 1,293 млн. руб. (18,3%), подмосковный Химки с ценой 1,270 млн. руб. (22,7%), Иркутск с ценой 1,233 млн. руб. (18,5%), Сочи с ценой 1,211 млн. руб. (18,9%) – доля "премиум" у всех выше 18%. За пределами "десятки" такую высокую долю "премиум-сегмента" показывают всего три города России: Санкт-Петербург (19,8%) и подмосковный Королев (18,6%) с ценами 1,210 млн. руб. и Петропавловск-Камчатский с ценой 1,188 млн. руб.(20,5%).
"Средневзвешенная цена зависит от структуры рынка. Чем больше в городе продаётся дорогих автомобилей, тем выше средняя цена. Там, где доля российских автомобилей высока, средневзвешенная цена существенно ниже. В городах Дальнего Востока высокая средневзвешенная цена нового автомобиля из-за того, что покупают дорогие японские автомобили, в особенности, там популярны внедорожники Toyota. Ещё по дальневосточным городам стоит отметить, что, несмотря на высокую среднюю цену, общий объём продаж новых автомобилей там крайне мал. В целом объем рынка новых автомобилей в ДФО составляет 24,6 тыс. шт., что сравнимо с емкостью рынка одной области в центре России, например, Тульской области (26 тыс. шт.) или Удмуртии (28 тыс. шт.)", - отметил директор АА "Автостат" Сергей Целиков.
В рейтинг попали шесть городов Тюменской области -Новый Уренгой на 18-м месте, Сургут на 25-м, Ноябрьск на 31-м, Нижневартовск на 32-м, Тюмень на 34-м и Нефтеюганск на 40-м.
