
Ознакомившись с автомобильными новинками, ожидающими нас в наступившем 2015-м, самое время поговорить о тех нововведениях, которые коснутся всех автомобилистов без исключения – речь идёт о законах, получивших немало поправок и дополнений либо уже вступивших в силу, либо пока только обсуждающихся.
Резина исправная и по сезону
Депутаты взялись за покрышки. Во-первых, речь идёт о законодательно закреплённом использовании соответствующей сезону резины – летом надлежит обувать машину в летние покрышки, а зимой, соответственно, в зимние. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» теперь запрещена эксплуатация летних шин зимой (декабрь, январь и февраль) и эксплуатация шипованных шин летом (июнь, июль и август). При этом власти отдельных регионов могут самостоятельно «увеличивать» время года на тот или иной срок в зависимости от климатических условий. Запрет пока не отражен в ПДД, а значит, на него не может распространяться действие ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, и водителям пока бояться нечего. Когда закон поправят, за нарушение начнут штрафовать на 500 руб.
В законодательстве останется ограничение на глубину протектора для летних шин — 1,6 мм, и впервые появится лимит для зимних — 4 мм. Наказание за данное правонарушение – предупреждение или штраф в 500 руб.
Во-вторых, обсуждается и вопрос введения штрафа за повреждённые покрышки – если резина на машине с грыжами, порезами, а от протектора остались одни воспоминания, то это может обойтись водителю в круглую сумму, даже если он осторожно двигается к месту устранения этих неполадок с шинами. За подобный проступок предложено предусмотреть наказание в виде двух тысяч рублей штрафа.
Уголовная ответственность за пьянство за рулём
С 1 июля 2015 года за первый лучай вождения в нетрезвом виде у автомобилиста отберут права на срок от полутора до двух лет, а в дополнение выпишут штраф в размере 50 тысяч рублей. Если же прав у человека нет изначально, штраф снижается до 30 тысяч и может быть заменен на административный арест на 15 суток.
Если человек, лишенный водительского удостоверения за пьяную езду, сядет за руль без прав, штраф составит уже 200 тысяч рублей. В качестве альтернативы предусмотрен годовой доход нарушителя, 480 часов или два года принудительных работ, либо арест сроком на шесть месяцев.
Сейчас езда в пьяном виде считается административным правонарушением и регулируется исключительно КоАП РФ. В первый раз проступок наказывается штрафом в 30 тыс. руб. и лишением прав на срок от полутора до двух лет, а при повторном нарушении — штрафом в 50 тыс. руб. и лишением прав на три года. При аварии с одним погибшим пьяному водителю по ч. 4 ст. 264 УК РФ грозит лишение свободы на срок до семи лет, а если жертв две и более, то по ч. 6 ст. 264 УК РФ – до девяти.
После ужесточения закона при наличии пострадавших нетрезвый водитель может сесть в тюрьму на срок от 2 до 10 лет – раньше двухлетний срок был максимальным. Если же в инциденте погибнут два человека и больше, суд получит полное право приговорить нарушителя к лишению свободы от 5 до 15 лет. Предыдущая редакция 264-й статьи уголовного кодекса вообще не предусматривала минимального срока, а предельное значение было равно девяти годам под стражей – по ч. 4 ст. 264 УК РФ будут давать уже от двух до семи лет колонии, а по ч. 6 той же статьи уже от четырех до девяти.
С места ДТП можно будет уезжать
Летом 2015 года водители, задевшие столб или попавшие в незначительное ДТП, смогут законно покидать место происшествия без привлечения инспекторов ГИБДД – соответствующий закон уже утвержден. В таких ситуациях водитель сможет самостоятельно заполнить бланк извещения о ДТП для страховой компании и не вызывать полицию. Пользоваться правилом можно не только при одиночной аварии, но и при столкновении с другим автомобилем – в случае, если ни у одного из фигурантов столкновения нет желания получить денежную компенсацию.
Кроме того, с 1 июля участникам аварий без пострадавших предписано покинуть место происшествия – после обязательной фото- или видеосъемки. Такая мера вводится для того, чтобы не мешать добропорядочным водителям: по статистике, значительная часть пробок возникает из-за того, что участники мелких ДТП надолго загромождают дорогу в ожидании инспектора ГИБДД. Теперь автовладельцы смогут переместиться на обочину, где и будет проходить оформление протокола.
Штраф за превышение на 10 км/ч может вернуться
Сторублевый штраф за превышение скорости в пределах 20 км/ч отменили 1 сентября 2013 года. В 2015 году водителям могут снизить допустимую норму превышения скорости с нынешних 20 км/ч до 10. Таким образом, в населенных пунктах, чтобы не оказаться оштрафованным, как и до сентября 2013 года, снова нельзя будет ездить быстрее 70 км/ч.
За принятие этой инициативы активно выступает ГИБДД РФ, которая фиксирует рост аварийности из-за превышения скорости в населенных пунктах. Если документ примут без корректировок, то штраф за превышение от 10 до 40 км/ч будет составлять 500 рублей.
Контроль средней скорости
Система, при которой две камеры вешаются на расстоянии нескольких километров друг от друга и фиксируют, за какой промежуток времени автомобили преодолевают это расстояние, уже работает в 17 регионах России. В 2015 году в список добавится Москва, а также список могут пополнить и другие города. Камеры будут фиксировать среднюю скорость машин на подконтрольном участке дороги. В случае превышения нарушитель получит по почте штраф.
Транспортный налог может подрасти
Непростая ситуация в экономике может привести к росту тарифов транспортного налога. В Тюмени, например, не облагаются налогом транспортные средства мощностью до 150 л.с. В каждом российском субъекте свои градации: где-то повышающий коэффициент вводится в отношении всех транспортных средств, где-то корректировки затрагивают отдельные сегменты, так что остаётся лишь внимательно следить за местными новостями. Ну и не стоит забывать, что в 2015-м году владельцам дорогих машин впервые придётся уплатить налог на роскошь, появившийся в 2014-м – минпромторг России постановил, что роскошью считаются автомобили стоимостью выше 3 миллионов рублей: всего в список попали 187 моделей. В зависимости от года выпуска повышающий коэффициент достигает от 1,1 до 3: на это число умножается размер транспортного налога для дорогих моделей.
«Красивые» номера могут появиться в открытой продаже
Обсуждаемый не первый год проект закона, позволяющего легально продавать красивые комбинации букв и цифр на регистрационных знаках, в 2015-м году может вступить в силу. Предполагается, что от этого выиграют и автолюбители, и бюджет.
Пешеходов обяжут носить светоотражатели
С 1 июля 2015 года все пешеходы в темное время суток, двигаясь по обочинам или краю проезжей части вне населенного пункта, будут обязаны носить светоотражающие элементы. Если сейчас эта норма носит рекомендательный характер, то уже через полгода за нарушение предписания будут штрафовать на 500 руб.
Готовится новый закон об эвакуации
Госдума в 2015 году, скорее всего, примет законопроект об эвакуации автомобилей. Документ уже прошел первое чтение, и есть все шансы, что он заработает в ближайшее время. Поправки позволят устранить все спорные моменты, возникающие при эвакуации автомобилей. В частности, четко прописывается, что водитель имеет право забрать свою машину до того, как эвакуатор тронулся. Отказ повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2 тыс. руб., а на должностных лиц — 20 тыс. руб. Спорную ситуацию водителю можно будет снять на фото- или видеокамеру и в случае необходимости предъявить в качестве доказательства своей правоты. При этом ко второму чтению в документе будут отражены случаи, когда вместо эвакуации к нарушителю правил стоянки можно будет применить лишь штраф.
Парковка в центре Тюмени может стать платной
Официальных заявлений по этому поводу нет, но не секрет, что возможность введения платной парковки в центре города не раз всплывала при обсуждении вариантов решения проблем загруженности основных улиц областного центра. Подобная схема уже действует в Москве и зарубежных городах, но появится ли она в Тюмени – вопрос 2015 года.
Продление программы утилизации
Стало известно, что запущенная в 2014-м году программа утилизации и trade-in будет действовать и в 2015-м. Четких сроков ее окончания названо не было, но денег должно хватить на полгода. В 2014-м году эта мера позволила существенно поддержать российский авторынок до существенного ослабления курса рубля, когда автосалоны оказались заполнены покупателями и без всяких мер поддержки.
Другое дело, что в начале года из-за роста акциза на бензин и дизельное топливо класса «Евро-5», а также из-за так называемого «налогового маневра» в крупных российских нефтяных компаниях ожидается повышение розничных цен на бензин примерно на 1 руб. По оценкам специалистов, общее подорожание топлива за год составит не менее 3 руб., хотя некоторые эксперты предсказывают и более ощутимый рост – до 15%.
Российский авторынок также ждут не лучшие времена. На фоне резкого ослабления рубля большинство компаний подняли цены, а обвальный спрос в последние месяцы 2014 года полностью опустошил как автосалоны, так и кошельки потенциальных покупателей. В связи с этим эксперты и сами производители прогнозируют резкую, вплоть до 20–40%, стагнацию рынка.
Источник: car72.ru, autonews.ru, Газета.ru