Сначала приведу выдержки из ПДД:
14.1 Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому пешеходному переходу.
13.1 При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает…
1.2 «Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Дорога» – … включает в себя тротуары…
10.1 Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
4.5 …На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Теперь выводы:
1. Пешеход, который идет по тротуару, идет по дороге – п.1.2 ПДД. Если на нерегулируемом пешеходном переходе ему предстоит переступить границу тротуара и проезжей части, он имеет право не менять направление и скорость движения, и вы обязаны его пропустить – п.14.1, 13.1, 1.2 ПДД.
2. Если пешеход границу проезжей части не переступил, то правонарушения с вашей стороны нет – п.13.1, 14.1 ПДД.
3. Для пропуска пешехода, который собирается переступить границу проезжей части и тротуара, вы обязаны тормозить заранее – п.10.1 ПДД, т.к. имеет место «Опасность для движения». Но за нарушение этого пункта наказать могут только в случае, если будет доказано превышение установленного ограничения скорости. Инспектор говорит, что из-за вас пешеход замедлил движение на тротуаре? Отвечайте, что по ПДД обязанность его пропускать не возникла, и правонарушения нет – п.13.1, 14.1 ПДД.
4. Если пешеход стоит на тротуаре, то ни по п.10.1, ни по п.13.1 и 14.1 ПДД вы никаких действий предпринимать не обязаны.
5. Если пешеход вступил на проезжую часть, когда вы проезжали мимо, то вы ему помех не создали – п.4.5 ПДД.
6. Если пешеход вступил на проезжую часть, и инспектор заявляет, что вы создали ему помехи, то нарушение ПДД обоюдное – нарушили Правила как вы (п.13.1, 14.1 ПДД), так и пешеход (п.4.5 ПДД).
7. Если пешеход не изменил ни направления, ни скорости, при переходе проезжей части, то дорогу вы ему уступили. Инспектора доводят ситуацию до абсурда, утверждая, когда бы и с какой стороны пешеход не вступил на проезжую часть, то надо останавливаться. Уточните, как поступать, если пешеход вступил на проезжую часть слева и сразу остановился у ее края? Просто тупо стоит и все? Ехать можно? А если очень медленно идет? Например, инвалид? Так с какой скоростью надо идти пешеходу?
Если вы едете по крайней правой полосе и у вас есть малейшие сомнения, что пешеход на ближайшем тротуаре успеет переступить границу проезжей части – снижайте скорость или останавливайтесь, чтобы его пропустить. Крайне осторожно относитесь к пешеходу, который стоит на краю тротуара, в т.ч. спиной к проезжей части. На то, чтобы развернуться и «рвануть» через дорогу ему достаточно долей секунды, которых у вас нет.
Если пешеход переступил границу проезжей части и инспектор вас остановил, попросите его пригласить пешехода, ведь только пешеход может сказать:
1. Изменил ли он направление и скорость своего движения, когда вы проезжали мимо? Т.е. создали вы ему помехи при движении или нет?
2. Отказался ли он сознательно от предоставленного ему преимущества в вашу пользу?
Инспектор откажется. Пишите в протокол: «Объяснения водителя на 1 листе», – и заполняйте Объяснение в заголовке темы.
Если пешеход станет участником вашего разговора с инспектором, то прежде, чем задавать вопросы, объясните ему: если переход для него был небезопасен, но он переступил границу проезжей части, то инспектор обязан выписать штраф и на него, т.к. он не имел права начинать переход – п.4.5 ПДД. Кроме того, если у пешехода нет документов, то его задержат на 3 часа до выяснения личности в случае составления любого протокола, в т.ч. и по вашему правонарушению.
В этот момент вы не запугиваете пешехода. Вы доводите до его сведения его права и обязанности, которые должен зачитать ему инспектор. В конце не забудьте предупредить пешехода о ст.51 Конституции, по которой он имеет право не свидетельствовать против себя. После разъяснений пешеход скажет, что никаких помех вы ему не создали, или будет молчать.
Вообще-то, инспектор может обойтись и без задержания пешехода для установления личности. У него есть доступ к информационной базе адресного бюро. Если пешеход брякнет чужую фамилию, то либо не совпадет адрес, либо не совпадет год рождения. И тогда – извольте проехать в ОВД.
Для пешехода одна лазейка есть – инспектор может объявить пешеходу замечание, и не составлять на него протокол. Но вы не согласны с правонарушением, а потому и на разбор в ГАИ, и на обжалование в федеральный и областной суды вы пешехода вызовите обязательно. Слово «суд» неизгладимо действует на людей несведущих.
С другой стороны, составление протокола на вас, и объявление замечания пешеходу, говорит о предвзятом отношении к вам.
Если все это выглядит сложным, можете предложить инспектору составить протокол на вас как на пешехода – сэкономите минимум 600 руб.
В связи с поправками в ПДД.
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
Первое, что бросается в глаза – если пешеход на проезжей части, то водитель обязан снижать скорость или останавливаться. Вне зависимости, откуда появился пешеход. Даже на восьмиполосной дороге слева. Это правило очень разумно, поскольку для снижения скорости нужно как минимум снять ногу с педали «газа». Т.е. из остановочного пути исключается расстоянием, пройденное автомобилем за время реакции водителя. Остается голый тормозной путь (время сработки тормозов + движение с установившемся замедлением).
Второе, понятие «уступить дорогу» пешеходам заменили на понятие «пропустить» пешеходов. Расшифровка этого понятия в ПДД отсутствует. Исходя из системного толкования старой редакции п.14.1 и п.п.14.5, 14.6 и 14.7, понятие «пропустить» пешехода накладывает более жесткое ограничение при движении, чем понятие «уступить дорогу». Его расшифровал В.Кузин в комментариях РГ: «Водитель, увидев на "зебре" пешехода, вместо того чтоб притормозить, задумывался, каким образом он должен уступить дорогу. Теперь в главном водительском документе даны четкие рекомендации: сбросить скорость или остановиться». Т.о. когда речь идет об «уступить дорогу», скорость можно и не сбрасывать, когда речь идет о «пропустить», снижение скорости или остановка обязательна.
Остается загадкой, почему пешеходов на нерегулируемом переходе надо «пропускать», пешеходам, которые идут к трамваю или от трамвая нужно «уступать дорогу», и также нужно «уступать дорогу» пешеходам, переходящим проезжую часть при повороте автомобиля направо или налево в отсутствие пешеходного перехода.
По Словарю Ушакова «пропустить» – дать дорогу. Если пешеход на проезжей части, то водитель обязан «дать ему дорогу». Т.к. де-факто у нас действует презумпция виновности водителя, то ему необходимо доказать, что дорогу пешеходу он предоставил. Скорость пешехода 5 км/ч – это 1,4 м/с. За 2,5 с пешеход пройдет 3,5 метра – ширина одной полосы. Т.е., если в момент проезда перехода между пешеходом и автомобилем была целая полоса, его запас хода был не менее 2,5 с. На этот критерий и нужно ориентироваться, т.к. ширина полосы привязана к ширине автомобиля и визуально по фотографии или видеозаписи в отсутствие разметки можно доказать, что вы пешехода пропустили.
По факту, на двух- и четырехполосных дорогах появление пешехода на проезжей части обязывает водителя снижать скорость или останавливаться, что бы пешеход прошел первым.
И ранее, и сейчас действует п.10.1 ПДД, который гласит, что в случае возникновения опасности водитель обязан тормозить. Если пешеход достаточно быстро идет к переходу, водитель обязан тормозить. Здесь никаких изменений не последовало.
Напоминаю, трамвайные пути и разделительная полоса – отдельные элементы дороги, которые не относятся к проезжей части. Т.е. они обозначают границы проезжих частей. Если пешеход появился слева за трамвайной линией или разделительной полосой останавливаться не нужно.
_________________