Топик-стартер, конечно же, не прав, но и доблестные сотрудники ГИДББ оказались в очередной раз некомпетентны.
Процедура задержания транспортного средства описана в статье 27.13 Коап РФ. В соответствии с частью 1 статьи 27.13 при соответствующих нарушениях применяется задержание транспортного средства. Термин задержание включает в себя следующие действия:
исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов;
перемещение при помощи другого транспортного средства;
помещение на специализированную стоянку;
хранение до устранения причины запрещения эксплуатации.
Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных (список нарушений) настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
В статье 27.13 нет информации, что задержание может быть прекращено при возникновении каких-либо обстоятельств. Тут возникает проблема. На чём основывать свою позицию, что задержание должно быть прекращено, так как причина задержания устранена?
Обратимся к статье 27.1 Коап РФ. В соответствии счастью 1 указанной статьи, задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Проанализировав текст статьи легко понять, что данная мера направлена на пресечение административного правонарушения (другие варианты просто не подходят).
Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности;
11) залог за арестованное судно;
12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Всё становится на свои места. Уполномоченное лицо вправе применять меру обеспечения в виде задержания транспортного средства с целью пресечения административного правонарушения. В случае, если владелец транспортного средства в состоянии сам прекратить административное правонарушение, необходимости в применении меры обеспечения нет и задержание транспортного средства должно быть прекращено.
Вообще вопрос возник не просто так. В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1496 от 30 декабря 2012 года утрачивает силу постановление Правительства Российской Федерации N 759 от 18 декабря 2003 года «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Именно в этих Правилах содержалась норма о прекращении задержания транспортного средства, если причина задержания устранена.
Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка).
При нарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19 и статьей 12.26 Кодекса, в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения наземное транспортное средство помещается на ближайшую специализированную стоянку.
В свою очередь пункт 147.1 Административного регламента Министерства Внутренних Дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения также основан на отменённых Правилах.
147.1. В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда); устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле; устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов; предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством) до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.
Самое противное во всей этой ситуации, что сотрудники ГИБДД либо включают дурку и гнут свою линию, либо действительно некомпетенты, тогда гнать их из ГИБДД ссаными тряпками.
З.Ы. Помню, как в октябре 2013 года честно и открыто пытался уладить дело миром в центре фото- видеофиксации на Одесской, 16, по поводу неправомерного штрафа за нарушение правил остановки и стоянки, зафиксированное "Парконом". И что? Меня кто-то стал слушать? Просто издевательски сказали: "Вы все свои доводы можете изложить в суде", на который они же, конечно, не явились, а я, как человек честный, пошёл в суд именно
в поисках правды, ибо закон был на моей стороне, а не наказать рублём нерадивого инспектора, хотя это надо было сделать. Не знаю, как в других регионах, но у наших гайцев очень сильно развит "синдром вахтёра".