Из вышесказанного я делаю однозначный вывод - вы книгу не читали. Вы из кагорты людей, которые считают себя верующими или неверующими. Но при этом не находят нужным прочитать Библию.
Кроме того вы пытаетесь втянуть меня в дискуссию, где вы будете выступать в заведомо сильной роли разрушителя. Я на этот прием не поддамся.
Дабы не было продолжения бесполезного спора публикую главу как вести себя при ДТП из-за плохого состояния дороги.
45. ДТП из-за плохого состояния дорог
Еду я по выбоине из выбоины не выеду я.
Детская скороговорка
«Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что каждое пятое ДТП происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог», – РГ, Столичный выпуск №5441 от 29.03.2011 г.
Если автомобиль получил повреждения из-за плохого состояния дороги, следует оставаться на месте, поискать свидетелей, сфотографировать или заснять на видео обстановку и вызвать ГИБДД, которое зафиксирует факт ДТП. В протоколе помимо тщательно переписанных повреждений должна быть запись, что они стали следствием плохого состояния проезжей части. На схеме ДТП кроме обозначения самих дефектов дорожного покрытия должны быть указаны и их размеры. Иначе в последствие не возможно будет установить причинно-следственную связь между состоянием дороги и ДТП.
Согласно п.1.4 «Правил учета и анализа ДТП» при такой аварии в осмотре места происшествия должны участвовать работники эксплуатирующей дорогу организации, либо такой осмотр должен быть проведен в течение суток. При этом составляется «Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП». Водитель должен настаивать на выполнении требований этого пункта. Попутно устанавливается название и адрес организации. Если акт составлен без привлечения работников эксплуатирующей дорогу конторы, то установить ее название и адрес проще всего все в том же ГАИ – в службе ДИиОД.
При оформлении дела крайне желательно подать ходатайство о привлечении организации, отвечающей за эксплуатацию данного участка дороги, к административной ответственности по ст.12.34 КоАП.
Для возмещения ущерба вначале следует обратиться в независимое бюро по оценке ущерба и получить заключение о стоимости ремонта. С документов из ГИБДД и бюро снимаются копии, к ним прикладывается досудебная претензия о возмещении ущерба, которая подается в приемную организации, отвечающей за этот участок дороги. На вашей копии претензии ставится входящий номер. Если вас пригласят к руководителю, то какие бы слова он не говорил, заостряйте внимание на письменном ответе или выплате денег. Не давайте возможности затянуть дело. По получении отрицательного ответа – в суд.
В глобальном большинстве случаев собственник дороги – муниципалитет или администрация субъекта РФ. Если при рассмотрении иска в суде будет установлено, что на данный участок дороги было выделено недостаточно средств, то собственника дороги следует привлечь в качестве соответчика, т.к. согласно ст.1068 ГК он должен возместить вред, наступивший в результате его бездействия.
Вред в результате бездействия имеет место со стороны местных властей, если дорога оказалась «ничейной» - ст.15 закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». В этом случае сначала через суд бездействие признается незаконным, с одновременным вынесением решения о постановке дороги на соответствующий баланс, а уж затем с нового собственника взыскивается ущерб.
46. ДТП из-за плохого состояния дорог и п.10.1 ПДД
Водителю при ДТП из-за плохого состояния дороги, как правило, ставят в вину нарушение п.10.1 ПДД – см.Видимость знаков и п.10.1 ПДД, которым водителю предписано:
1. Не превышать установленного ограничения скорости.
2. При выборе скорости учитывать дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
3. Двигаться со скоростью, которая обеспечит возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
4. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Подробно по каждому пункту:
1. Дорогу инспектирует как служба ДИиОД в составе ГИБДД, так и дорожники. Если какие-либо знаки, указывающие на повреждение дороги, отсутствуют, то водителю передается информация: езжай спокойно – впереди все отлично – ст.13, 14, 24 закона «О БДД». И водитель полностью выполняет требования п.10.1 ПДД, двигаясь, например, вне населенного пункта по сухой дороге в ясную погоду со скоростью 90 км/ч.
«Знак 1.16 «Неровная дорога» устанавливают перед участками дорог, имеющими повреждения покрытия (выбоины, неплавное сопряжение подходов с мостовыми сооружениями, волнистость и т.п.), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью», – ГОСТ 52289-2004. Т.е. сам по себе этот знак не требует снижения скорости.
Если у ямы стоял знак «Ограничение максимальной скорости», то рассуждения о нарушении п.10.1 ПДД могут иметь место, если будет установлено, что водитель превысил указанную на знаке скорость. В этом смысле, задача инспектора – оформить ДТП, если КоАП предусматривает наказание за действия водителя, то составить протокол. Если работник ГАИ при оформлении ДТП выносит определение об отказе в возбуждении административного дела, рассуждать о виновности или невиновности водителя в нарушении п.10.1 ПДД он права не имеет – Постановление ВС 46-АД10-1 от 26.01.10 г.
Если со стороны водителя действительно имело место нарушение п.10.1 ПДД, то наличие вины в действиях водителя ответственности с дорожников не снимает – п.13 «Основных положений по допуску». На основании ч.2 ст.1064 ГК и ч.2 ст.401 ГК, которые устанавливают презумпцию вины причинителя вреда, они должны будут доказать, что дорога отвечала требованиям ГОСТов. Если доказательства не представлены, то обязанность по содержанию дороги не выполнена, вина дорожников установлена, и платить им все равно придется, хотя сумма выплат и будет уменьшена с учетом вины водителя – ст.1083 ГК. Пример: постановление арбитражного суда Северо-западного округа от 13.03.2006 г. № А56-9865/2005.
Все вышесказанное относится и к таким явлениям как гололед и снег. Дорожники в таких ситуациях пытаются доказать, что природные явления относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. Но в этом случае они обязаны будут доказать, что не имели никакой возможности ликвидировать гололед или убрать снег с дороги.
Если автомобиль застрахован по КАСКО, и страховая отказывает в выплате после подобного ДТП, ссылаясь на нарушение ПДД, то не их дело, что и где нарушил водитель. Может он и превысил скорость, там, где дорожники возле ямы поставили знак «Ограничение максимальной скорости», но привлекает водителя к ответственности только государство, а в компетенцию страховой компании воспитание участников дорожного движения не входит.
2. Условия дорожные – совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения («Справочник дорожных терминов» под редакцией д.т.н. проф. В.В.Ушакова ЭКЦ ЭКОН М.–2005). За всю совокупность ответственность несут дорожники.
В Приложении 2 «Правил учета и анализа ДТП» приведены «Характеристики дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП». Они соответствуют повреждениям, упомянутым в гл.Дорога по ГОСТ. Если такие повреждения имеют место, то они объективно и постоянно, вне зависимости от действий водителя способствуют ДТП, и не попадают в разряд «дорожных условий», упомянутых в п.10.1 ПДД. Сравнивать постоянную яму на дороге, с временным туманом глупо.
Относительно метеорологических условий, как и сказано в ПДД, необходимо выделить именно те, которые влияют на расстояние видимости. Про снег, гололед, грязь, образовавшуюся из пыли и дождя, – см.выше.
3. Где доказательства, что водитель не контролировал движение?
Остановочный путь состоит из пути за время реакции водителя, пути за время сработки тормозов и пути с установившимся замедлением. За время реакции водителя «железо» еще не начало работать – реагирует только водитель: увидел, осознал, снял ногу с педали «газа», выбрал свободный ход педали тормоза. За время сработки тормозов тормозная система приводится в «боевую готовность». Далее – торможение с установившимся замедлением.
Пункт 9.10 предписывает «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения». Минимальная безопасная дистанция на сухой дороге в светлое время суток из вопроса 18 билета 33 известна – 2 сек. В комментариях под ред. ген.п-ка В.Кирьянова, рекомендованных НИЦ БДД, разъясняется, что она складывается из максимального времени реакции водителя (1,6 с) и максимального времени сработки тормозов (0,4 с). На скорости 90 км/ч за 1 секунду автомобиль проезжает 25 м, и безопасная дистанция – 50 м. Но на глаз сложно определить, есть ли 50 метров до впередиидущего или нет. А вот заметить рядом с дорогой, например, камень, напротив которого оказался впередиидущий автомобиль, и отсчитать 2 секунды можно запросто, и не важно, какая у автомобиля скорость. Если автомобиль в течение этих 2 секунд доехал до камня, значит дистанция маленькая, и ее нужно увеличить.
Если впередиидущий водитель резко затормозил, то у водителя сзади запас по времени не менее 2-х секунд, которых хватит, чтобы избежать столкновения.
К чему такое длинное вступление? К тому, что остановочный путь для водителя со средним временем реакции на автомобиле со средним временем сработки тормозов всегда больше указанных двух секунд, и на той же скорости 90 км/ч на сухом асфальте составляет порядка 75 метров, т.е. 3 секунды. Если из-за впередиидущего грузовика «вынырнет» яма, то водителю легкового автомобиля от нее уже не увернуться. Другими словами, если за основу определения безопасной дистанции брать п.10.1 ПДД, то п.9.10 ПДД теряет всякий смысл, и правильный ответ в вопросе 18 билет 33 – 3 секунды.
Т.о., если водитель проинформирован, что все на дороге хорошо (какие-либо знаки отсутствуют), то ПДД от него требует только одно – в зависимости от скорости контролировать дистанцию до впередиидущего согласно п.9.10 ПДД.
4. Обнаружив опасность, водитель предпринял все меры к снижению скорости, о чем в частности, могут свидетельствовать следы торможения автомобиля, не оборудованного АБС. Может быть, эти меры и были недостаточны, но обязанность водитель выполнил. И прочитайте п.10.1 ПДД еще раз: водитель должен снижать скорость. Обязанность остановить транспортное средство в этом пункте отсутствует.
В п.1.2 ПДД дано определение «опасности для движения». Из определения следует, что не существует градации «маленькая опасность», «большая опасность» – опасность либо есть, либо ее нет. Если говорить о ямах, то, например, для пустого джипа яма может быть неопасной, а для груженой по максимуму легковушки встреча с той же ямой на той же скорости закончится ДТП. Водитель субъективно оценивает, является ли яма на дороге опасностью в данном конкретном случае, или нет, и насколько нужно снизить скорость, чтобы яма перестала представлять опасность. Причем оценивает в экстремальной ситуации, когда и опытный специалист не в состоянии оценить последствия контакта с препятствием. А вот обязанность дорожников и ДИиОД делать эту оценку объективно, с помощью технических средств с определенной периодичностью – ст.13, 14 закона «О БДД».
По приведенному выше ГОСТу 50597-93 ямка глубиной 4,9 см опасности не представляет и от водителя никаких действий не требуется, а ровно 5 см – опасность – снижай скорость. Сможет водитель на глаз определить, где 4,9 см, а где 5 см? А кто может? Или должен?
Еще один риторический вопрос. Зачем нужен ГОСТ 50597-93, если, по мнению ГАИ, водитель должен ориентироваться только на п.10.1 ПДД и действовать на дороге исключительно на свой страх и риск?