Недавние разъяснения Верховного Суда РФ, похоже, поставили точку в нашем длительном противостоянии с ГИБДД и, как это ни странно, с судьями. Впрочем, обо всем по порядку.
08 августа прошлого года случилось, в общем-то, совсем незаметное событие: в часть 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) было внесено изменение увеличивающее наказание за езду без государственных регистрационных знаков (ГРЗ). Отныне водителя за данное нарушение могли оштрафовать не на 50 руб., как ранее, а на 2’500 руб. или даже лишить права управления автомобилем на срок от 1 до 3 месяцев. Отныне это стал самый большой штраф в КоАП РФ за нарушения Правил дорожного движения. И началось… Точнее, начался… Начался беспредел сотрудников ГИБДД вкупе с судьями. Данное нарушение вчиняли абсолютно во всех случаях связанных хоть с какими-то нарушениями требований законодательства, предъявляемых в ГРЗ. Просрочены транзитные номера, - статья 12.2-2. Проехали на новом автомобиле, купленном по договору купли-продажи и, естественно, без ГРЗ, - опять ст.12.2-2. Зарегистрировали автомобиль в ГИБДД, получили новые ГРЗ, закрепили их за стеклами и поехали в гараж (в мастерскую), что прикрутить госрегзнаки на положенные места, - снова ст.12.2-2. Как будто в КоАП больше нет никаких других статей, касающихся ГРЗ. Впрочем, давайте обратимся к тексту Кодекса и посмотрим КАКОЕ и ЗА ЧТО положено наказание.
Итак, в КоАП РФ имеется ст.12.1 "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке"
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
И ст.12.2 "Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков", которая гласит.
1. Управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков - влечет наложение административного штрафа в размере двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Из дословного прочтения ч.2 ст.12.2. вроде бы следует, что чисто формально, по букве закона эту статью возможно применять за любое управление автомобилем без ГРЗ. Однако само название статьи говорит о том, что ГРЗ должны быть, но водителем нарушены требования установки регистрационных знаков. Т.е. сами ГРЗ должны иметься (автомобиль должен быть зарегистрирован), но вот установлены они должны быть не так, как прописано в соответствующем ГОСТе. Отсутствие госрегзнаков также можно назвать нарушением требования установки. Таким образом, я бы считал, что ч.2 ст.12.2 следует применять лишь для зарегистрированных автомобилей.
Данная позиция "озвучена" фактически во всех комментариях к Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, в комментарии к КоАП под ред.Ю.М.Козлова (Юристъ, 2002) по поводу ст.12.1 говорится следующее:
"Объектом административного правонарушения являются установленные Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" правила эксплуатации транспортных средств. К их числу относятся регистрация транспортных средств (ст.15 Закона), техническое состояние и оборудование транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения (ст.16 Закона), обязательный государственный технический осмотр (ст.17 Закона), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии (ст.18 Закона)."
В отношении ст.12.2 сказано:
"Объектом посягательства комментируемого административного правонарушения являются предусмотренные Правительством РФ правила установки на транспортном средстве государственных регистрационных знаков."
Аналогичное мнение содержится в Комментарии к КоАП РФ под общей редакцией заместителя министра юстиции РФ, заслуженного юриста РФ Сидоренко Е.Н. (Проспект, 2002). Комментарий к анализируемым статьям подготовил Кузин В.В., начальник отдела ГУГИБДД Службы общественной безопасности МВД России, который относительно ст.12.1 писал:
"Состав административного правонарушения предполагает управление водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке".
И касательно ст.12.2:
"Управление водителями зарегистрированными (выделено мной – Г.) транспортными средствами без государственных регистрационных знаков охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи".
И еще несколько слов на эту тему. В каких случаях водитель может управлять автомобилем с просроченными транзитами? Только тогда, если он нарушил требования Постановления Правительства РФ N938 и не зарегистрировал транспортное средство в установленный законом срок. Следовательно, в данном случае ст.12.1 КоАП РФ является частной нормой права и будет иметь приоритет в отношении ч.2 ст.12.2 КоАП РФ, являющейся общей нормой. К тому же следует иметь ввиду, что наличие транзитных номеров на автомобиле, хотя бы и просроченных, позволяет, в принципе, идентифицировать автомобиль на дороге, выяснить где, когда и при каких условиях был приобретен автомобиль.
Однако нужно помнить, что любой комментарий не имеет юридической силы и является всего лишь чьим-то частным мнением. В тоже время думается, что "частное мнение" высокопоставленного сотрудника ГИБДД, автора анализируемых статей КоАП РФ должно иметь существенный вес у судей и тем более у сотрудников ГИБДД.
Таким образом, в соответствие с вышеизложенным управление незарегистрированным транспортным средством с просроченными транзитными знаками или, вообще, без оных не попадает под диспозицию ч.2 ст.12.2 КоАП РФ.
Теперь пару слов о взаимоотношении частей 1 и 2 статьи 12.2 КоАП РФ. Думается, что если ГРЗ каким-либо образом на автомобиле закреплены, их возможно снаружи прочитать и идентифицировать автомобиль, то применение ч.2 ст.12.2 КоАП РФ опять же неуместно, - данное нарушение попадают под диспозицию ч.1 ст.12.2 КоАП РФ (ГРЗ установлены с нарушениями требований ГОСТа). Следовательно, если автомобиль был зарегистрирован и ГРЗ установлены за стеклом, то следует наказание по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ. Если же ГРЗ находятся в салоне, бардачке, багажнике и с улицы их не видно, то я бы полагал, что данное нарушение попадает под диспозицию ч.2 ст.12.2 КоАП РФ. Впрочем, среди коллег существует и альтернативное мнение, согласно которому для применения ч.2 ст.12.2 КоАП РФ обязательно отсутствие у водителя с собой госрегзнаков. Например, они находятся в гараже. Или изъяты инспектором ДПС и находятся в ГИБДД.
Если же ГРЗ находятся в автомобиле (в салоне, бардачке, багажнике), то данное нарушение попадает под диспозицию ч.1 ст.12.2. КоАП РФ. Данная точка зрения тоже заслуживает внимания и не исключено, что именно она является верной.
Подобные рассуждения были выложены на сайте, доводились до сведения водителей в интернет-форумах, при личных консультациях, использовались при представительстве дел в судах. Но противная сторона в лице ГИБДД тоже не дремала.
Уже 16 августа 2006 г. (спустя неделю после внесения поправок в КоАП РФ) заместитель начальника управления ГИБДД ГУВД г. Москвы, полковник милиции В.П. Томак 16 августа 2005г. разослал начальникам отделов ГИБДД телеграмму следующего содержания. Этому руководителю ГИБДД оказалось мало даже такого драконовского наказания, как штраф в 2’500 руб., - он, видимо, в целях выполнения плана по штрафам предлагает оформлять протоколы по двум статьям.
В связи с вступлением в действие с 08 августа Федерального Закона о внесении изменений в ст. 12.2, 12.4, 12.5 КоАП РФ, возникло разное толкование положений данных статей.
В соответствии с частью 2 статьи 12.2 КоАП РФ, управление ТС без государственных регистрационных знаков привлекаются водители, на автомобилях которых отсутствуют государственные регистрационные знаки не зависимо от их количества(1 или 2).
Согласно приказа МВД РФ № 59 собственники ТС, либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях ТС, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течении срока регистрационного знака ТРАНЗИТ, или в течении 5 суток после приобретения ТС, замены агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно в случае несвоевременной постановки на учет ТС, водитель подлежит привлечению к адм. ответственности по двум статьям КоАП РФ - 12.1 и 12.2.
На день позже с подобными «разъяснениями» выступил и начальник УГИБДД УВД Приморского края, полковник милиции Ю.В.Оборин издавший следующий циркуляр
В связи поступающими в УГИБДД УВД Приморского края вопросами
РАЗЪЯСНЯЮ
1. Управление как зарегистрированными, так и незарегистрированными транспортными средствами без государственных регистрационных знаков квалифицируется по ч.2 ст.12.2 КоАп РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в сумме 2’500 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев;
2. Согласно ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», Приказа МВД РФ от 28.03.02 N282 и Приказа МВД России от 27.01.03 г. N59 регистрационный знак «ТРАНЗИТ» квалифицировать также по ч.2 ст.12.2 КоАП РФ.
Подобные «консультации» давались водителям и в отделах ГИБДД. Например, в форуме ОГИБДД САО г.Москвы были получены следующие ответы на вопросы
Вопрос: Если:
1. На машине отсутствует один номерной знак.
2. На машине отсутствуют два номерных знака.
3. Номерной знак/знаки есть, но лежит/лежат в багажнике или под стеклом в салоне.
Какая ответственность мне грозит за эти нарушения?
Ответ: По всем трем пунктам вы можете быть привлечены к ответственности по ст. 12.2.2 КоАП РФ
Вопрос: Транзитные номера есть, и установлены в соответствующих местах. Но срок их действия истек. Какая ответственность может наступить за управление машиной с такими номерами и как избежать подобной ситуации?
Ответ: В настоящее время управление ТС с просроченными транзитными номерами квалифицируется по ст. 12.2.2 КоАП РФ
Вопрос: Транзитные номерные знаки есть, и срок их действия еще не истек, но они лежат в "бардачке" - нечем закрепить их на стекле. Какая ответственность предусмотрена за это?
Ответ: Ответственность по ст. 12.2.2 КоАП РФ
Как ни странно, схожей позиции придерживались и суды. Переквалификация нарушения с ст.12.2 на ст.12.1 КоАП РФ или оправдания водителя были весьма и весьма редки. Например, удалось выиграть подобное дело известному Питерскому автоправозащитнику Александру Зануде. В Екатеринбурге же создавалось впечатление, что судьи руководствовались не требованиями закона, а вышеприведенными «разъяснениями» руководителей ГИБДД. Например, водитель М.И.Е-шов повредив передний бампер своего автомобиля сдал его в ремонт. На период ремонта бампера закрепил передний госрегзнак за лобовым стеклом автомобиля. Был остановлен сотрудниками ОГИБДД ГОВД г.Березовска, которые составили протокол об административном правонарушении М.И.Е-шовым по ч.2 ст.12.2 КоАП РФ. Мировой судья участка N2 Верх-Исетского района г.Екатеринбурга С.В.Чупракова, неизвестно чем руководствуясь, согласилась с претензиями ГИБДД и лишила водителя М.И.Е-шова права управления транспортным средством на 1 месяц.
Похожая ситуация случилась и с водителем В.А.К-овым. В поездке он обнаружил отсутствие заднего ГРЗ, хотя, когда выезжал из гаража знак был на месте. В полном соответствии с требованиями п.2.3.1 ПДД РФ водитель В.А.К-ов , с соблюдением необходимых мер предосторожности, направился к месту стоянки автомобиля. Двигался он медленно и внимательно осматривал дорогу, надеясь обнаружить пропажу. Был остановлен сотрудниками ГИБДД Железнодорожного РУВД г.Екатеринбурга, которые оформили на него протокол по ч.2 ст.12.2 КоАП РФ. Буквально в 20 метрах от места оформления правонарушения водитель В.А.К-ов обнаружил свой утерянный знак. Протокол между тем попал к мировому судье участка N4 Железнодорожного района г.Екатеринбурга Т.П.Тумаковой. Результат рассмотрения дела предсказать оказалось несложно, - лишение права управления на 2 месяца. Никакие разумные доводы о необоснованности такого решения не были приняты судьей во внимание.
И вот, наконец, на сайте Верховного суда РФ появились разъяснения, ставящие точку в затянувшемся споре.
Вопрос 9: Состав какого административного правонарушения образует управление транспортным средством при отсутствии одного из двух регистрационных (номерных) знаков, предусмотренный ч. 1 или ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ?
Ответ: Частью 1 ст. 12.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, а именно предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
Частью 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков и влечет наложение административного штрафа в размере двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Согласно п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.
В соответствии с п. И.1 Приложения И к ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", (утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации 19 ноября 2001 г. N 465-ст) на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах должны быть предусмотрены места для установки одного переднего и одного заднего регистрационных знаков.
Следовательно, согласно требованиям государственного стандарта на транспортном средстве должны быть установлены два государственных регистрационных знака в предусмотренных для этого местах.
Часть 2 ст. 12.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, то есть без двух (переднего и заднего) номерных знаков. Отсутствие же одного номерного знака не образует состава административного правонарушения по ч. 2 указанной выше статьи. Управление транспортным средством с одним регистрационным знаком затрудняет только идентификацию такого автомобиля.
Исходя из изложенного выше управление хотя и зарегистрированным транспортным средством, но с одним регистрационным знаком является нарушением требования государственного стандарта, регулирующего вопрос установки государственных регистрационных знаков. С учетом того, что один из регистрационных знаков доступен для обозрения, такое правонарушение следует квалифицировать по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ.
Вопрос 10: Как следует квалифицировать действия лица по управлению транспортным средством с регистрационными знаками "Транзит", срок действия которых просрочен, - по ст. 12.1 КоАП РФ или по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ?
Ответ: Статьей 12.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, заключающаяся в предупреждении или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
Частью 2 ст. 12.2 КоАП РФ установлена ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков и влечет наложение административного штрафа в размере двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
В соответствии с ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 29 июня 1993 г. N 165, знаки "Транзит" выдаются на транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении.
Согласно п. 30 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, регистрационные знаки "Транзит" соответствующих типов, установленных государственными стандартами Российской Федерации, выдаются для перегона транспортного средства к месту регистрации или в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 (в редакции от 12 августа 2004 г.) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, знаки "Транзит" хотя и являются государственными регистрационными знаками, однако их выдача не свидетельствует о том, что транспортное средство поставлено в установленном порядке на регистрационный учет. Наличие регистрационного учета транспортного средства является основополагающим условием для допуска его к участию в дорожном движении и получения постоянных государственных регистрационных знаков. Поэтому в случае управления автомобилем с просроченными регистрационными знаками "Транзит" водитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.1 КоАП РФ.
Надеюсь, что после выхода в свет указанных разъяснений беспредел в порядке применения ч.2 ст.12.2. КоАП РФ будет значительно меньше и бороться с ним будет существенно легче.
Успехов вам в нелегком деле отстаивания своих прав. В случае возникновения проблем обращайтесь на сайт http://kzpa.ru, пишите kzpa@mail.ru, звоните 8-922-610-90-90.
С уважением, Георгий (Wilych)