С 1 сентября в России вступает в силу новый административный регламент МВД, где прописаны ситуации, возникающие в процессе контактов сотрудников ДПС с водителями и пешеходами. По сути, это наставление для автоинспектора, в которых пошагово расписано то, как он должен себя вести в той или иной ситуации. По мнению начальника управления ГИБДД ГУВД по Тюменской области Геннадия Лоточкина, введение нового регламента позволит снизить показатели конфликтности сторон — водителя и инспектора, а также разрешит некоторые спорные вопросы.
"Мы подготовились, изучили административный регламент со всеми подразделениями ГИБДД Тюменской области, – заверил Лоточкин. - Разбирались на примерах. Учеба, совещания проходили и по восемь, и по десять часов".
В общем и целом в регламенте прописаны 27 административных процедур.
Итак, что же прописано в новых правилах? И какие теперь права и обязанности имеют водитель и автоинспектор?
Начнем с полномочий последнего: в новых правилах указано, что общение между автовладельцем и сотрудником ГИБДД должно начинаться со знакомства. То есть теперь автоинспектор обязан представиться водителю, назвать свою должность, звание, фамилию и сообщить причину обращения. При этом, «отдавать честь» он больше не должен, при этом он может подходить к водителю с любой стороны, где ему удобно. Если раньше нам было предписано подходить со стороны водителя, сейчас мы можем подходить и со стороны пассажира", - заметил Геннадий Дмитриевич.
Кроме того, добавил он, инспектор ДПС имеет право вести аудио- и видеозапись дорожной ситуации и момента общения с нарушителем. "Сейчас прописано, что инспектор ДПС может пригласить водителя, который нарушил ПДД, для составления административного материала в салон автомобиля или иное помещение. Этим помещением может быть стационарный пост, отдел милиции, опорный пункт милиции".
Водитель тоже может снимать видео. Воспрепятствовать ему не имеют права. Но, к сожалению, только на первый взгляд. Согласно регламенту, он может вести съемку только если общение с сотрудником ГИБДД происходит на улице. Если водителя попросили сесть в патрульную машину – все, съемку можно вести только с согласия наряда.
"Я думаю, наряд ни в коем случае не разрешит снимать, - добавил и. о. начальника полка ДПС ГИБДД УВД по Тюмени Сергей Скоробогатов. – Там имеются всевозможные технические средства. Это, условно говоря, внутреннее помещение, принадлежащее Госавтоинспекции".
Если речь идет о служебном помещении, там запись может производиться тоже только с разрешения начальника подразделения.
В новом регламенте можно обнаружить и еще один запрет, но уже существовавший раньше - запрет на видеосъемку правительственных колонн, колонны с президентом РФ и с членами Совета Федерации. Сотрудники федеральной службы охраны, которые сопровождают эти колонны, имеют право даже применить оружие.
Приятной новостью для автомобилистов станет и то, что отныне ГИБДД не будет иметь права проверять документы вне зоны стационарных постов. Иначе говоря, наказать нарушителя теперь сможет только тот автоинспектор, который дежурит на данном участке дороги. «Проходящий мимо» гаишник не имеет таких полномочий (уточнить «местный или нет» автоинспектор тюменцы могут по телефону дежурной части 794–610 или 794–636).
Немало порадуют автовладельцев и новшества, касающиеся «засад» на дорогах. По словам Геннадия Лоточкина, с 1 сентября устраивать «ловушки в кустах» для водителей запрещено.
Отдельно Геннадий Лоточкин остановился на том, что с 1 сентября сотрудники ГИБДД имеют право составлять административные материалы в отношении консулов, секретарей посольств и других диплиц, нарушивших ПДД.
Когда инспектор останавливает машину дипломата, он обязан записать данные удостоверения. "Если водитель, который управляет транспортным средством, находится в алкогольном опьянении, инспектор ДПС обязан отстранить его от управления, освидетельствовать, составить административный материал, который мы потом направляем в консульство и об этом сообщаем в протокольную часть МИДа", - сказал Лоточкин. "Речь идет о всех консулах, первых и вторых секретарях консульства, а также пресс-атташе, которые имеют неприкосновенность", - уточнил он. "Одно-единственное, – вставил ремарку Сергей Скоробогатов, - есть определенный круг людей, к которым такие меры не применяются. Но, поверьте мне, такие люди по городу Тюмени за рулем автомобиля ездить практически не будут. Потому что такие люди ездят с водителями".
Изменения "прошлись" и по водителям маршруток и автобусов. Если раньше такой водитель нарушал ПДД, протокол на него могли составить только на конечной остановке. Теперь же административный материал в полном объеме должны составлять сразу, на месте. "Те пассажиры, которые находятся там, все будут видеть. Они могут покинуть автобус, могут ждать", - констатировал Лоточкин и добавил, что жалоб со стороны пассажиров, по его мнению, будет очень много. "Вы знаете, как общественный транспорт выезжает из "карманов"… - заметил он.
Техническое состояние автобуса будет по-прежнему проверяться на конечной остановке. Но если в ходе составления административного материала будет выявлено, что автобус технически неисправен, водителя отстранят от управления.
Вопросы журналистов касались разных дорожных ситуаций – например, как действовать в случае, если обычного водителя на трассе тормозят якобы сотрудники ГИБДД. Как отметил Сергей Скоробогатов, узнать, настоящие это сотрудники милиции или переодетые разбойники, можно, позвонив по телефону дежурной части или телефону доверия (в Тюмени это 794-610, 794-636; 794-594). Кроме того, сотрудники ГИБДД посоветовали обратить внимание на наличие служебной машины (она должна быть) и на то, как она стоит. По новым правилам, машина должна стоять перпендикулярно проезжей части, "носом" к дороге.
О том, какие результаты принесет новый регламент, Геннадий Лоточкин обещал вскоре рассказать. Как он отметил, когда документ заработает и будут видны результаты, он проведет отдельную пресс-конференцию.
http://www.car72.ru/modules.php?name=Ne ... le&sid=930
___________________________________________________
Регламент действительно принят и зарегистрирован Минюстом.
http://mvd.consultant.ru/doc.asp?ID=11112
18 июня 2009 г. Минюстом России зарегистрирован приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, которым утвержден и с 1 сентября 2009 г. вводится в действие Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МВД России)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«Госавтоинспекция»
П Р Е С С - Р Е Л И З
18 июня 2009 г. Минюстом России зарегистрирован (регистрационный № 14112) приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, которым утвержден и с 1 сентября 2009 г. вводится в действие Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - Административный регламент).
Административный регламент разработан в рамках административной реформы на основании решения Правительственной комиссии по ее проведению об отнесении государственной функции по контролю за дорожным движением к числу приоритетных. Структура и изложение содержания документа определены общими требованиями к разработке административных регламентов.
В настоящее время основные положения рассматриваемой сферы деятельности органов внутренних дел регулируются Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции (приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297), действие которого с 1 сентября 2009 г. прекращается приказом МВД России №187 от 02.03.2009 года. Приказом МВД России №_ 186 дсп, от 2 марта 2009 г. одновременно вводиться в действие наставление по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утвержденное Наставление в переработанном виде является нормативным правовым актом для служебного пользования, определяющим внутренний распорядок организации службы, и опубликованию не подлежит.
В соответствии с установленным порядком проект Административного регламента рассматривался в рамках рабочих, экспертных групп Правительственной комиссии по проведению административной реформы с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, в установленном порядке согласован Минэкономразвития России, получил положительное заключение
Общественной палаты. Текст проекта дважды размещался для публичного обсуждения на официальном сайте МВД России в Интернете. Поступившие мнения, включая замечания и предложения правозащитных организаций, граждан, публикации в средствах массовой информации предметно проработаны, в том числе с приглашением для обсуждения в Департаменте ОБДД МВД России заинтересованных лиц.
В Административном регламенте обобщены, в необходимых случаях уточнены ранее содержащиеся в нормативных правовых актах, инструктивно-методических документах МВД России положения, сформулированы новые позиции, вытекающие из изменений в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в области дорожного движения, учтены изменения в нормативной правовой базе, регламентирующей деятельность органов внутренних дел.
С учетом целей проведения административной реформы, реализации задачи максимального информирования участников дорожного движения о порядке использования сотрудниками милиции правоприменительных полномочий при контроле за дорожным движением, приоритетной задачей при подготовке регламента рассматривалась детальная нормативная правовая регламентация ситуаций, возникающих в процессе контактов сотрудников ДПС с водителями и пешеходами. Изложен также порядок действий сотрудников по выполнению в процессе надзорной деятельности Госавтоинспекции функций общемилицейской направленности.
Особое внимание уделено описанию юридических оснований для начала осуществления административных процедур (остановка, осмотр, досмотр, задержание транспортного средства, проверка документов, маркировочных обозначений и т.д.), применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, процессуального оформления действий сотрудников. Следует отметить, что образцы бланков протоколов, постановлений, определений приведены в качестве рекомендуемых, поскольку у МВД России отсутствуют полномочия по установлению их формы.
В Административном регламенте акцентировано внимание на вопросах информирования граждан о порядке исполнения государственной функции, взаимоотношений сотрудников с участниками дорожного движения, приоритетности осуществления сотрудниками действий, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан, предупреждение дорожно-транспортных происшествий. В развернутом виде изложен порядок действий в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Отражены полномочия работников милиции, не являющихся сотрудниками Госавтоинспекции, участковыми уполномоченными милиции, по остановке транспортного средства, составлению протоколов. Подробно изложен порядок обжалования действий и решений сотрудников.
С учетом специфики деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой области Административный регламент не содержит максимальных сроков и последовательности осуществления административных процедур. В то же время предписывается, что эти сроки должны быть минимально необходимыми исходя из конкретной обстановки, а действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий), могут быть в установленном порядке обжалованы.
Приказами МВД России, утверждающими Административный регламент и Наставление, предписывается организовать до 1 сентября 2009 года изучение личным составом их требований с принятием зачетов, а также внесение в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в программы обучения, повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.
Департамент ОБДД МВД России