Ситуацию на дорогах нужно менять и срочно. Автомобилист Эдуард Гущин написал программу, которая, по его мнению, поможет уменьшить число ДТП.
Дата публикации 2006 год.
«Права российских водителей — наши права — не нами устанавливаются, не нами обеспечиваются, не нами контролируются и не нами защищаются. Садясь за руль, каждый из нас понимает, что у него на дороге есть одно право — право быть виновным. Эта противоестественная с юридической точки зрения ситуация полного бесправия основного участника процесса и является единственной, по моему глубокому убеждению, причиной не только абсолютного провала российской модели организации современного дорожного движения, но и тщетности любых попыток ее реформирования.
Можно ужесточать правила, увеличивать штрафы, вводить балльную систему, ни шатко ни валко бороться с коррупцией в рядах ГИБДД, оснащать их новейшей техникой, а также делать еще очень много всяких, бесспорно, полезных вещей, но на положение в целом они все вместе и по отдельности по-прежнему будут влиять ничтожно мало и не всегда в нужную сторону.
Мой многолетний водительский опыт убеждает меня в том, что наведение цивилизованного порядка на российских дорогах возможно только при фундаментальном изменении существующего подхода именно к правовой организации автомобильного движения. Положение, когда главным на дороге является «человек в погонах», унаследовано нами от прошлого режима, а в наше время с помощью коммерческой составляющей доведено до полного тоталитарного идеала. При такой организации хорошо кому угодно, но только не тому, кто делает основную и самую тяжелую работу, находясь за рулем.
Нам нужна другая правовая логика, в центре которой должны находиться базовые интересы непосредственного творца любого автотранспортного процесса — водителя автомобиля. Именно водитель, являясь главным действующим лицом дорожного движения, должен обладать «контрольным пакетом» прав на дороге. Все же остальные специальные службы и организации, присутствующие на трассе, должны обеспечивать его беспрепятственный, безопасный и комфортный проезд из пункта А в пункт Б. Их правовой статус, функциональные задачи и технология работы должны формироваться на основе искреннего и глубокого осознания приоритетности интересов «человека за рулем».
Истинной целью любого реформирования существующей организации дорожного движения может быть, таким образом, лишь реальное улучшение положения водителя на дороге. Как только мы начнем рассуждать в этом ключе, решительно оказываясь на стороне каждого отдельного водителя, то сразу придем к неожиданным для сегодняшнего порядка решениям. Вот некоторые примеры.
Первое
Никто не должен иметь права отчуждать водительское удостоверение от его владельца, оно должно иметь особый статус. Наказание в виде временного лишения удостоверения должно быть исключено из шкалы наказаний. За любое нарушение Правил дорожного движения, включая ДТП с тяжелыми последствиями, водитель платит штраф, возмещает материальный ущерб, несет уголовную ответственность. Но при чем тут его водительское удостоверение? Решение об аресте водительского удостоверения могут вынести и реализовать только суд и судебный пристав.
Принципиальная неотчуждаемость водительского удостоверения от его владельца является базовым условием создания равноправных отношений между водителем и инспектором на дороге. Инспекторы–взяточники лишаются при этом своего самого безотказного инструмента — вымогательства.
Второе
Инспектор ДПС фиксирует в протоколе характер нарушения с описанием сопутствующих обстоятельств. Он не определяет сумму штрафа, не выписывает штрафной квитанции, не принимает сам оплату штрафа и не посылает водителя оплатить штраф в ближайшую сберкассу. Если водитель–нарушитель согласен с заключением инспектора, то протокол с подписью водителя направляется в единый Информационно-аналитический центр (ИАЦ), где автоматически, с учетом дополнительных сведений по данному водителю, устанавливается размер штрафа и высылается соответствующая квитанция для оплаты.
Оплата штрафа должна производиться водителем только через кредитное учреждение в течение строго установленного срока со дня получения квитанции. Размер штрафа сокращается, если оплата производится раньше нормативного срока, и возрастает, если погашение задолженности затягивается без уважительных причин. В случае несогласия водителя с инспектором спорное дело передается органами ГИБДД в суд.
Третье
Необходимо создание единой компьютерной системы для ведения индивидуальной водительской «дорожной истории». Современные информационные технологии давно готовы качественно и с минимальным участием человеческого фактора выполнять эту работу. Так зачем же нам продолжают предлагать устаревшие «ручные» технологии с бумажным талоном нарушений и допотопным «дыроколом»?
Однако «Дорожная история водителя», фиксирующая не только нарушения водителя, но и его успехи на водительском поприще, нужна не только для определения суммы штрафа, но и для принятия решения о необходимости повышения водителем своей квалификации или психологической устойчивости. На основе анализа ДИВ формируется оптимальная программа дообучения или психологической реабилитации водителя, выписывается направление и сообщается стоимость очередной переподготовки.
Водитель, естественно, должен оплатить расходы за свое обучение. Но не следует рассматривать эти расходы как дополнительный штраф, так как это скорее прямые вложения в нашу собственную безопасность. Наличие национального института ДИВ даст возможность решать множество полезнейших профилактических задач и, в частности, позволит наладить персонифицированный диалог с каждым водителем страны.
Четвертое
Необходимо неукоснительное соблюдение права водителя на упреждающую информацию о дороге, по которой он двигается: контролируется ли скорость автоматической системой или радаром инспектора. Если полное информирование водителей станет нормой на наших дорогах, то всякого рода «охоты», «засады» и прочие сомнительные методы «проверок на дорогах» уйдут в историю. Переход к открытой работе инспекционных служб на автомобильных трассах позволит повысить взаимное доверие участников дорожного движения, снизить объем незаконных поборов и приблизить дорожную статистику к реальным процессам, происходящим на наших дорогах.
Пятое
Возможно, что общий индекс штрафных санкций для нашей страны нужно повышать. Но до какого уровня, где тот оптимум, который даст максимальный эффект? Я думаю, что в нашей стране сегодня на эти вопросы вряд ли кто сможет ответить обоснованно. Реальных исследований о влиянии размера штрафа на поведение водителей нет. Повышение штрафов в разы вряд ли даст пропорциональный эффект, так как существующая система исполнения наказаний совершенно не готова ни организационно, ни технически, ни технологически, а самое главное, морально использовать такой мощный инструмент. Она фактически уже давно превратилась в локальную корпорацию, эгоистически эксплуатирующую водительское сообщество.
Увеличение штрафов без изменения фундаментальных основ организации дорожного движения в нашей стране приведет к недопустимому росту социально-психологической напряженности на дорогах к деградации всей отечественной автотранспортной системы.
Поэтому шкалу штрафов необходимо дифференцировать по доходам участников дорожного движения. Такой подход может быть реализован только при наличии единой компьютерной системы учета. Водителю необходимо будет раз в год предоставлять справку о своих доходах. Справку не представил — платишь по максимуму.
Шестое
Мы никогда не сможем «разрулить» сегодняшнюю угрожающую ситуацию на дорогах, если не сделаем главного: не введем в игру нового эффективного игрока. Нам нужна мощная, консолидированная и монопольная общественная структура, представляющая интересы водительского сообщества перед госорганами, бизнесом и обществом в целом, а также формирующая и защищающая права каждого водителя на всем пути его следования по российским дорогам. У нас много ассоциаций, автомобильных сообществ и т.п., но действительно результативной на жестком правовом пространстве нашей национальной автотранспортной системы может быть только та организация, которая сверхцентрализована в своих действиях относительно остальных участников дорожного процесса и абсолютно демократична внутри себя.
В связи с этим следует, на мой взгляд, серьезно вложиться в создание на территории страны глобального Российского водительского союза (РВС), «членским билетом» которого будет являться водительское удостоверение.
На наших дорогах и вокруг них множество организаций, которые инспектируют и регулируют движение, ремонтируют дороги, обслуживают автомобили, заботятся об отдыхе и питании водителей… И все они должны быть максимально прозрачными для водительского сообщества. Конечно, это требование прежде всего касается нынешнего полноправного «хозяина» наших дорог — ГИБДД. Все текущие и перспективные планы основных «околодорожных» организаций, в той или иной мере затрагивающие объективные интересы водителей, должны проходить обязательную экспертизу и официальное согласование в союзе. Для контроля за их практической деятельностью союз водителей обязан постоянно иметь на дороге собственную службу «Общественных дорожных комиссаров». Обстоятельства каждого значительного ДТП должны фиксироваться ГАИ при обязательном присутствии представителей ОДК, обслуживающих определенный участок дороги. Любой водитель в случае сложного конфликта с инспектором может вызвать общественного дорожного комиссара для собственной поддержки и разрешения спора.
Структура Российского водительского союза будет полной, а функционирование эффективным, если в его состав войдут информационно-компьютерный центр со всеми своими задачами, о которых говорилось выше, включая формирование «Дорожной истории водителя», и подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой водительских кадров, их социальной и психологической реабилитацией.
Время для вялотекущих и маловразумительных реформ в области организации дорожного движения у нас давно закончилось. В стране полным ходом идет массовая автомобилизация, о которой нас еще в свое время «предупреждали большевики», а мы к ней, как всегда, оказались не готовы. Не готовы идеологически, концептуально и тем более технологически. А каждый упущенный день — это новые, ничем не оправданные человеческие жертвы.
Во всем мире автомобиль — это не только личный комфорт, но и системообразующий фактор успешной экономики. У нас же автомобиль стремительно превращается во вселенский кошмар. Нужны срочные упреждающие действия, основанные на научном видении того, что будет на наших дорогах через пять, десять лет. Мы ждем решений по принципиальным вопросам, а нас кормят разговорами о чьих-то мигалках и спецномерах, угрожают арестами на пятнадцать суток, обещают еще плотнее обложить со всех сторон эвакуаторами и блокираторами и уже мечтают собирать мзду за ночную парковку около собственного дома… Кто эти люди, играющие с огнем? Почему их никто не может остановить?
Если за двадцать последних лет «всесильный» рынок так и не смог самостоятельно справиться ни с одной серьезной проблемой нашей автотранспортной системы, то, может быть, уже давно пора перейти на язык государственных программ, национальных проектов и жестких содержательных целей?..».
Вот такую программу предлагает Эдуард Гущин. Очень интересную, толковую программу. Программу тех коренных преобразований, которые позволят покончить с бардаком на наших дорогах.
Господа в правительстве, в Государственной Думе, у вас есть задание президента на ту же тему, под него подведена финансовая составляющая, деньги есть, и немалые. Вопрос лишь в том: знаете ли вы, ЧТО надо делать? И КОМУ это поручить? Чтобы не отрапортовать в тысячный раз о полутора процентах снижения или повышения, об «освоенных средствах», а попросту — разворованных в очередной раз? Чтобы начать менять ситуацию кардинально.
Я обращаюсь к членам правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, лично к ее председателю, заместителю председателя правительства России Жукову А.Д. Комиссия создана, а вернее сказать, воссоздана совсем недавно, во исполнение указания президента: мол, думайте, ребята, что делать, потому что так дальше жить нельзя.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Прошу считать эту статью заявкой на ее обсуждение Вашей комиссией. Пригласите автора, пригласите журналистов: 50 миллионов автомобилистов страны хотят знать, что готовится на ваших заседаниях, мы имеем право участвовать в Вашей работе, мало того — можем вам помочь!
http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/ ... -s23.shtml
Вот чего творится однако...
Реформа ГИБДД. Программа Гущина 2006
- a2m
- АвтоГуру
- Сообщения: 7350
- Зарегистрирован: 29 мар 2006, 00:00
- Награды: 5
-
Рейтинг: 8 703 -
Репутация: +8
Реформа ГИБДД. Программа Гущина 2006
СПОРНЫЕ ДТП. Защита потребителей. Навязанные услуги при покупке авто. Стучимся в личку
- jek86
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1107
- Зарегистрирован: 28 дек 2005, 00:00
- Награды: 1
-
Я езжу на: Ford Focus
-
Рейтинг: 1 207 -
Репутация: 0