В последние годы в России активизировались различные мужские движения. Самое радикальное из них, «Мужское государство», известно своими антифеминистскими инициативами и даже травлей женщин. Но есть и менее известные движения — например, инцелы. Представителей этого сообщества часто называют «агрессивными девственниками». Они обвиняют женщин в том, что те выбирают для отношений более красивых и обеспеченных мужчин — и из-за этого остальным не достается секса. На западе сообщество инцелов многочисленно, а его представители за последние годы совершили несколько терактов, пытаясь заставить общество обратить на них внимание. В России представители движения пока только предлагают ввести талоны на секс и смягчить наказание за педофилию. Что собой представляет российское сообщество инцелов, рассказывает Юлия Дудкина.
Проблема №1 в мире
У 21-летнего студента Святослава Шилкина никогда не было девушки. «Я пытался познакомиться с кем-нибудь и в тиндере, и в соцсетях. Читал советы, как правильно общаться на свиданиях. Все дают одинаковые рекомендации: быть уверенным в себе, много шутить, — говорит он. — А я скромный и застенчивый, я так не умею». Однажды Шилкин два месяца ходил на свидания с девушкой, и ему даже начало казаться, что у них могут сложиться отношения. Но внезапно она перестала отвечать на его сообщения. «Слила меня без объяснения причин», — рассказывает он.
Разочаровавшись в девушках, Шилкин начал читать паблики «Мужского движения» — объединения, которое заявляет, что борется против «вопиющей дискриминации мужчин». Активисты «Мужского движения» считают, что феминизм — это «вредоносная и опасная идеология», которая очерняет и «ущемляет мужчин». Они выступают за «утверждение традиционных ролей мужчины и женщины» и считают, что женщины, например, не должны иметь права самостоятельно принимать решение об аборте. Хоть «Мужское движение» и утверждает, что не является женоненавистническим объединением, многие посты в его паблике направлены против женщин, а активисты часто употребляют в отношении них слова «шкура» и «дырка», называя поведение женщин по определению манипулятивным и нелогичным. Правда, как утверждает активист движения Павел Хохловский, «это не является общей позицией».
Шилкину оказались близки идеи «Мужского движения»: после всех неудач ему и самому стало казаться, что проблема — в женщинах. Однажды в одном из постов он увидел незнакомое слово «инцел» (от английского Involuntary celibacy, «невольное воздержание»). Оказалось, что этим словом называют тех, кто не может найти себе партнера для романтических и сексуальных отношений и из-за этого вынужден жить без секса. Шилкин сразу решил — это про него. Он нашел в интернете страницы русскоязычного движения инцелов и начал изучать его идеологию.
«Все девушки должны давать секс всем мужчинам, не из частных, личных предпочтений, а из осознания значимости этого для прогресса, чтобы сделать мир счастливее», — так звучит одна из идей движения инцелов. То, что мужчинам вроде них не хватает секса, инцелы считают «проблемой №1 в мире». «Все болезни возникают <...> из-за того, что у мужчин нет секса. <...> Секс пять раз в неделю по 30 минут лечит рак, например, во всех формах, лечит аутизм», — утверждают некоторые активисты. Также они считают, что «войны абсолютно все — из-за женщин, из-за недоступности секса с женщинами. Гитлеру не давали бабы в молодости — вот результат».
Одним из своих кумиров инцелы называют профессора Сергея Савельева — заведующего лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека РАН. Савельев утверждает, что женщины — «игрушки в руках своего гормонального фона». «Мозг их нацелен на решение репродуктивной задачи, — считает он. — Они хитрые, иногда даже кажутся умными, поступки их очень обоснованны, но они биологичны по сути». Например, по мнению Савельева, 10-15 лет назад женщины не любили пользоваться компьютерами, но теперь поняли, что компьютер может «соединять с мужиком, который может быть потенциально использован для репродуктивных удовольствий», и стали активно осваивать новую технику.
Представители сообщества инцелов считают, что мужчины делятся на несколько категорий. Первая — «Чед», или «альфач», «альфа-самец». Так инцелы называют мужчин, которые пользуются успехом у женщин. Считается, что «чед» должен быть физически крепким, богатым и соответствовать конвенциональным представлениям о маскулинности. Инцелы считают, что «альфачей» в мире не так уж много — 10-20%. Но именно к ним тянутся 80% женщин. На многих сайтах есть даже списки черт, которыми должен обладать «чед»: высокий рост, квадратный подбородок, небольшое верхнее веко, ровно посаженные глаза, широкие брови.
Другая категория мужчин — «беты», или «бета-самцы». Они не так сильны, красивы и уверены в себе, как «альфачи». Из-за этого им приходится делить между собой любовь оставшихся 20% женщин. Те, кому и этой любви не достается, и есть инцелы — люди, страдающие от «принудительного воздержания».
При этом, по мнению инцелов, на самом деле они достойны любви куда больше, чем «чеды»: «Мы принципиально не согласны с теми лицемерами, которые обвиняют самих инцелов в том, что женщины не дают нам секс. Нашей вины в этом нет. Призывы идти в спортзал, самосовершенствоваться, «начать с себя» — это перекладывание проблемы с больной головы на здоровую. Инцелы вполне совершенны, внешность у многих вполне привлекательная, инцелы, как правило, обладают более высоким интеллектом, чем среднестатистический человек, имеют различные таланты».
Сторонники движения инцелов уверены: одна из главных проблем — то, что женщины сами решают, с кем заниматься сексом, а с кем — нет, у них есть «монополия на секс». При этом инцелы считают, что женщинам присущи «алчность, подлость, лживость»; выбирая партнеров, они руководствуются «обезьяньими инстинктами» и предпочитают «агрессивных и тупых альфабабуинов». «Алчность, подлость, лживость, предательство приводят к тому, что женщины закономерно выбирают самых худших в морально-нравственном отношении парней, а наиболее интеллектуальные, талантливые, скромные, добрые парни остаются отвергнутыми и либо довольствуются случайными непродолжительными связями, либо вовсе не имеют доступа к сексу», — говорится на странице инцелов во «Вконтакте».
«Они [женщины] неправильно проводят половой отбор, — объясняет Святослав Шилкин. — Им нужно наглого пробивного альфача, который бы их задоминировал. Поэтому умные и нравственные мужчины оказываются отрезаны от размножения. Я считаю, что нужно проводить пропаганду, чтобы женщины не отказывали мужчинам в сексе. Объяснять, что без секса мужчинам нехорошо. Конечно, нельзя, чтобы женщины спали с кем-то против воли. Просто волю надо скорректировать социальными стандартами».
Вступив в сообщество инцелов, Шилкин стал заниматься популяризацией их идеологии — например, раскладывать листовки в торговом центре и давать интервью. В 2019 году в разговоре с популярным пабликом «Изнанка» он предложил, как можно решить проблему инцелов: «Возможно, надо разработать систему разбиения учащихся по парам в школах, и, начиная с полового созревания, организовать время для секса. Конечно же, это должно сопровождаться соответствующим воспитанием мальчиков и девочек с определенного возраста». После этого в деканат его университета пришла анонимная жалоба за призыв к педофилии. «Меня отчитали, но серьезных последствий не было», — говорит Шилкин.
В своих взглядах он не одинок: в пабликах инцелов нередко предлагается отменить уголовную ответственность для мужчин за секс с несовершеннолетними девочками: «Шкурные интересы женщин препятствуют им давать секс бесплатно. А инцелы слишком духовные, нравственные люди, чтобы платить за секс. <...> Если принять наше предложение и отменить «возраст согласия», то у инцелов вполне может появиться секс с девушками 14-16 лет, которые еще готовы давать секс бесплатно».
Второе предложение — за счет бюджета «создать систему государственной сексуальной помощи» мужчинам, а также «полицию секса», проверяющую, сколько раз женщина «предоставляла секс за отчетный период»: «Если менее 1 раза в месяц — на все доходы женщины обращается взыскание в размере 60%».
«Секс имеет общественное значение. Поэтому государство и общество должны принять меры к обеспечению сексом тех, кого женщины несправедливо лишили секса», — объясняют инцелы.
По словам Святослава Шилкина, с тех пор, как он начал открыто называть себя инцелом, девушки стали общаться с ним куда охотнее, чем раньше. Некоторые из них подписаны на паблики инцелов и пишут ему, чтобы обсудить его интервью или просто поговорить. «Правда, часто приходят и неприятные сообщения: будто бы мы неудачники и задроты, и природа правильно сделала, лишив нас возможности размножаться, — говорит Шилкин. — Критикуют наши взгляды. Можно подумать, мы с этими взглядами родились, а не жизнь нас такими сделала».
Не участвовать в оленьем хороводе
Когда в 2009 году Павел Щербина поступал в педагогический институт в Нижнем Тагиле, он ожидал, что студенческая жизнь будет похожа на сюжет комедии «Американский пирог» — вечеринки, алкоголь и секс. По его собственным словам, годы студенчества представлялись ему «праздником плоти». Но ожидания не оправдались. Он пытался разговаривать с девушками, звать их на свидания. Но они, как выражается Щербина, «морозились» — отвечали односложно, отказывались. Если какая-нибудь однокурсница все-таки соглашалась встретиться с ним, после свидания она переставала отвечать на сообщения и замечать его. «Может быть, нас с друзьями считали "зашкварными", — рассуждает Щербина. — У нас была небольшая компания, мы любили поговорить о книгах, пофилософствовать. А девчонки обсуждали в основном ноготочки, ламинирование и распродажи». Впрочем, он признает, что, возможно, и сам не всегда корректно общался с однокурсницами, поскольку в те годы «от большинства девушек хотел только одного».
Отношения с женщинами у Щербины не складывались год за годом. «На первом курсе я был ребенком и топил за ТНН [«Тян не нужны»] и ББПЕ [«Бей бабу по ***** (лицу)»], — говорит Щербина. — На втором курсе я был прыщавым и некрасивым. Почему не получилось на третьем курсе — я не понимаю до сих пор». Однажды он услышал в ток-шоу «Окна» фразу Дмитрия Нагиева: «Такой потенции, как в 18 лет, у тебя уже не будет никогда в жизни». Эти слова ему запомнились: он решил, что телеведущий прав, и время для отношений упущено. На четвертом курсе Щербина удалил страницы из соцсетей и перестал общаться с друзьями. Теперь он только «учился, смотрел сериалы и грустил».
Сейчас Щербине 28 лет, он фрилансер, ведет YouTube-канал о затворничестве и считает себя инцелом. В январе 2020 года он опубликовал видео «10-й год вынужденного воздержания». В нем он рассуждает о том, что «общество не слишком нуждается в омежках («омега-самцах»)»: «Если ты красивый, если ты богатый, ты всем нужен. Если ты не богатый, не красивый, не являешься амбалом, мордоворотом, общество в тебе особо не нуждается».
У Щербины свой взгляд на проблемы инцелов. Он считает, что во многом они связаны с развитием соцсетей. «Девушкам постоянно кто-то пишет, — говорит он. — У них много вариантов. Поэтому ценность мужского внимания девальвируется. У женщин есть возможность выбирать. Но есть молодые люди, которые знают себе цену, или, наоборот, не уверены в себе, или слишком ленивы. Они не участвуют в этом оленьем хороводе и остаются вне сексуальных отношений». Сейчас Щербина, по его словам, заканчивает писать книгу, посвященную инцелам. «В центре повествования — герои, которые стали инцелами под влиянием обстоятельств, — рассказывает он. — Я вдохновлялся собственной историей и историями моих подписчиков».
Кроме проблем инцелов, в своих видео Щербина рассказывает о вреде онанизма (по мнению блогера, мастурбация вызывает зависимость) и о том, как справляться с одиночеством. По его словам, когда он заводил канал, он не ожидал, что его истории получат отклик. «Мало кто готов открыто признать себя инцелом, — говорит Щербина. — В обществе есть стереотип, будто бы мужчина должен быть успешным, делать хорошую мину при плохой игре. Даже если обнаженных женщин он видит только в порнофильмах, он все равно должен делать вид, что он популярен». Блогер уверен, что многие люди, которые смеются и издеваются над инцелами, на самом деле просто боятся признаться, что они и сами страдают от отсутствия секса.
В отличие от Шилкина, Щербина не видит решения этой проблемы. Он считает, что инцелы, которые пытаются придумать свою политическую программу, в основном занимаются популизмом. «Например, среди инцелов на западе есть популярное заблуждение, будто бы можно обеспечить всех желающих сексом, — говорит он. — Но мне кажется, что сексуальная потребность бездонна и неутоляема».