"Молния" - деградация: от совершенства - к убожеству.
Я не то, чтобы собираю карманные часы "Молния", но у меня есть десяток их советских времен в хорошей сохранности. Некоторым предстоит переделка в наручные, а некоторые оставлю в родных корпусах. Сейчас не об этом. Если смотреть на одни и те же, казалось бы, механизмы "Молний", выпущенные с 1949 по 2005 год, то можно увидеть, как вместе с уходом сталинской, хрущевской, брежневской и прочих эпох падало качество производства на советских заводах. Это любопытно. Итак.
Немного истории. Есть разные мнения, но большинство специалистов считаeт, что родоначальником меха "Молнии" стал швейцарский Cortebert 616. В 10 - 20 - 30 - 40 годы ХХ века это была очень известная компания. Я хотел написать "BMW в мире часов", но нет. Это скорее была "Тойота". Простой, надежный, массовый и точный механизм. Достаточно сказать, что многие тогдашние популярные часовые бренды заказывали и ставили в корпуса своих часов именно Cortebert. Легенда гласит, что такие карманные подарили Лаврентию Павловичу Берия. Это было сразу после войны. Они ему понравились, и он приказал наладить выпуск таких часов в СССР. Скопировать решили вот этот мех:
Копирование и развертывание массового выпуска в разрушенной войной стране шло трудно - на это потребовалось почти четыре года. В итоге все же освоили вот такой механизм. Этот выпущен в четвертом квартале 1949 года. В нем хорошо видна швейцарская порода.
Шли годы, часы стали популярными. С их помощью управляли железнодорожныам движением. Награждали за трудовые, военные и гражданские подвиги. Экспортировали за рубеж. Даже через 10 лет после смерти Иосифа Виссарионыча и расстрела Лаврентия Палыча качество исполнения механизмов еще было на высоте. Вот этот выпущен в 1963 году. Он еще и прецезионный, то есть, высокой точности: "градусник" на мосту баланса упирается на микрорегулятор "ласточкин хвост". У меня тоже есть такие, и того же года выпуска. Есть еще и 1967 и 1966, но те без микрорегулятора. "Женевская волна" на механизме еще присутствует, но надписи "Молния" и звезд на барабанном колесе уже нет. Первый признак удешевления и упадка, хотя сам мех по прежнему красив.
Настала "застольная брежневская эпоха". Часы по прежнему ценились, но "План по валу, вал по плану" - обработку механизмов упростили. Вот типичный образчик (у меня таких несколько, и я не считаю их чем-то таким, на что можно долго смотреть). Исчезла "женевская волна". Исчезло клеймо завода. Исчезла дата выпуска (большинство таких механизмов можно только навскидку датировать 1970 - 80-е годами). Но появилось клеймо SU. Ладно, хоть детали механизма никелировали. И он был по прежнему надежен, хоть уже и не так красив.
Умер Брежнев, кончилась эпоха застоя. Кончилась и перестройка, а потом и сам СССР. И "Молния" опустилась на самое дно. Вот типичный российский мех: грубые, необработанные мосты, выточен как-будто напильником. Никелировка пропала. Число камней уменьшено до 15, и это, к сожалению, единственное, что роднит механизм с тем, который выпущен по приказу Лаврентия Берия. Нет той красоты. В общем, "при Сталине такого не было".
В конце нулевых производство тихо умерло. Потом его несколько раз пытались возродить. Выпускали какие-то небольшие серии часов с механизмами из запасов 90-х годов. Но мех то был "уже не торт". На долговечности и точности работы 60-летняя деградация сказалась не лучшим образом.
Вот именно поэтому у меня нет и точно уже не будет часов с механизмом, выпущенным после 80-х. Сейчас в моих наручных часах механизм 1952 года.
Найду мех, выпущенный раньше, закажу еще одни с ним. Ибо... Ну чем не Cortebert? Хотя, конечно, часы - это не только ценный мех, но и корпус, и циферблат, и стрелки. О них я тоже, может быть напишу, если будет настроение и время. Спасибо тем, кто дочитал.