
Путешествовать по миру на автомобиле — интересно и удобно. В последнее время этот вид потребительских услуг становится популярным и среди россиян – собрав все необходимое, горожане отправляются за новыми впечатлениями по нашей необъятной стране. Однако часто путешествие омрачает низкое качество услуг придорожных кафе и кемпингов.
Через Тюменскую область проходят четыре федеральные трассы: Тюмень – Омск, Тюмень – Екатеринбург, Тюмень – Ханты-Мансийск и Тюмень – Курган. В среднем – около пяти тысяч машин в сутки. Интенсивность движения, по прогнозу экспертов, в ближайшие годы будет только расти — в регионе появляются новые места отдыха, крупные торговые и развлекательные центры, спортивные и туристические объекты. Их регулярно посещают жители соседних регионов, поэтому развитие придорожного сервиса — важное условие экономического развития Тюменской области.
Проблемы есть
Рынок придорожного сервиса в Тюменской области пока недостаточно развит. Заместитель губернатора региона Сергей Дегтярь называет три проблемы этой сферы.
Во-первых, неравномерность размещения кемпингов вдоль трасс – высокая плотность вокруг крупных городов и практически отсутствие каких-либо объектов вдали от населенных пунктов.
Во-вторых, узкий спектр предоставляемых услуг. Зачастую водителям на трассе недостаточно просто заправить автомобиль, пообедать и переночевать. Многие нуждаются в ремонте и техническом обслуживании автомобилей, бытовом обслуживании (мелкий ремонт обуви, одежды, услуги бань, душевых, парикмахерских), услугах связи и Интернета (междугородный телефон, wi-fi, факс), банковских, аптечных и других услугах.
В-третьих, отсутствие единой концепции и общих стандартов работы объектов придорожного сервиса, а также на сегодняшний день низкий уровень обслуживания.
«Многие объекты придорожного сервиса были построены без использования проектной документации, – отмечает Сергей Дегтярь в интервью «Вслух.ру», – зачастую из низкокачественных подручных материалов, без единого архитектурного стиля, цветовых и дизайнерских решений. Все это отражается на комфортности отдыха туристов».
Cегодня назрела острая необходимость в создании новых современных объектов придорожного сервиса
По его мнению, сегодня назрела острая необходимость в создании новых современных объектов придорожного сервиса с качественно иным уровнем обслуживания и более широким спектром предоставляемых услуг. Впрочем, эта ситуация характерна не только для Тюменской области. Нужно признаться, что отечественный придорожный сервис давно оставляет желать лучшего. И принимаясь за работу по его улучшению необходимо учитывать мнение автомобилистов, дальнобойщиков и просто путешественников как основных потребителей этих услуг.
Объединить усилия
Развитие придорожного сервиса выгодно всем, уверена директор Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Ольга Езикеева. Современные объекты позволят, прежде всего, обеспечить безопасность и комфорт участников дорожного движения, государство получит и налоги в бюджет и рабочие места, в том числе для селян.
Сегодня очевидно, что для решения проблемы необходимо объединение усилий власти и бизнеса. Предприниматели готовы вкладывать собственные средства в строительство новых кафе и кемпингов при условии господдержки. Как рассказал «Вслух.ру» руководитель комплекса «Вега», находящегося на 159 км автодороги Тюмень-Омск Андрей Чистяков, в сфере придорожного сервиса Тюменской области предложение значительно отстает от спроса. Сейчас у него в комплексе автозаправка, гостиница, два кафе. Недавно он открыл автомагазин, в ближайшее время планирует запустить автомойку. «Если бы была господдержка в этой сфере, я бы открыл десять таких кемпингов», – делится Чистяков.
И государство готово оказать предпринимателям серьезную поддержку: помочь в выделении участков под строительство и подведении к ним необходимых коммуникаций, предоставить финансовую поддержку, возмещая часть затрат на оплату процентов по договорам кредита, субсидируя затраты на техприсоединение. Предприниматели могут рассчитывать на гранты, целевые займы или микрозаймы, а также на поручительство в банках со стороны государства.
Развитие придорожного сервиса выгодно всем
Господдержка, безусловно, является важным подспорьем в развитии придорожного сервиса, считает руководитель направления «Маркетинговые исследования» компании «Iknow!» Евгений Забокрицкий, причем касается это, в первую очередь, поддержки подключения к инженерным сетям, энергообеспечения, согласования выделения земельных участков.
«Организация инженерных сетей, как правило, процедура длительная и требует серьезных вложений, тем более обычно объекты придорожного сервиса находятся далеко от централизованных инженерных коммуникаций», – добавляет эксперт.
По его словам, в некоторых регионах сегодня всерьез задумываются о развитии придорожного сервиса. Речь идет о нашем соседе – Ханты-Мансийском автономном округе, где в настоящее время объявлен открытый конкурс на разработку схемы развития дорожного сервиса на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения ХМАО-Югры до 2020 года. Учитывая время, которое будет потрачено на проведение всех конкурсных процедур, в течение 8-9 месяцев в округе должен появиться комплексный документ, определяющий схему размещения объектов придорожного сервиса, а также рекомендации по их наполнению.
От забегаловок к цивилизации
По оценке экспертов автодора, объекты придорожного сервиса должны располагаться каждые 80-100 км. Объем инвестиций в небольшой объект составит около 7-8 млн рублей, крупный — 20-23 млн рублей. Чтобы построить под ключ один такой объект, понадобится примерно 18 месяцев.
Для того, чтобы объекты придорожного сервиса оказывали качественные услуги и действительно являлись украшением трасс, нужно установить стандарты качества услуг и обучения персонала и регулярно их проверять, считает Ольга Езикеева. Именно поэтому все они должны быть построены в едином архитектурном стиле и работать под единым брендом. Дизайн-проект будущих тюменских кемпингов уже разработан и в данный момент находится на утверждении. Возможно, первый придорожный объект нового типа появится под Ялуторовском на площади 5 га.
Желательно, чтобы кроме минигостиницы на 20-50 мест при кемпинге работали кафе двух видов: самообслуживания и с официантами (для разного вида клиентов), цивилизованные туалеты, магазин самообслуживания, платная охраняемая стоянка. Далее в зависимости от потребностей — аптечный пункт, шиномонтажная мастерская, автомобильная мойка. Идеальным было бы нахождение автозаправки рядом с таким комплексом, отмечает Ольга Езикеева.
На вопрос, что будет с действующими кемпингами, Ольга Езикеева ответила, что они либо будут встраиваться в существующую модель, повышая качество услуг и расширяя их перечень, либо в ходе конкуренции им придется уйти с рынка. Хотя тут же добавила, что места на рынке хватит всем, ведь у каждого кафе есть своя изюминка.
Вопрос развития придорожного сервиса в регионе остается открытым
Вопрос развития придорожного сервиса в регионе остается открытым. И высказываться по этому поводу могут все неравнодушные. Сергей Дегтярь убежден, при формировании программы по развитию придорожного сервиса важно учесть мнения тюменцев, поэтому призывает к обсуждению всех жителей региона.
Источник: Вслух.ру