
Помимо новых моделей автомобилей, ожидающих своего выхода в наступившем году, автовладельцев ожидает ряд нововведений и в законах – некоторые вступят в силу сразу по всей стране, некоторые начнут шествие с Москвы…
Скидка на штрафы
С 1 января вступила в силу норма закона, позволяющая сэкономить тем, кто оступился и нарушил ПДД – отныне уплата штрафа в течение 20 дней с момента его вынесения означает 50% скидку. Заплатить придётся половину от суммы, но если нарушение не было грубым. Тем, кто пойман за повторное управление незарегистрированным ТС, управление в состоянии опьянения, передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, повторное превышение скорости и повторный проезд на запрещающий сигнал светофора придётся выложить всю сумму, независимо от оперативности погашения штрафа.
Камеры станут умнее
Камерами, фиксирующими превышение скорости, уже никого не удивить, однако в ближайшем будущем грядёт существенное расширение их функционала. Обещают, что электроника будет карать за поворот не из своего ряда, за выезд за стоп-линию, за создание затора на перекрёстке, а ещё камеры будут отслеживать наличие полиса ОСАГО.
Европротокол для всех и каждого
Несмотря на вступление с 1 июля в силу требований самостоятельно оформлять ДТП с двумя участниками, без пострадавших и при согласии в определении виновника, ДПС всё-таки выезжала на некоторые подобные аварии. С 2016 года оформление мелких ДТП станет прерогативой его участников и только.
Получить «права» станет сложнее
В новом году экзамен на право управления транспортом сохранит три стадии (теоретический, упражнения на подготовленной площадке и езда в городе), но теперь за каждую ошибку в теоретическом экзамене будут назначаться пять дополнительных вопросов, за неверные действия во время сдачи практического экзамена сдающему будут выставлять больше штрафных баллов, а период действия теоретической оценки вырастет с трёх месяцев до полугода.
Задолжал? Ходи пешком!
С 15 января водителей, имеющих задолженность по штрафам за административные правонарушения, алиментам и возмещению за причинение вреда здоровью, будут ограничивать в праве управления транспортным средством. Сумма задолженности для наложения такой санкции должна составлять не менее десяти тысяч рублей. Санкции будут снимать сразу же после погашения долга, но «прав» не лишат, если работа за рулём является единственным средством заработка должника. Тех водителей, которые сядут за руль, имея приостановление в правах, лишат водительского удостоверения сроком на один год или отправят на обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Что могут ввести, но пока только обсуждают
Если перечисленные выше нововведения уже одобрены и вступают в силу, то есть ещё ряд предложений, которые только обсуждаются и могут быть введены в течение года.
- Лишение граждан, имеющих задолженности по алиментам и возмещению причинённого преступлением ущерба, таких госуслуг, как приём экзаменов в ГИБДД, выдача водительских удостоверений и регистрация транспортных средств.
В январе пройдёт первое чтение поправок в КоАП за нарушение правил тонировки автомобильных стёкол. Штраф за это нарушение повысят с 500 до 1,5 тыс. руб., а за повторное нарушение — до 5 тыс. руб. Ко второму чтению в законопроект будут внесены ещё две поправки. Одна из них предусматривает ужесточение ответственности за нарушение правил проезда железнодорожных переездов. По ответственности такие нарушения будут приравнены к выезду на встречную полосу, за что предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев, а при повторном нарушении — лишение прав на один год. Однако из поправок должно стать усиление ответственности для граждан, не получавших водительских прав, но севших за руль автомобиля. Водителя, не сдававшего экзамены в ГИБДД и не получавшего водительское удостоверение, в первый раз предлагается штрафовать на 5–15 тыс. руб., а при повторном нарушении — отправлять на исправительные работы.
Ещё один законопроект, который будет приниматься в Госдуме в новом году, предусматривает уменьшение количества документов при освидетельствовании водителя на опьянение. Это позволит сократить время оформления таких нарушений и сделать процедуру более безопасной для гаишников. Сейчас инспектор ГИБДД должен составить не менее шести процессуальных документов на водителя, который замечен за управлением транспортным средством в нетрезвом виде. Поправки сокращают число документов до трёх. Кроме того, проект поправок даёт инспекторам возможность отправлять находящихся в наркотическом опьянении водителей сразу в диспансер, в то время как сейчас гаишник должен обязательно «продуть» такого автомобилиста.
В течение 2016 года в Госдуму может быть внесён разработанный ГИБДД законопроект, меняющий правила освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. Сейчас гаишник может оценивать трезвость водителя по таким признакам, как нарушение речи и координации, наличие перегара и других. В ГИБДД хотят добавить в перечень «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством» ещё один признак — «показания технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе». Положительные показания прибора, который не является привычным алкометром, будут являться достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и, как следствие, поводом для проведения уже обычного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При таком первичном тесте количественный показатель паров алкоголя выявляться не будет — прибор просто покажет с помощью индикатора, есть ли эти пары в выдыхаемом водителем воздухе или нет. Такая проверка будет проводиться без составления протоколов, без понятых и фиксации процесса на видеокамеру, но только во время специальных рейдов ГИБДД.
Минздрав уже разработал проект федерального закона, предусматривающий возможность направлять на лечение водителей, лишённых прав за вождение в пьяном виде. Не исключено, что на лечение будут отправляться и те автомобилисты, кто отказался от медосвидетельствования.
Ещё одна важная законодательная инициатива, которая будет рассматриваться в нижней палате в начале года, касается тарифов на принудительную эвакуацию автомобилей. Федеральная антимонопольная служба представит методику расчёта стоимости эвакуации автомобилей, припаркованных с нарушением ПДД. Однако до сих пор неизвестно, станет ли эвакуация в ряде российских городов дешевле или дороже существующих сейчас тарифов.
В 2016 году будет активно обкатываться на дорогах выявление и наказание опасного вождения. Определение этого термина уже подготовлено ГИБДД, но ответственности для водителей за такое вождение пока не предусмотрено, ровно как и способов его фиксации инспекторами ГИБДД.
За систематические нарушения ПДД ГИБДД может начать отбирать права у водителей. Такая инициатива уже разработана, но пока не внесена в Госдуму. Лишать прав сроком на один год могут начать за систематические — три и более в течение года — нарушения: например, превышение скорости, манёвры без поворотников, проезд на запрещающий сигнал светофора и ряд других распространённых нарушений ПДД.