А началось всё примитивно — я впервые в жизни пошел в отпуск по графику. А значит, что планировать отпуск уже поздно. В итоге мне подходило место, в которое не надо визу и было бы, что посмотреть. Ну и из капризов, чтобы можно было изъясняться на моем почти отсутствующем английском. Море отпадало по причине отсутствия к нему интереса (был уже в этом году и спустился к нему за неделю один раз). Ну и вспомнилось давнее желание посмотреть на Брестскую крепость. В общем, свет клином сошелся на Беларуси (визу не надо, можно даже без заграна, русский знают все, а уж что посмотреть — найду).
Билеты в Минск куплены, квартира забронирована. Ну а до крепости решил добираться на арендном авто. Попутно пригляделся, что можно посмотреть ещё — понял, что за день не управиться, нужно минимум три (плюс не все, интересующие меня точки работают каждый день).
В полете желание арендовать машину только укрепилось. Ведь альтернатива — медленные поезда, а у меня всего неделя. А в некоторые, интересные мне точки, и вовсе особо общественным транспортом не доберешься. Да и не люблю я его и всячески стараюсь избегать.
Так как прилетел я на пару часов раньше, чем освободилась забронированная мною квартира, то было время разобраться и с транспортом до города, и с арендой машины. Прямо в аэропорту Минска (Минск-2 или Международный аэропорт Минска) есть несколько стоек для аренды транспорта (да, я не бронировал авто заранее, но чувствовал, что мне повезет). Представлены популярные международные компании (Avis, Europcar и еще пара контор). Мне глянулась симпатичная девушка в Europcar, поэтому заглянул к ним. В результате забронировал на трое суток Фольксваген Поло седан на автомате за 177 евро с депозитом в 550 евро. Дополнительную страховку в размере 36 евро в сутки брать не стал, решил, что везти должно по-полной.
Впрочем, машина в мое распоряжение должна была поступить только через три дня, поэтому было время оглянуться в Минске.
А оглянуться есть на что. Ещё по дороге в такси успел оценить некоторые прелести. Во-первых, размах. Город в целом и дороги в частности построены с размахом. С большим размахом. В самом узком месте центральных проспект Независимости имеет по четыре полосы в каждую строну. Но при этом имеет тротуар, в котором на всем протяжении влезает широкая велодорожка и остается ещё широченный тротуар для пешеходов.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42916.jpg)
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42917.jpg)
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42918.jpg)
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42919.jpg)
И нецентральные улицы тоже имеют широкие тротуары и велодорожки. Велосипед там - норма жизни, ездят все, кому не лень. И куда не лень. Погода позволяет, да и инфраструктура есть. И никаких конфликтов между автомобилями, пешеходами и велосипедистами мне не встретилось. Во-вторых, корректность. Ещё по дороге их аэропорта к месту проживания, будучи даже не за рулем, заметил, что на дороге никто не лихачит, никто не мчит, не шахматит, все спокойно едут в выбранном направлении (чуть позже напишу, кто этих правил не придерживается).
Спасибо таксисту, который, когда узнал, что я планирую ехать на своей машине, дал несколько советов. Например, не пытаться договориться с Гаишниками, если поймали за нарушение. Или, что в отличие от России не наказывается превышение +10 км/ч. Или что, если не нарушаешь, тебя тормозить не будут. Предупредил, что камер много. Но все камеры стоят с предупреждающими знаками. Камеры, кстати, в большинстве своем, стреляют в зад.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42910.jpg)
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42904.jpg)
Опять же, к слову про корректность, пешеходов пропускают на переходе всегда. Вообще, много светофоров с кнопками (точнее, с сенсорными датчиками — прикасаться не надо, достаточно помахать перед датчиком рукой, а не давить на кнопку.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42898.jpg)
Да и настройка светофоров отличается от нашей. Пешеходную фазу я не встретил ни разу. Но и зеленый для автомобилей на перекрестках загорается секунды на три раньше, чем для пешеходов в попутном направлении. В чем фишка — не знаю, но есть. Светофоры со стрелкой практически везде имеют ореол вокруг стрелки. Когда ехать нельзя - ореол красный. Когда можно - красный ореол тухнет и загорается стрелка. Так же, не везде, но часто, появляется желтый ореол.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42901.jpg)
Кроме того, под стрелкой регулярно встречается дополнительная секция. Загорается, когда в направлении движения под стрелку для пешеходов горит зеленый. Удобно.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42913.jpg)
Город в целом компактен, все, что было мне интересно — находится в пешей доступности от центра. Правда, потом счетчик шагов показал около 100 пройденных километров. Так что близость - понятие относительное. Но за четыре дня, что я был без машины, я всего лишь дважды пользовался общественным транспортом, и оба раза это было метро.
С парковкой проблем даже внешне не возникает. На аварийке не встают (бывает, но в семье не без урода), но при этом всем хватает места. На тротуарах не стоят. Вдоль дороги парковка разрешена почти везде, во дворах почти пусто. Около торговых центров есть платные парковки. Забегу вперед сразу и скажу, что с парковкой, передвигаясь на автомобиле, я тоже проблем не испытал вообще. Пробок нет. Вообще нет. В 90% случаев я проезжал перекрестки за один цикл светофора. Хотя машин много, по крайней мере внешне.
Автопарк представлен в основном европейцами, как 90х, так 00х, так и свежими примерно в равной степени. Французов и немцев примерно поровну. Корейцы, японцы и русские составляют самое большее процентов 15 всего автопарка. Автобусы, разумеется, только МАЗы.
На такси ездил ещё два раза. Один раз на Чижовка арену за 11 местных рублей на Яндекс.Такси (а оно там тоже есть, но считается достаточно дорогим). Просто от метро там порядка трех километров, которые я преодолел на обратном пути. Зато посмотрел игру Ярославского Локомотива против Московского Динамо в финальном матче кубка Минска. Ну и ещё раз уже на обратной дороге в аэропорт. Вызвал через приложение местное такси. Приложение просто объединяет несколько независимых служб, можно выделить, какие службы тебе интересны (подороже, подешевле, либо женщина-водитель, либо иномарка и т.д.). При этом, формально, оказалось, мне оказывают не услуги такси, а услуги аренды авто с водителем — особенности местного законодательства. Я по дороге заполнил путевой лист, в котором указаны точки отправления и прибытия, моя фамилия и подпись. Таксисты, кстати, все ездят с особенными (желтыми) номерами. Проходят врача перед выходом на смену и техосмотр два раза в год. Правда, с техосмотром они ещё и налог на дороги платят дважды.
И вот, пришло воскресение, день, когда я получаю машину. Достался мне серебристый Поло 2016 года выпуска с пробегом 35 тысяч.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42907.jpg)
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42908.jpg)
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42909.jpg)
Салон - как новенький, на кузове коцка на заднем бампере (скорее всего от неаккуратной погрузки чемодана в багажник). Сел в машину, попытался подстроить сидение под себя. Сразу нормально не получилось, решил, что в дороге разберусь. И поехал. Выставил в навигаторе Брестскую крепость (в конце концов из-за неё прилетел) и стартанул крутиться по городу. В пути пользовался оффлайн навигатором maps.me, который неплохо ориентируется в городе, но достаточно долго пересчитывает маршрут, если ты с ним не соглашаешься или просто пропускаешь поворот. Но и в целом настроен на наиболее короткий маршрут, с чем и будет связана парочка приключений.
Дорога на Брест - это Олимпийская трасса М1 (Е30). Идеальное покрытие, минимум две, а то и три полосы в каждую сторону. Разделительный барьер или широкая разделительная полоса на всем протяжении до Бреста. И разрешенная скорость до легковушек 120 км/ч (для грузовиков 100). Небольшое количество машин.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42905.jpg)
Стоит отметить, что разрешенные 120 едут далеко не все. Местные не гоняют, примерно половина потока едет около 100. Кто едет гоняет, шахматит и пытается ехать впереди - машины с Российскими номерами. Смотришь в зеркало, если тебя догоняют (когда ты по спидометру едешь 130) — значит точно россияне. За всю дорогу ошибся только раз. Камер действительно много. На выезде из Минска и подъезде к Бресту около 100 км после и 100 до - камеры стоят каждые 7-15 км. Я честно скажу, что не большой любитель ездить по трассе. А на такой трассе тем более — засыпаю после первой сотни км. При том что выехал совершенно бодрым. Пришлось начать есть прямо в машине — немного взбодрился. Совершенно спокойная и ровная дорога. Не пересекает даже деревни. Скучно.
Для самого Бреста в целом для дорог и движения актуально все, что выше написано для Минска. Ширины дорог хватает, парковок тоже. У Брестской крепости две большие бесплатные парковки, не вижу ситуации, при которой бы не хватило места (пожалуй, в дни исторических реконструкций если только).
За обедом в крепости оцениваю дальнейший маршрут и решаю заночевать в Бресте, чтобы на следующий день заехать в Беловежскую пущу, которая находится всего в 50 км от Бреста. А потом, по возможности, в один из замков, что по пути в Минск. Заодно, это поможет бороться со сном, так как дорога предполагается хоть и более длинная, но интересная. Гостиница нашлась без проблем. Прогулялся по городу, переночевал. С утра сел в машину, выставил маршрут на пущу и стартанул.
На выезде из Бреста попадаю на стандартную четырехполоску, правда, с разделителем. Ближе к заповеднику дорога идет через деревни, превращаясь в двухполоску. При этом, качество дороги превосходное, можно держать 90 не напрягаясь, никаких неожиданных ям и заплаток. Я забегу вперед, но скажу, что, не считая одной момента, даже на грунтовке не было таких ям, на которых можно было бы поймать пробой подвески.
У Беловежской пущи опять же две большие парковки, заполненные от силы на одну пятую. Можно покапризничать и повыбирать место в тени (актуально, ибо жара стояла за 30). Выезжаю из пущи уже после обеда. Продолжаю надеяться, что успею попасть в замок, ставлю в навигаторе замок в городе Лида. Maps.me выстраивает маршрут я доверчиво рулю, но смутные сомнения начинают закрадываться, когда в ближайшей к пуще деревне Каменюки навигатор заставляет меня свернуть с главной дороги. Впрочем, по-настоящему я напрягся, когда за выездом из деревни я оказался на грунтовке. Правда, качество грунтовки позволило держать достаточно высокие 70 км/ч, скорость ограничивалась лишь моим здравым смыслом. А в следующей деревне начался опять же вполне качественный асфальт. Через три деревни главная дорога свернула направо. А навигатор упорно предлагал повернуть налево. "А почему бы нам, холостым, не свернуть налево?" — решил я. Удивленные взгляды местных вслед моей машине говорили о том, что я еду куда-то не туда. Но я настолько уверенно продолжал движение, что даже черная кошка не рискнула перебегать мне дорогу. Деревня закончилась очередной грунтовкой. Да такой, что я невольно вспомнил, как моей семье достался в 1994 году участок в новой нарезке. Вот там дорога была такого же уровня. С буераками, ямами и рытвинами. По-моему, это был уже не первый звоночек о необходиимости развернуться. А первым было то, что радио наотрез отказалось играть песни. Но нет, "броня крепка и танки наши быстры!" — прокричал я и надавил газ.
Хватило меня на два километра. Третьим звоночком стало даже не ухудшающеся качество дороги, а знак въезда в Беловежскую пущу. И еще один знак, о въезде в приграничную зону. И так как возможная встреча с пограничниками в мои ближайшие планы не входила, пришло развернуть коня и поехать в обратную сторону. По-моему, черная кошка надо мной смеялась. А я, в дальнейшем, перед тем, как поверить навигатору, старался прикинуть, насколько рискованно будет свернуть именно на эту дорогу. И пару раз уже на этом маршруте действовал поперек, выбирая явно более длинную, но быструю и качественную дорогу.
Дорога и в правду оказалась более интересной. Ехать через деревни и поля, обгонять колонны сельхозтехники, намного меньше расслабляешься, лучше чувствуешь машину. Правда, из-за всех этих уточнений маршрута, возвратами на главную дорогу и поисками оптимального пути, посетить Лидский замок я уже не успел, приехав в город в начале седьмого. Перекусив в местной кафешке, стартанул в сторону Минска.
Дорога от Лиды до Минска представляет из себя сплошную ремонтируюемую трассу. Что это значит в Минске? Ровным счетом практически ничего. Просто рядом с существующей двухполоской строят ещё одну двухполоску.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42912.jpg)
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42911.jpg)
Формальное ограничение в 70 км/ч. Камеры убраны на всем протяжении. Дорога (М6) с отличным покрытием и широченной обочиной.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42900.jpg)
Если тебе надо обогнать впереди едущего — он просто смещается на обочину. Если тебя обгоняют — поступаешь аналогично. К этому даже не надо привыкать, ты просто на автомате начинаешь делать, как делают все. Аварийкой благодарят так же, как у нас. О ГАИ предупреждают миганием фар (буквально не было ни одного раза, чтобы я не знал о ГАИ даже на совершенно пустых дорогах, где одна встречная машина на несколько км, эта одна машина мигнет фарами). Снижать скорость приходилось только в местах объезда, где, в месте предполагаемой развязки, сделан объезд. И так на протяжении 100 км. И на всех 100 км идет какая-то работа. При том, что время уже вечернее. Далее, дорога соединилась с трассой М7, и я попал на стандартную Белорусскую трассу: по две полосы в каждом направлении, железный разделитель, ограничение 120 и отличное покрытие. Добрался до дома и припарковался без приключений. Что понравилось, так это интерактивные табло, которые попадались даже на двухполосках, напоминающие про ограничение скорости, а так же показывающие температуру воздуха и асфальта.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42903.jpg)
На третий день оставил себе посещение Минских окрестностей, на которых сложно добраться общественным транспортом. Первым в списке значилось посещение "Линии Сталина". Около 30 км от Минска на Север по трассе Р28, ведущей в сторону Литвы. Опять же четырехполоска, местами переходящая в двух, ведущая через несколько маленьких городков (например, Заславль). Парковка за 2 местных рубля. Правда, кассир, завидев крупную купюру, сказала, что местных (а номера у меня Белорусские) она может пустить и бесплатно - слишком муторно разменивать.
С "Линии Сталина" выехал налево на трассу и по указателям поехал на Хатынь. Дорога по указателям совпадала с дорогой на аэропорт, навигатор с выбранным направлением соглашался (я продолжал его включать и ему верить, надеясь, что он желает мне добра).
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42914.jpg)
А вот разногласия у нас возникли, когда мы уперлись в ремонтируемый и перекрытый напрочь участок дороги. Ориентируясь по указателям на аэропорт, я пытался найти дорогу, в то время, как навигатор включил форменную истерику и слезно просил меня развернуться. Пройдя через пару деревень, я попал на вполне приемлемую (по местным меркам) двухполоску, которая в конце концов вернула меня на трассу в аэропорт. По такой дороге я в итоге и доехал до Хатыни. Опять же большая и бесплатная парковка. Опять же заполнение едва ли на одну шестую.
Третьим пунктом значились 214 ступеней Кургана Славы. Навигатор проложил дорогу от Хатыни. Опять же по хорошей двухполоске через небольшой городок. Особо гнать желания не было. Дорога в очередной раз свернула с главной в деревню, которая закончилась... правильно, грунтовкой. Рискнуть? Конечно. И не пожалел, прямая, как стрела и ровная, как гладильная доска дорога. Поворот на 90 градусов и ещё 7 километров такой дороги.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42899.jpg)
Дорога вывела на трассу Р53 — опять стандартную четырехполоску. Сам Курган находится прямо около дороги с удачной развязкой около него и небольшой, но совершенно пустой парковкой (а может пустота связана с жарой в 33 градуса — Курган стоит на самом солнцепеке и прятаться от солнца там просто негде).
В итоге, к 16:00 я выполнил весь запланированный на день объем посещений. "И это всё?" — подумал я. Развернул машину, выехал на уже знакомую мне сонную М1 и решил доехать до замка Несвиж. Как раз с дорогой запланировал управиться примерно за час-полтора, а посещение замка возможно до 18:30 (можно было заехать в Мирский замок, который на 20 км ближе, но работает на полчаса меньше — эти полчаса и сыграли ключевую роль). Хоть машин на М1 было больше (все-таки не выходной), а ехалось веселее, я понял, что это расстояние на такой трассе для меня оптимально (чуть меньше 100 км). Далее дорога свернула на очередную двухполоску, повела меня через деревни, и стало веселее. Правда, в самой деревне Несвиж навигатор опять стал водить меня по более короткой дороге, буквально заставив меня ехать через какие-то дворы, тогда как можно было легко ехать по основным дорогам. Парковка прямо на территории замкового комплекса составила стандартные 2 рубля. Осмотрел замок, поужинал и решил, что надо увеличить расстояние, но получить очередную интересную трассу. Выставил в навигаторе Слуцк промежуточной точкой и стартанул. Вот именно на этом перегоне получил самую плохую, встреченную мне в Беларуси, асфальтовую дорогу. Чтобы было с чем сравнить, в Тюмени этого уровня — Ирбитский тракт. Неширокая обочина, заплатки, регулярно встречаются деревни. В деревнях ограничения до 40 км/ч. Именно на этой дороге на десяток километров встречалась одна встречная машина. И именно здесь я увидел единственную, в нашем понимании, засаду ГАИ. Машина стояла вдоль забора и была незаметна с трассы. Но я-то знал, встречка мне отморгалась и ехал я не торопясь. Навигатор предложил мне свернуть на Р23, ведущую на Минск. С моей дорогой эту трассу разделял светофор (!). Р23 нестандартная четырехполоска: покрытие отличное, разделитель есть, а вот 120 разрешено лишь местами. Непонятная мне дискриминация, ибо вдавить педальку хотелось.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42915.jpg)
До Минска добрался без приключений. Покрутившись по городу, нашел свой дом и припарковался.
Наутро от меня требовалось лишь вернуть машину. Что прошло без приключений. Залог вернули в полном объеме, предупредив, правда, что, если я попался камерам, то это станет известно максимум в течение двух недель. В этом случае со мной свяжутся для оплаты штрафа.
Пару слов о машине. Вначале ложка дегтя. Я так и не смог найти удобного положения для своего тела. Не получилось у меня держать голову на подголовнике, а поясницу на спинке, сколько бы я не пытался это сделать. Шумоизоляция невнятная. В общем-то, она почти отсутствует. Эргономика тоже так себе, управление приборами мне было слишком непривычно. И включение света поворотной ручкой (постоянно про это забывал и оставлял включенными габариты), и включение дворников движением ручки вверх, и отсутствие кнопок задних стеклоподъемников на водительской двери.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42906.jpg)
И отсутствие замочной скважины на правой двери (а бензобак-то справа, на заправке, когда хочешь закрыть машину, чтобы заплатить, нужно пару раз обойти машину). В идеале, именно на Белорусских дорогах машине просто необходим круиз контроль, просто незаменимая штука, которой на моей машине не было. Так же ну очень не хватало, особенно по началу, подлокотника справа. Ну и что бесило невозможно - я не мог совладать с климатической установкой. Такого у меня не было никогда и ни на какой машине. Она тупо потела. Потел лоб, потели боковые стекла. Причем могло потеть изнутри, я перенаправлял потоки, начинало потеть снаружи (в машине только кондиционер). Это просто вводило меня в ступор.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42902.jpg)
К слову, жара стояла за 30, кондиционер справлялся. На максимуме, но в целом справился. Понимаю, что часть проблем относится лишь к данной комплектации. Тем не менее, это мне не понравилось.
Что понравилось. Тандем мотор-коробка работает достаточно шустро. Высшие три передачи переключаются незаметно, что вверх, что вниз, позволяя не сильно напрягаться с разгоном при обгоне. И ещё спорт режим, который я включал лишь побаловаться, так как большого эффекта не заметил (да и старался не допускать таких ситуаций, когда он мог реально пригодиться). Неплохая управляемость, в какой-то степени даже азартная. В один момент я даже прекратил притормаживать в поворотах, а Поло продолжал в них входить. Надоело, поехал поспокойнее. Ну и расход. На 1300 пройденных километров я потратил 75 литров 95 бензина. Что можно округлить до 6 литров на 100 км. Вполне неплохой результат.
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42897.jpg)
Инфраструктуры на трассах вполне хватает. Заправки есть. Плохого топлива нет. Верхний порог цены установлен государством и составляет 1,25 за литр 95 и 1,17 за литр 92. Дешевле продавать можно. Дороже — нет.
Какие выводы? Да не знаю. Мне очень понравилось. И страна, и отношение людей к тебе на дороге, и сами дороги. Готов повторить и сделаю это с большим удовольствием. Про достопримечательности напишу отдельным постом, если кому-то будет интересно, но позже. Пока просто не хватает времени. Тогда уже и оформлю пост в блоге.
Ну и, самое главное, попав в Беларусь, больше не стать рублевым миллонером. На сегодня 1 их рубль равен примерно 30,5 нашим.
Ну и напоследок, моя уставшая моська рядом с боевым товарищем
![Изображение](https://www.car72.ru/images/photo/2017/08/l_42920.jpg)