Согласно п. 9 ст. 20 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Такое решение принимается консилиумом врачей, а в случае если собрать консилиум невозможно — непосредственно лечащим (дежурным) врачом.
Поскольку коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, то пациенты, у которых выявили вероятность инфекции, вызванной 2019-nCoV, обязаны исполнять предписания, устанавливающие ограничительные мероприятия. Необходимость соблюдения предписаний регламентирована также в статье 33 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно статье 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или административный штраф от 100 до 500 рублей.Согласно статье 27 Конституции РФ, физические лица, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право на свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства. Однако Конституция гарантирует каждому право на охрану здоровья. Сохранение и укрепление здоровья граждан является обязанностью государства. Что предполагает необходимость применения к гражданам, страдающим инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и не соблюдающим правила, позволяющие предотвратить возникновение заболеваний у других лиц, мер государственного принуждения.
Сейчас основанием для экстренных карантинных мер является постановление главного государственного санитарного врача от 31 января 2020 года. В соответствии с этим постановлением, граждане России, которые вернулись из КНР, могут не обеспечиваться непрерывным медицинским наблюдением в обязательном порядке. Есть лишь рекомендация «о медицинском наблюдении по месту жительства или изоляции за лицами, возвращающимися из КНР, в течение 14 календарных дней».
Есть еще одно постановление — о подготовительных мероприятиях в связи с коронавирусной инфекцией от 24 января 2020 года. С учетом положений ст. 33 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оно позволяет организовать недобровольную госпитализацию или изоляцию в порядке, установленном законом. Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 51 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», правом на подачу административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию в недобровольном порядке наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.
С учетом постановления от 31 января при наличии медицинских оснований врачи обязаны обратиться в суд с административным иском о госпитализации в недобровольном порядке. Аналогичные полномочия с учетом распоряжения от 31 января имеют и прокуроры. При рассмотрении иска судья должен определить срок госпитализации исходя из времени, необходимого для обследования или лечения ответчика — с учетом сведений о состоянии его здоровья и требующемся курсе лечения.
Если за отведенный судом срок принудительной госпитализации гражданина не успеют вылечить, то из медицинской организации должны обратиться с подобным иском повторно. Если лечение закончится раньше, то руководитель медицинской организации может своим решением прекратить госпитализацию. Такое решение можно оспорить в судебном порядке.
До получения судебного акта медицинская организация не вправе удерживать гражданина силой. Однако в некоторых учреждениях, чтобы граждане не «сбегали», их предупреждают о возможной ответственности как по пункту 8.1 статьи 19.5 КоАП, так и по статье 236 УК РФ — в случае наступления тяжких последствий.[spoiler]