"- Олег, у тебя Лиана шумит?"
"- Шумит, конечно" (лиановодам хорошо известно, что шумность - это один из немногих "пунктиков" Лианы, не позволяющих переквалифицировать ее из "очень хорошего автомобиля" в "идеальный автомобиль"...)
"- Ну, так давай ей шумку сделаем..."
и объяснил мне, есть какая-то новая методика снижения шумности, причем вес материалов - всего сотня граммов (!). Что, мол, это будет эксперимент, и моя Лиана - подходящий лабораторный кролик.
"- если получится, будем ставить такую шумку на "котлеты""...
Ну разве я мог от такого отказаться? Интересно ведь! Я сам когда-то, будучи студентом, два года проработал в акустической лаборатории НПО "Энергия" и занимался как раз проблемой подавления шума (правда, в космических аппаратах). Поэтому не понаслышке знал, что такое борьба с шумом. Знал также, что вес нормальной виброизоляции и шумопоглотительных материалов - уж никак не сотня граммов, а килограммы, а то и десятки килограммов… а еще - полная разборка салона… и десятки человекочасов… и куча бабла за все это удовольствие… В общем, я не мог не заинтересоваться. Но отношение к стограммовой шумке у меня было довольно скептическое… Но сладкое слово «халява» решило исход моих недолгих размышлений. "Конечно же, еду! Нивапрос! Куда-когда!..."
И вот сегодня как штык я был в АвтоДине, где меня уже поджидали трое…
"- мы будем делать вовсе не классическую шумоизоляцию, более того, - тише шум практически не станет, но мы сделаем так, что шум тебе понравится…" – сказала Светлана.
"- Ведь что такое шум?" – продолжила объяснять она, видя мое изумление - "Это звуки работы двигателя, подвески, агрегатов, и.т.п, но эти полезные и информативные звуки многократно отражаются внутри автомобиля, к ним добавляется многоголосый хор дребезжащих пластиковых панелей, элементов кузова и т.д... И ведь у каждой железки есть набор частот, на которых она резонирует, и если она начнет вибрировать на этой частоте, то появится новый паразитный звук. Все это смешивается в невообразимо сложную какофонию – это и есть автомобильный шум. Обычно его давят шумопоглотителями, борясь с интегральным уровнем шума. Это неправильно! Ведь заглушенный шум остается всего лишь шумом… Мы пойдем другим путем. Мы послушаем твою машинку, мы поймем, что именно резонирует в ней. Мы откорректируем резонансные частоты, мы очистим звуковой фон в машине от посторонних звуков. Перестанут "петь" детали кузова, панели салона. Останутся только чистые звуки. Звук мотора, звук шелестящих шин, свист ветра… А потом мы улучшим эти звуки. Мы сделаем их красивыми. Из шума мы сделаем звук, а звук мы сделаем музыкой…
Я был заинтригован… Нахаляву, как известно, и уксус сладкий – вперед, ребята, работайте. Некоторое время, распугивая охранников, мы катались по территории АвтоДины. Потом поехали на МКАД. Мои неутомимые спутники вслушивались в звуки, издаваемые Лианкой, просили ехать с разной скоростью, останавливали меня, пересаживались с места на место: "ага, с кресла давит…", "а полка, полка, послушай…", "заднее стекло…", "а если тут пальцем прижать…", "а это что за фигня дребезжит…", "а фон тут какой, нет, ты голову сюда засунь…". Наконец мы вернулись в АвтоДину, и закипела работа.

На выявленные источники паразитных шумов клеились «корректоры вибрации» - это такой кусочек пленки, окрашенный в несколько слоев специальным составом.

Особое внимание было уделено задней полке, фальшполу багажника, обшивки задней двери и вообще – дверей.

Корректорами обклеили весь бардачок, торпедо проклеивали особо тщательно. Здорово "досталось" сиденьям. Оказывается кресла – один из важнейших источников шума. Несмотря на свою мягкость, они способны передавать микровибрации сидящему на них человеку, и эти микровибрации, передаваясь на череп, воспринимаются как шум…

Была проклеена рулевая колонка, кожух коробки передач, передние и задние стойки… Под капотом виброкорректорами усилили стенку моторного отсека. Эти корректоры приклеивались особенно тщательно – "мы ими будем регулировать звук мотора" – было пояснено мне. Мне, бывшему акустику, все это действо казалось каким-то шаманством, но все делалось настолько уверенно, что я поймал себя на мысли, что «шаманы» знают свое дело...
Наконец, через два часа мне объявили, что первая фаза борьбы с паразитными вибрациями закончена. Мы завели двигатель. Первым сильным впечатлением стало то, что кресло подо мной не дрожало. Я и раньше не замечал, что оно дрожало, но именно теперь понял, что вибрации от него были, зато теперь их нет. Это было очень приятно -нарезать круги по двору АвтоДины и ощущать полный покой в своей пятой точке… Следующее, что стало понятно – стало очень легко говорить. Оказывается раньше приходилось непроизвольно повышать голос. А сейчас можно было говорить совершенно спокойным голосом, несмотря на то, что мотор тише не стал – он как раз стал прослушиваться более детально. Исчез какой то ранее постоянно присутствующий незаметный гул, и все звуки в автомобиле стали очень детальными. В чистом звуке мотора появились новые нотки, которых раньше я не слышал. Было слышно, скрипят под колесами камешки, как веет воздух из вентиляции, как в банке с жвачкой конфеты позвякивают друг о друга. Мы вышли на МКАД. Светлана и Вадим обсуждали как они будут менять тембр мотора, как будут улучшать звучание штатной магнитолы. А я ВКУШАЛ звук. Мне нравилось. Оказывается можно сделать так, что скорость машины будет за 160, а рев движка не будет мешать говорить, ведь мотор и голос никак не пересекаются по частотам.

Когда мы вернулись в АвтоДину, из машины Вадима были извлечены новые наклейки. Это были "корректоры звука".

Структура этих наклеек была довольно сложной – несколько слоев акриловой смеси, напыление с насечками из какого-то песка, и довольно своеобразный цветной узор, похожий на мандалу. Звукокорректор был покрыт лаком. Светлана объяснила, что таким же лаком покрывают виолончели. Потом началось настоящее волшебство: на виброкорректоры специальным маркером наносили точки и двигатель менял тебр своего голоса... Три звукокорректора до неузнаваемости улучшили звучание штатной магнитолы. Я не верил своим ушам. И свои глазам. Происходило то, чего не должно было происходить…
"Все что мы делаем – никак не выходит за рамки обычных законов физики"- говорила мне Светлана. – "Это вовсе не мистика – просто человеческий слух тоньше любого прибора. Прежде чем заняться облагораживанием звука автомобилей, я долго занималась настройкой музыкальных инструментов, выведением звука прецизионной элитной аудиотехники, настройкой студий, домашних кинотеатров, в нашем активе – даже концертный зал. С этим багажом знаний мы и пришли в автоакустику, и стали пользоваться довольно неожиданными - "неинженерными" методами. Просто есть тонкости, понимание которых приходит с опытом." Я соглашался со Светланой, - это понимание называется мастерством. Просто порой мастерство и волшебство – почти синонимы. Для меня сегодняшний день был днем маленького чуда.
Что я имею в итоге. Кажется – ничего не изменилось, но потом понимаешь - изменилось все! Лианке поставили звук, как хорошей музыкальной студии. И как в хорошей музыкальной студии в ней есть великолепные музыканты: двигатель, коробка передач, подвеска, колеса и дорога под колесами. И поверьте, слушать музыку этих исполнителей – одно удовольствие. А когда я стою, и мотор заглушен, я включаю штатную магнитолу – это изумительно!
Я хотел бы поблагодарить Светлану и Вадима за отличную работу и ощущение маленького чуда. Также огромное спасибо компании АвтоДина за финансирование этого эксперимента. А еще спасибо Валере за то, что не забыл, что Лиана – довольно шумная машинка.
Скока это удовольствие будет стоить? Я думаю, что АвтоДина скоро объявит. Но не думаю, что очень дорого.
Требуется ли разборка салона? Нет. Хотя я попросил несколько виброкорректоров для проклейки обшивки дверей и крыши. Дойдут руки - разберу и проклею.
взято отсюда http://www.suzukovod.ru