Сообщение xatab10913 » 24 сен 2013, 22:06
Для чего нужен лямбда зонд в автомобиле
Сегодня, в современных автомобилях различных датчиков установлено огромное количество и во всех узлах. В данной статье пойдет речь о лямбда зонде, зачастую его называют датчиком кислорода. Бывает, неожиданно падает тяга у автомобиля, а расход топлива увеличивается так, что начинаешь искать дырку в топливной магистрали или бензобаке. После без успешных поисков прямая дорога в мастерскую, там недолго думая говорят: «лямбда зонд неисправен» и уж тут необходима его замена. Добравшись до магазина автозапчастей возникает вопрос «а поможет замена?». Хорошо если после замены поможет, а вдруг нет? Ниже Вы узнаете как работает и на что влияет работа лямбда зонда.
Лямбда зонд (датчик кислорода)Лямбда зонд «нюхает» выхлоп, а для чего мы сейчас разберемся. Экологи давно начали бороться за чистоту на планете и не обошли автомобили. Благодаря постоянному ужесточению норм выхлопа, законом предписано достаточно давно, обязательная установка каталитического нейтрализатора, в обиходе его называют катализатором. Катализатор предназначен для уменьшения содержания вредных веществ в выхлопе автомобиля. Но из-за конструктивных особенностей катализатор работает в определенных условиях. Для поддержания этих условий и необходим лямбда зонд, для постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси.
Свое название лямбда зонд получил из греческого алфавита, от буквы Лямбда. У автомобилистов Лямбда означает коэффициент избытка кислорода в топливо воздушной смеси. Давно известен оптимальный состав этой смеси 14,7 частей воздуха к 1 части топлива. Диапазон эффективной работы катализатора очень узкий в 1 части топлива погрешность допускается 1 сотая. Такую точность поддержать, возможно, только при помощи электронного впрыска топлива и обратной связи с лямбда зондом.
Излишки кислорода в топливо воздушной смеси измеряется за счет определения в выхлопе остатков кислорода, именно поэтому лямбда зонд установлен в выпускном коллекторе перед катализатором. Сигнал с лямбда зонда поступает в блок управления впрыска, а он уже корректирует состав смеси, изменяя количество впрыскиваемого топлива. В последнее время все чаще появляются автомобили с двумя датчиками кислорода, второй датчик стоит после катализатора, для еще более точного контроля и корректировки топливо воздушной смеси.
Принцип работы лямбда зонда (датчика кислорода)Принципиально лямбда зонд устроен на основе гальванических элементов с твердым керамическим электролитом из диоксида циркония. Керамика покрыта оксидом иттрия, а сверху напылены токопроводящие пористые платиновые электроды. Один электрод «вдыхает» выхлоп, а второй получает воздух из атмосферы. Измерять лямбда зонда начинает только после прогрева до 300-400 градусов Цельсия. В этих условиях циркониевый электролит начинает проводить сигнал, а благодаря разнице внешнего воздуха и воздуха оставшегося в выхлопе приводит к появлению на электродах выходного напряжения. При запуске холодного двигателя впрыск работает без датчика кислорода опираясь на другие датчики двигателя и алгоритм прошивки в блоке управления. Особенность данного лямбда зонда это скачкообразное изменение напряжения на выходе при небольших отклонениях состава смеси от идеального всего на 3 сотых.
Помимо циркониевых датчиков есть датчики на основе двуокиси титана. Они работают по принципу изменения объемного сопротивления при изменении содержания кислорода в выхлопных газах. В итоге получается, что данный тип датчиков не может генерировать ЭДС, так же имеют сложную конструкцию. Даже не смотря на то, что они используются у различных ведущих мировых автопроизводителей, распространения они не получили.
Так же бывают датчики кислорода с дополнительным подогревом для скорейшего выхода в рабочий диапазон и соответственно более точного отражения параметров.
Выхлопные газыНу вот теперь самое интересное, если лямбда зонд отказал и начал выдавать неправильные показания для бортового компьютера, тогда компьютер работает по средним параметрам и топливо воздушная смесь будет отличаться от идеальной. Тут уже начнется увеличение расхода топлива, неустойчивые холостые обороты, ухудшение разгона, но автомобиль при этом будет способен передвигаться. На некоторых моделях автомобилей при выходе лямбда зонда из строя бортовой компьютер начинает так «лить» топливо, что стрелка уровня топлива падает на глазах.
Причин по которым лямбда зонд выходит из строя множество, например он может всего лишь потерять малую часть чувствительности или упадет быстродействие, тут уже без специального оборудования и специалистов достаточно трудно определить неисправным лямбда зонд. Заменять его необходимо только аналогичным, в случае имитации датчика или подмены «левым» следует учитывать что он просто напросто не будет учитываться бортовым компьютером в расчете приготовления топливо-воздушной смеси.
Если на автомобиле установлено два датчика ситуация будет еще хуже, если откажет второй датчик добиться какой либо корректной работы двигателя невозможно, автомобиль может передвигаться только на буксире или в кузове эвакуатора. Лямбда зонд один из самых уязвимых датчиков. Его ресурс редко составляет 100 000 км. Плохие поршневые кольца, богатая смесь, пропуски зажигания сильно уменьшают его ресурс, а заправка этилированным бензином приведет к скорой поломке датчика, так как содержащийся свинец «убивает» платиновые электроды за одну две заправки таким бензином.