LADA Samara стала первым серийным переднеприводным автомобилем АВТОВАЗа. Мировая тенденция перехода на передний привод наметилась к концу 70-х годов. Внедрение переднеприводной компоновки позволяет увеличить полезное пространство автомобиля, снизить массу, повысить экономичность. Преимуществом переднеприводных автомобилей стали также лучшая управляемость и устойчивость. Для АВТОВАЗа внедрение переднеприводных моделей означало и возможность технологического перевооружения. Первый эскиз компоновки переднеприводной «Лады» был представлен весной 1977 года. Первый опытный образец автомобиля был изготовлен в декабре 1978 года. В 1979 году руководство страны приняло решение о постановке автомобиля на производство – но возникла необходимость привлечения зарубежного партнёра для ускорения доводки автомобиля и освоения его выпуска. В 1980 были подписаны контракты с фирмами Porsche (консультант по конструкции) и UTS (консультант по технологии, дочерняя фирма FIAT). «Проект «Самара» был уже частично в разработке инженеров АВТОВАЗ, когда мы к нему подключились. Речь шла о том, чтобы поднять этот автомобиль до высочайшего западного уровня», - вспоминал представитель фирмы «Порше» В.Гориссон. Сотрудничество с этой немецкой инжиниринговой фирмой продолжается и сегодня.
Для LADA Samara было приобретено более 20 лицензий у различных зарубежных фирм, в том числе – на реечное рулевое управление сцепление, передние дисковые тормоза, подвеску типа МакФерсон, замки дверей, шины и др. К 1984 году был создан переднеприводный автомобиль, который не только отлично подходил для работы в российских условиях, но и полностью соответствовал международным требованиям, предъявляемым к автомобилям такого класса. Благодаря хорошим ходовым качествам LADA Samara на многие годы стала любимицей автомобилистов и популярной машиной для спортивных соревнований.
В 1991 году было принято решение об обновлении семейства «Самара». Машины получили новую переднюю часть кузова, новые бамперы, светотехнику, обтекатели порогов, обновленную панель приборов и обивки дверей. Повысился комфорт благодаря таким нововведениям как поперечина панели приборов (снижает вероятность возникновения нефункциональных шумов), отопитель новой конструкции и регулируемая по углу наклона рулевая колонка. В 1997 году начался выпуск второго поколения LADA Samara. Сначала в серию пошел седан, затем его дополнили 3- и 5-дверные хэтчбеки. Седан был снят с производства в декабре 2012 года, 3-дверный хэтчбек – летом 2013 года, в декабре 2013 года АВТОВАЗ окончил выпуск 5-дверного хэтчбека LADA Samara.
Гамма двигателей LADA Samara
ВАЗ 2108: 1,3 л мощностью 63 л.с. (карбюратор)
ВАЗ 21081: 1,1 л мощностью 53 л.с. (карбюратор)
ВАЗ 21083: 1,5 л мощностью 68 л.с (карбюратор)
ВАЗ 2111: 1,5 л мощностью 77 л.с. (распределенный впрыск)
ВАЗ 415: 1,3 л, роторно-поршневой, мощностью 140 л.с. (карбюратор)
ВАЗ 11183: 1,6 л мощностью 81 л.с. (распределенный впрыск)
LADA Samara: модельный ряд и хронология
Первое поколение
LADA 2108 (ВАЗ-2108). Трехдверный хэтчбек. Годы выпуска: 1984-2004. Изготовлен 884 651 автомобиль.
LADA 2109 (ВАЗ-2109). Пятидверный хэтчбек. Годы выпуска: 1986-2006. Выпускалась не только на АВТОВАЗе, но и на сборочных площадках в Сызрани, украинских городах Луцке, Херсоне, Запорожье, а также в Финляндии. С учетом сборочных комплектов изготовлено 1 615 995 автомобилей.
LADA 21099 (ВАЗ-21099). Седан. Годы выпуска: 1990-2008. Собиралась на АВТОВАЗе, а также в Луцке, Херсоне и Запорожье (Украина), в Усть-Каменогорске (Казахстан). С учетом сборочных комплектов изготовлено 1 040 475 автомобилей.
Второе поколение
LADA Samara седан (2115). Годы выпуска: 1997-2012. С учетом сборочных комплектов изготовлено 752 957 автомобилей.
LADA Samara 5-дверный хэтчбек (2114). Годы выпуска: 2001-2013. С учетом сборочных комплектов изготовлено 923 930 автомобилей (данные на ноябрь 2013 года)
LADA Samara 3-дверный хэтчбек (2113). Годы выпуска: 2004-2013. С учетом сборочных комплектов изготовлено 73 039 автомобилей.
Мелкосерийные модели
LADA 1706 «Челнок». 2-местный фургон. Выпускался в 2000-2003 годах в опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа и на фирме «Лада-Тул». Колпак грузового отделения выполнен из стеклопластика, имеет откидывающуюся вверх заднюю дверь.
LADA Samara 16V. Выпускалась с 2010 года на фирме «Супер-Авто» (Тольятти). Как следует из названия, автомобиль оснащался 16-клапанным мотором. Применялись 2 модификации двигателя – 21124 (тяжелая шатунно-поршневая группа) и 21126 (облегченная шатунно-поршневая группа). Автомобиль выпускался в 3 типах кузова – седан, 3- и 5-дверный хэтчбеки.
ВИС 2347. 2-местный пикап, выпускался на тольяттинской фирме ВАЗинтерсервис. Отличительная особенность – полурамная компоновка (грузовая платформа располагается на подрессоренной раме, которая соединена с кабиной от LADA Samara 1-го или 2-го поколения). Запасное колесо – полноразмерное, размещено в полураме кузова. Грузоподъемность – до 500 кг.
ВИС 2348. 2-местный полноприводный пикап на базе узлов и агрегатов LADA 4х4, с кабиной LADA Samara. Оснащался двигателем объемом 1.7 литра (81 л.с.) с электронной системой управления. Запасное колесо – полноразмерное, размещено в полураме кузова. Грузоподъемность – до 500 кг.
LADA 210934 (210834) «Тарзан». Автомобиль оригинальной рамной конструкции. Полный привод, силовые агрегаты LADA 4х4, кабина от LADA 2108 или LADA 2109. Выпускался фирмой «Лада Консул». На его базе также был создан коммунальный автомобиль для уборки улиц «УТС» (универсальное транспортное средство).
LADA 2109-91 (2108-91, 21099-91). Автомобили с роторно-поршневым двигателем для спецслужб. Выпускались на АВТОВАЗе.
http://www.lada.ru/cgi-bin/xml1.pl?step=view_one_news&bind1=121

