Ирбитский государственный музей мотоциклов: прошлое и настоящее ИМЗ…

Автомобильные новости Тюмени, России и мира
Автоновости
Автоновости
Автоновости
Сообщения: 11466
Зарегистрирован: 10 авг 2005, 00:00
Рейтинг: 21 651
Репутация: +8

Ирбитский государственный музей мотоциклов: прошлое и настоящее ИМЗ…

Сообщение Автоновости » 03 ноя 2015, 14:26

Ирбитский государственный музей мотоциклов: прошлое и настоящее ИМЗ…
Изображение
Город Ирбит носит статус неофициальной мотоциклетной столицы России благодаря своему мотозаводу и вполне логично, что заводская коллекция мотоциклов стала основой для музея. Между прочим, единственного государственного музея мотоциклов в стране!

От Тюмени до Ирбита менее 200 километров и этот путь хотя бы раз должен проделать каждый если не байкер, то любитель техники. Дорога идёт в удовольствие, а посещение Ирбитского государственного музея мотоциклов не разорит ценами на входной билет и на персональную экскурсию – на рассказе гида настоятельно рекомендуем не экономить, поскольку без информационного сопровождения и возможности получить исчерпывающие ответы на интересующие вопросы путешествие можно считать бессмысленным. Ну а на память можно привезти фирменные сувениры, фотографии и, конечно, яркие впечатления – даже знатоки смогут открыть для себя немало нового!
Изображение Изображение
Начать стоит с главного: ИМЗ – жив! Да, сейчас мотоциклы расходятся из Ирбита далеко не теми тиражами, что в былые годы, но купить новый «Урал» можно, имея на руках от полумиллиона рублей. Опции и допоборудование легко поднимут эту цену ещё на несколько тысяч, однако ценителей техники это не останавливает. Во-первых, мотоциклы модернизируются и сейчас уже оснащаются деталями и узлами всемирноизвестных компаний, как то Brembo, Mikuni, Denso, Bosch и иже с ними. Во-вторых, сборка в полном смысле слова ручная – каждый экземпляр собирается на заказ, что обеспечивает высокое качество. В-третьих, где вы ещё найдёте мотоцикл с приводом на колесо коляски? Всё это обеспечило невероятный спрос на «Уралы» за границей и 99% продукции уходит на экспорт – иностранцы ценят новые «железные» мотоциклы с простой и выносливой конструкцией по относительно невысокой цене, а их ретро-дизайн считается фишкой, которую завод активно эксплуатирует, периодически предлагая спецверсии, не лишённые порой самоиронии. Что говорить, если в Интернете периодически всплывают фотографии голливудских звёзд в седле ирбитских мотоциклов – один только Бред Питт имеет в своём гараже не один «Урал» и с удовольствием на них ездит! На заводе об имеющемся положении дел говорят с гордостью и одновременно лёгкой ноткой грусти, ведь некогда гигантское производство сейчас еле теплится и в России уже практически никому не нужно…
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Об этом можно судить и по тому, где находится музей – он ютится в обычном на вид здании, с магазинами на первом этаже и если бы не скромная вывеска, то догадаться об экспозиции было бы практически невозможно. За дверью скрыт зал, вмещающий в себя несколько десятков мотоциклов и витрин с самыми разными экспонатами. При входе посетителей встречает стенд с проектом здания музея – с 2008 года дело так и не тронулось с мёртвой точки, а с каждым новым годом сумма строительства растёт и растёт… Вот и получается, что уникальное собрание техники показать негде – лишь малая часть мотоциклов находится в общем доступе, а львиная доля экспонатов, включая коллекцию двигателей, пылится в запаснике. Попасть туда можно, но лишь по отдельной договорённости и без шансов на фото-видео съёмку даже за доплату. Но работники музея не теряют энтузиазма и верят, что когда-нибудь мечта станет реальностью, а пока приходится довольствоваться тем, что есть.

История ИМЗ берёт своё начало в годы Великой Отечественной войны, когда в Ирбит был эвакуирован Московский мотозавод. В кратчайшие сроки буквально под открытым небом организовали производство M-72 – точной копии немецкого BMW R71.
Изображение Изображение
Так вышло, что мотоцикл противника оказался наиболее подходящим под требования военного времени – через посредников были закуплены пять экземпляров, которые пристально изучили и разобрали до мельчайших деталей, чтобы запустить в производство. Один мотоцикл остался в качестве эталона и его можно увидеть в экспозиции вместе с «преемником». Вот так на территории пивоваренного завода и автоприцепного завода и родился Ирбитский мотоциклетный завод…

Естественно, развитие мотоциклов не стояло на месте, поэтому завод закупал иностранные образцы для понимания вектора движения зарубежных коллег – наиболее удачные решения находили свою реализацию в продукции ИМЗ, а техника уходила в запасники. Вот откуда в экспозиции Harley-Davidson WLA 42, Royal Enfield J, NSU 601 OSL, Zundapp K-500, BMW R12, BMW R75, BSA Lightning, Vincent Rapid B, Gilera Saturno Sport, Honda Gold Wing и это лишь те иномарки, что выставлены в экспозиции! Все мотоциклы находятся в максимально аутентичном состоянии и иностранные делегации, которые периодически посещают музей, выражают своё восхищение сохранностью экспонатов и их редкостью – некоторых экземпляров нет даже на родинах марок! Сохранить всё это удалось благодаря администрации Ирбита, выкупившей в смутные времена уникальную коллекцию у собственников ИМЗ (им, кстати, в данный момент является американец) – это спасло мотоциклы от растаскивания и позволило создать интереснейшую экспозицию.
Изображение Изображение
Во время экскурсии можно познакомиться, во-первых, с историей самого завода, во-вторых, с серийными и экспериментальными моделями ИМЗ, в-третьих, с зарубежными мотоциклами, а также с экспозициями, посвящёнными байкерской жизни и мотоспорту в Ирбите. Например, как вам первый серийный чоппер из России «Волк», к которому имеют непосредственное отношение и небезызвестный в наши дни «Хирург» и Владимир Путин? Последний даже в 2000 году посидел на том экземпляре, что ныне выставлен в музее и посетителям дозволен присесть на седло, где полтора десятка лет назад сидел наш президент…
Изображение Изображение
А как вам информация о том, что ирбитчане на ИМЗ-8.103.10 в 1993 году установили рекорд Гиннесса по безостановочной езде на протяжении 25 505 км? Дозаправлялись на ходу, колёса и свечи меняли тоже не сбавляя хода – рекорд не побит до сих пор.
Изображение Изображение
Что касается экспериментов, то некоторые экземпляры были очень современными для своего времени, а иные образцы смотрятся актуально и сейчас, однако проблема в финансировании завода поставила крест на многих разработках, включая версию для милиции и капотированный «колясыч», так что в наши дни приходится «довольствоваться» изрядно модернизированным M-72 начала 40-х годов прошлого века…
Изображение Изображение
Естественно, о богатой истории мотоспорта в музее не умолчали – не один час можно потратить за изучением кубков и медалей, завоёванных гонщиками из Ирбита на технике ИМЗ во внедорожных и шоссейно-кольцевых гонках, на осмотре уникальных гоночных мотоциклов, большая часть которых официально является национальным достоянием России!
Изображение Изображение
Из рассказов и личного знакомства с мототехникой становится наглядно понятно, какие мастера работали на заводе в годы его расцвета – по уровню технических решений всё на высоте и не хуже, чем у зарубежных аналогов. Важно, что каждый из экземпляров находится в рабочем состоянии и периодически принимает участие в различных выездных выставках и парадах.
Изображение Изображение
В общем, компактная на вид экспозиция может увлечь на целый день – осмотреть серийные мотоциклы и те, что опередили своё время, но не встали на конвейер; неповторимые кастомы и созданный специально для цирка легендарного Юрия Никулина спецмотоцикл; вглядеться в развешанные по стенам эскизы и разложенные в витринах фотографии и исторические документы; просмотреть видеосюжет о Книге рекордов Гиннеса и изучить стенды с байк-движением в Ирбите; восхититься славными страницами спортивной истории ИМЗ и местных гонщиков; открыть для себя, что мотозавод работал и над автомобилями… Пересказывать всё нет смысла – и словами не передать, что можно увидеть, да и экскурсоводы расскажут обстоятельнее и точнее.
Изображение Изображение
С 2004 года, когда официально был открыт Ирбитский государственный музей мотоциклов, поток посетителей не иссякает, чему мы лично были свидетелями. И все, все без исключения, после осмотра экспонатов горестно замечают в полголоса – какой завод мы потеряли… Ну а пока ещё работают энтузиасты своего дела и поклонники ирбитских мотоциклов, жив и музей. Другое дело, что так не скажешь о самом ИМЗ – судя по экспозиции, прошлое у завода великое, настоящее уже вызывает опасения, а о будущем даже страшно подумать. Хотя старенькие «Уралы» в изобилии встречаются на улицах Ирбита что летом, что зимой, а это всё-таки знак качества и востребованности, пусть и своеобразный.
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение

 

atmicandr
Пилот
Пилот
Сообщения: 4855
Зарегистрирован: 08 июл 2013, 00:00
Награды: 1

Я езжу на: Лада (ВАЗ) 2114

Рейтинг: 18 255
Репутация: +20

Ирбитский государственный музей мотоциклов: прошлое и настоящее ИМЗ…

Сообщение atmicandr » 03 ноя 2015, 14:37

Если что, то в навигаторе набейте адрес: город Ирбит, ул Советская 100А... Ну и вэлком! :rider: :rider:
"У принца Лимона всё наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане" (с) Дж. Родари "Приключения Чипполино"