22 марта 1943. Хатынь
В этот день в 1943 году украинскими националистами под руководством немецких фашистов была уничтожена белорусская деревня Хатынь.
За три года оккупации фашисты уничтожили в Белоруссии около 9200 населенных пунктов, причём 5295 из них — со всем или частью населения. 511 населённых пунктов так и не возродились после войны. Символом всех сожжённых гитлеровцами белорусских деревень стала Хатынь. Последним днем этой деревни, находившейся немногим более чем в полусотне километров от Минска, стало 22 марта 1943 года.
До 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. До Хатыни гитлеровцы добрались к вечеру 22 марта. Особо не разбираясь в обстоятельствах, они выгнали всех жителей деревни из домов, собрали их в сарае, который, обложив соломой и облив бензином, подожгли.
Убежать из деревни удалось только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу.
Из горящего сарая удалось выбраться ещё двум девушкам: Марии Федорович и Юлии Климович. Но судьба не проявила благосклонности к ним — они погибли вместе с подобравшими их жителями деревни Хворостени, которая вскоре также была сожжена фашистами.
Из детей, находившихся в сарае, чудом удалось выжить только двоим — семилетнему Виктору Желобковичу и двенадцатилетнему Антону Барановскому.
В огне Хатыни погибли 149 жителей деревни, 75 из которых — дети до 16 лет. Самому младшему из них только исполнился год.
Из охваченного пламенем строения живым удалось вырваться только одному 56–летнему Иосифу Каминскому. Среди тел погибших односельчан он нашел своего смертельно раненного в живот сына, который вскоре умер на руках у отца.
Долгие годы в энциклопедиях писали (да и продолжают писать) так: «Хатынь сожжена немецко–фашистскими захватчиками». В популярных очерках и путеводителях обычно упоминали зондербатальон эсэсовца Оскара Дирлевангера. Точности ради следует указать, что зла на Беларуси этот военный преступник действительно натворил немало. Однако именно в Хатыни самого Дирлевангера не было…
В Хатыни немцы именно близко стояли, поскольку являлись «параллельными» командирами (шефами) в 118–м батальоне охранной полиции (Schutzpolizei). Батальон этот начал формироваться весной 1942 года под Киевом из числа предателей, пленных и дезертиров и всякого уголовного сброда.
Всей операцией на месте руководили оба командира батальона — немец Эрих Кёрнери и Константин Смовский, поляк по национальности, в прошлом петлюровец.
Отдавал распоряжения, лично сгонял хатынских жителей и затем стрелял из автомата начальник штаба украинец Васюра.
http://www.khatyn.by/