Красота - такой же ресурс, как, например, здоровье или культура человека. Часть этих ресурсов женщина получает врожденно, а часть достигает определенным образом жизни и трудом. Красота - ресурс сложный. Большое значение имеют гены, но красота современной женщины во многом зависит от способов ухода за собой. И еще от критериев «оценщика и потребителя» этой красоты. Ведь именно «оценщики и потребители» определяют, является женщина худой или стройной, толстой или аппетитной и т.д. Обычные женщины (не психологи) выражают эту мысль проще: «На всякий товар есть свой купец, если в нужной ситуации снять трусы!» У нас много знакомых женщин, пытающихся определить, какая ситуация «нужная», а какая «не нужная».
Вот здесь и возникает все разнообразие социально-культурных ситуаций от публичного нудизма до ношения паранджи в общественных местах. И все, что между этими двумя полюсами находится. Ибо красота - ресурс важный, но рискованный (не зря красивые чаще обращаются к психологу). Еще красота - ресурс быстротечный. Красота - золотая пуля в магазине снайперской винтовки красивой женщины. Ствол этой винтовки направлен на толпу мужчин, и только стрелок знает, на чьем сердце остановился прицел. Когда и как нажать на курок (предъявить свою красоту мужчине) - это иногда вопрос жизни для стрелка-женщины. Промах может принести кучу неприятных последствий.
Две яркие женщины побывали у нас на психологическом приеме с интервалом в несколько дней. Обе красивы настоящей бесспорной красотой. Обе с высшим образованием. Обе с драматической судьбой. Обе замужем. Обе пришли поговорить о своем прошлом.
Первая женщина, сев на наш кожаный диванчик, мило попросила разрешения раздеться и снять трусы. Этим она сразу выделилась, т.к. ортодоксальные нудисты разрешения ни у кого не спрашивают, а демонстрируют свою наготу без спроса. Таких у нас было много на приеме. Но эта женщина спросила разрешения. Глядя на нее обнаженную, мы жалели, что мы только психологи, а не еще и живописцы. В дальнейшем разговоре наша клиентка выразила мысль: «Я знаю, что я красива. Почему бы не доставить удовольствие себе и людям. Я обнажаюсь публично, если люди не возражают. Мужчинам нравится смотреть на обнаженную красоту. Женщинам часто тоже. Мне приятны их заинтересованные взгляды. Я спрашиваю разрешения потому, что не хочу никого обидеть или оскорбить, а хочу доставить всем (и себе тоже) удовольствие, но при этом выразить уважение к традициям общения этих людей». Уходя, она спросила, не доставила ли она нам неудобств? «Нет!» - в один голос ответили мы оба. - «Разве красота и уважение могут доставить неудобства?!»
Вторая женщина пришла через несколько дней. Она попросила разрешения не снимать хиджаб. Разговор шел, в том числе и о сексе. Ей было трудно об этом говорить. Но хиджаб она не сняла. В разговоре мы спросили ее, почему она говорит на сокровенные темы, хотя ей это трудно, но не снимает хиджаб, хотя это вроде бы намного проще. Она выразила следующую мысль: «Я знаю, что я красива. И я достаточно свободна для женщин моей культуры. Я могу раздеться. Это не вопрос трудностей. Но если я уважаю чужого мужчину, с которым общаюсь, то в социальной ситуации я не буду перед ним раздеваться. Ведь темпераментному мужчине будет тяжело оставаться в рамках приличий. Перед чужим мужчиной я разденусь с легкостью, только если мне все равно, что он в этот момент чувствует. Если я это сделала, значит, я его не уважаю». Уходя, она спросила, не доставила ли она нам неудобств? «Нет!» - в один голос ответили мы оба. - «Разве красота и уважение могут доставить неудобства?!»
После приема за традиционной чашечкой чая мы между собой обсудили, какое поведение нас больше напрягло? Никакое. Ведь обе женщины подарили нам самое лучшее, что они могли подарить чужому человеку.