Моя эпопея с сабвуфером (слабонервным не читать)

Аудио-видео системы, акустика, головные устройства, усилители, аксессуары, шумоизоляция, материалы, соревнования по автозвуку и т.п.
Phreak
АвтоЗнаток
АвтоЗнаток
Сообщения: 471
Зарегистрирован: 04 окт 2005, 00:00
Рейтинг: 471
Репутация: 0

Моя эпопея с сабвуфером (слабонервным не читать)

Сообщение Phreak » 28 июл 2009, 23:32

Приветствую народ
решился описать, на какие жертвы приходится идти ради качественного звука в авто:)

Все началось довльно давно, во время покупки первой машины-седана (тойота королла). Уже тогда захотелось звука побасовей чем "штатный", и в багажник благополучно переместился самопальный домашний сабвуфер. В это же время друг подарил автомобильный моноусилитель-радиоконструктор на 70 ватт на микросхеме TDA1562. Подопытных можно видеть на фото

[img]http://img170.imageshack.us/img170/3703/67122306.jpg[/img]

[img]http://img170.imageshack.us/img170/6837/76384352.jpg[/img]

Сабвуфер был собран по схеме из инета:
[img]http://img32.imageshack.us/img32/2349/62912329.gif[/img]

Использовалась магнитола сначала Mystery, потом JVC. У обоих регулировка на линейных выходах осуществлялась по довольно примитивному принципу: вместе с регулировкой продольного баланса, т.е. вместе с громкостью задних динамиков. Но меня это устраивало, т.к. в королле были только передние динамики, и перекоса звука не было.

Итак, время шло, и месяц назад я пересел на Mitsubishi Pajero Io. Туда была установлена новая магнитола Sony GT427UE, самостоятельно протянуты звуковые экранированные провода в багажник. Перенесен сабвуфер и усилитель (тянуть силовые провода не пришлось, т.к. в багажнике паджеры очень удачно японцы разместили второе гнездо прикуривателя - оттуда и запитался. про потребляемую мощность - ниже). Ничто не предвещало беды...(с)
Включаем магнитолу - и получаем абсолютно паршивый бубнящий звук, очень тихий (соответствующая настройка на магнитоле SUB VOLUME на максимуме), а когда заводишь двигатель то в сабе появляются жуткие помехи от двигателя (звук, будто в багажнике установили второй двигатель:) )

Насчет громкости - ниже, а пока насчет бубнения: сразу было подозрение на смену кузова - универсал вместо седана. Также решил поиграться с длиной трубок сабвуфера и объемом его камер. Итак, вскрываем сабвуфер и перемещаем перегородку с динамиком ближе к центру, дабы увеличить малообъемную бубнящую камеру:

[img]http://img504.imageshack.us/img504/1116/24836906.jpg[/img]
Пока вскрывал посаженную на герметик крышку, разодрал палец до кости складным ножом. Тем не менее, продолжил в тот же день.
Трубка малой камеры была немного удлинена, обе трубки посажены на эпоксидку (раньше были просто плотно вставлены), саб скручен обратно. Фото пока без верхней крышки:
[img]http://img504.imageshack.us/img504/4016/33572872.jpg[/img]

Опять включаем музыку и опять провал: оказывается камеры саба, став почти одинаковыми по объему начали тупо гасить друг друга! А стоит закрыть ладошкой любую из труб и начинается мягкий качественный бас. Решаем проблему в лоб: отпиливаем лобзиком к черту малую камеру!
[img]http://img196.imageshack.us/img196/8673/57591845.jpg[/img]

В итоге получено почти то что надо, основные бубнения исчезли, да и саб компактнее стал. Оставались две проблемы - громкость и помехи.

Сначала начал бороться с помехами - спаял навесной LC-фильтр, теперь усилок питался через два конденсатора на 4700мкф, между которыми последовательно включен дроссель(то есть цепь: конден параллельно -> дроссель последовательно на "плюсе" -> конден параллельно). Закрепил все это самодельным хомутом внутри корпуса - и результат на твердую четверку - почти все помехи исчезли.

Вторая проблема вообще произошла оттого, что производители не могу договориться о стандарте напряжения выходного сигнала: на предыдущих магнитолах он был в районе 0.7-1 вольта, на соньке как положено - 0,25вольта. Экспериментировал сначала с готовым предусилителями от наушников с вибробасом - не пошло: звук получился какой то рваный и вообще "запирался" на большой громкости. Было решено купить модуль предусилителя Masterkit MK321 за 290руб. Модуль куплен в промэлектронике, установлен на стенку корпуса и подключен:
[img]http://img35.imageshack.us/img35/1605/20603113.jpg[/img]

Меня опять ждал облом сразу по двум направлениям: предусилитель слишком сильно усиливал, и 10-килоомного резистора на входе явно было недостаточно. Также снова вылезла проблема помех (из-за предусилителя, он более чувствителен к питанию). Было решено установить второй фильтр питания отдельно на предусилитель, а также подстроечный резистор уровня громкости:
[img]http://img198.imageshack.us/img198/800/92924425.jpg[/img]

питание предусилителя было организовано через балластный конденсатор, и питание через резитор (дабы колебания напряжения в сети, в т.ч. помехи не могли мгновенно менять напряжение на конденсаторе, а т.к. токопотребление предварительного усилителя в районе 2-10 миллиампер, питания через резистор 1 килоом вполне достаточно).

Итак, получился почти полностью рабочий агрегат. Но хотелось чего то большего... Басов помягче. и вот простейшее решение:
[img]http://img170.imageshack.us/img170/1859/15711681.jpg[/img]

выход магнитолы пускаем через балластный резистор (его роль выполняют два 10-кОм резистора, обхединяющих каналы) закорачиваем на массу конденсатором на 0.1мКф (кто не в курсе, на конденсаторе экспоненциально понижается сопротивление в зависимости от частоты). Таким образом мы оставили только самые низкие басы. Наконец можно закрутить крышку:
[img]http://img266.imageshack.us/img266/7741/32993628.jpg[/img]

Обещанное про энергопотребление: усилитель на 70 ватт, а динамик (из советской акустики S90) и вовсе имеет "номиналку" 30 ватт. на "реальных пацанов", измеряющих качество аудиосистемы количеством ватт (или киловатт) я внимания не обращаю. Они обычно не в состоянии отличить 128 кбит от 256, а также герцовку вообще любого саба, и не знают про бубнение. Я получил то что хотел - мягкий бас.
...aka Kazantip

 

bobhot
МегаГуру
МегаГуру
Сообщения: 10983
Зарегистрирован: 12 авг 2007, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 46 039
Репутация: +37

Сообщение bobhot » 28 июл 2009, 23:43

Phreak, послушать бы твое творение))))
Я с вами не ругаюсь и не спорю. Я просто подробно объясняю, почему я прав.

VLADi
АвтоСпец
АвтоСпец
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 12 дек 2008, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 1 698
Репутация: +3

Сообщение VLADi » 28 июл 2009, 23:46

интиресно..интиресно..а можно по конкретнее про помехи?а то тоже задолбало уже :(

ведмедь
АвтоЭксперт
АвтоЭксперт
Сообщения: 1329
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 00:00
Награды: 1

Я езжу на: Toyota Cynos, Toyota Duet

Рейтинг: 1 529
Репутация: +1

Сообщение ведмедь » 28 июл 2009, 23:50

Phreak, :zachot: сочуйствую,в свое время тоже покрутил-попилил этих ящиков.из инструментов-электродрель с железным корпусом(током била) и тупая ножовка :cherep: но в итоге ящики радовали звучанием :yes:

Добавлено спустя 6 минут:

VLADi, я так понял что он сделал отдельный фильтр питания на предусилитель,(причем не RC.a LC,что лучше.)как это и принято во всех магнитофонах и усилках. :up:
Изображение

ken669
АвтоЗнаток
АвтоЗнаток
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 12 фев 2009, 00:00
Рейтинг: 340
Репутация: 0

Сообщение ken669 » 28 июл 2009, 23:58

Phreak, :zachot:
┴═╦╕ АК-47
САМЫЙ РУССКИЙ АВТОМАТ !!!

Phreak
АвтоЗнаток
АвтоЗнаток
Сообщения: 471
Зарегистрирован: 04 окт 2005, 00:00
Рейтинг: 471
Репутация: 0

Сообщение Phreak » 29 июл 2009, 00:01

Да, в обоих случаях LC-фильтры, просто предусилитель еще и запитан через резистор, установленный ДО фильтра
...aka Kazantip

Mustang650
АвтоСпец
АвтоСпец
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 08 июн 2009, 00:00
Рейтинг: 816
Репутация: +1

Сообщение Mustang650 » 29 июл 2009, 00:05

Золотые руки :) :zachot:
Передний привод??? неа, не слышал=)

Соло
Автолюбитель со стажем
Автолюбитель со стажем
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 10 апр 2009, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 144
Репутация: 0

Сообщение Соло » 29 июл 2009, 00:26

Вот что значят руки, растущие из нужного места и голова на плечах!
Респектосы)
2xSA12D2<---Rockford Fosgate 1501bd

Русик
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 1542
Зарегистрирован: 30 мар 2008, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 2 692
Репутация: +6

Сообщение Русик » 29 июл 2009, 00:27

Молодец. Уважаю трудолюбие.
Пару вопросов. Сколько это дело обошлось в итоге? Не проще было купить обычный авто усь 2х канальный и динамик? В бюджете 3-4 штуки можно собрать нормальную сабовую связку. С хорошей громкостью и мягким басом. А гемора с помехами можно избежать положив нормальную проводку.

vit852
АвтоЗнаток
АвтоЗнаток
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 15 мар 2009, 00:00
Рейтинг: 424
Репутация: 0

Сообщение vit852 » 29 июл 2009, 00:29

душевно! :up:

awount
АвтоЭксперт
АвтоЭксперт
Сообщения: 1436
Зарегистрирован: 12 май 2006, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 1 695
Репутация: 0

Сообщение awount » 29 июл 2009, 12:08

Русик, полностью тебя поддерживаю. Я за более простые решения :up:
ЩЕБЕНЬ, ПЕСОК. Доставка

Bonfire
АвтоЗнаток
АвтоЗнаток
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 24 апр 2009, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 346
Репутация: 0

Сообщение Bonfire » 29 июл 2009, 14:26

Кулибин млин))

BART
АвтоСпец
АвтоСпец
Сообщения: 920
Зарегистрирован: 27 май 2008, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 926
Репутация: 0

Сообщение BART » 29 июл 2009, 14:29

Русик, awount, Человек не ищет легких путей ) я его понимаю, когда сделаешь что то сам, даже звучит приятнее ) :up:

awount
АвтоЭксперт
АвтоЭксперт
Сообщения: 1436
Зарегистрирован: 12 май 2006, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 1 695
Репутация: 0

Сообщение awount » 29 июл 2009, 14:49

BART, а если что то купишь, то звучит качественнее, т.к. сделано профессионалами или машинами с хорошей чёткостью! Я за готовый товар!

А Phreak, молодец, не зря же у него над аватаркой написано: "автознаток" :smeh: но надо написать: "аудиознаток" :smeh:
ЩЕБЕНЬ, ПЕСОК. Доставка

Maneger
АвтоСпец
АвтоСпец
Сообщения: 837
Зарегистрирован: 27 янв 2007, 00:00
Награды: 1

Я езжу на: Volvo XC70

Рейтинг: 1 040
Репутация: 0

Сообщение Maneger » 29 июл 2009, 14:58

Делал аналогичный сабвуфер, только не стал заморачиваться с фазоинверторами, просто собрал глухую коробку на 27 литров, толщина слоеной фанеры - 22мм, получилась довольно не больших размеров (300х300х300 мм). Из журнала радио, не помню номер. Динамик Новосибирский ГДН-75, тогда еще конструкторов не было так что собирал усилитель на базе TDA1562Q сам. По схеме там стоят два конденсатора 4700 мкф, по одному на каждый мост но я поставил 8 штук, параллельно по 4 штуки на каждый мост, можно поставить и больше, тогда усилку будет работать легче.
Так вот стоял такой саб сначала в ВАЗ 2109, звук регулировал поворотом сабвуфера, если мне не изменяет память самое хорошее звучание было, когда динамик был направлен перпендикулярно машине, а не вперед или назад.
Потом переставил в Нексию, и что интересно, как не вертел, звук оставался прежним, но стоило только приоткрыть багажник, то в салоне мощность низов увеличивалась.
Вот такая разница между салонами: хечбеком и седаном.
А вообще по тем деньгам усилитель вышел в небольшие деньги, ну и приятно было поковыряться вечерами в гараже, ощутить запах канифоли, дерева и столярного клея, причем процесс изготовления и настройки мне показался увлекательнее, чем готовый результат. Потому что никто не видит твоих трудов, когда саб в машине, все думают, что просто купил.

BART
АвтоСпец
АвтоСпец
Сообщения: 920
Зарегистрирован: 27 май 2008, 00:00
Награды: 1
Рейтинг: 926
Репутация: 0

Сообщение BART » 29 июл 2009, 15:32

awount, про качетсво ни кто и не спорит ! просто когда сам сделаешь как то приятнее ) что , что то свое вложил а не так что просто купил где поставили и уау круто !

ведмедь
АвтоЭксперт
АвтоЭксперт
Сообщения: 1329
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 00:00
Награды: 1

Я езжу на: Toyota Cynos, Toyota Duet

Рейтинг: 1 529
Репутация: +1

Сообщение ведмедь » 29 июл 2009, 17:59

Maneger писал(а):Потом переставил в Нексию, и что интересно, как не вертел, звук оставался прежним, но стоило только приоткрыть багажник, то в салоне мощность низов увеличивалась.

и при этом площадь этой щели примерно равнялась площади диффузора головы 75ГДН- получается аналог Панели акустического сопротивления ;)
Изображение

Phreak
АвтоЗнаток
АвтоЗнаток
Сообщения: 471
Зарегистрирован: 04 окт 2005, 00:00
Рейтинг: 471
Репутация: 0

Сообщение Phreak » 29 июл 2009, 19:33

Русик, вышло 290р - на предусилитель, остальное досталось бесплатно
Дело даже не в деньгах. Скорей - в энтузиазме
...aka Kazantip

СМак
АвтоГуру
АвтоГуру
Сообщения: 5321
Зарегистрирован: 27 янв 2006, 00:00
Награды: 1

(до этого Лада (ВАЗ) 2106, Toyota Sprinter, Kia Cee'd, Kia Opirus)

Рейтинг: 25 293
Репутация: +33

Сообщение СМак » 29 июл 2009, 21:30

Phreak писал(а):Дело даже не в деньгах. Скорей - в энтузиазме

Вот именно в энтузиазме. Тут человека надо знать, чтобы понять!
Phreak, Михо, всегда знал, что у тебя руки из нужного места растут. :zachot:
Если кажется, что в сообщении выше есть нотки сарказма, то вам не кажется.

I'm no superman