28.04.10 | 13:05
Качиньского убили КГБ, Туск и либералы.
Во время недельного траура, объявленного после катастрофы под Смоленском, поляки старались избегать темы досрочных президентских выборов, назначенных на конец июня. Все выражали надежду, что трагедия объединит поляков, поможет преодолеть мелкие политические разногласия, а предвыборная кампания пройдет тихо и чисто, в атмосфере национального единения и уважения к памяти погибших.
Естественно, эти надежды оказались несбыточными. Выборы в атмосфере единения проводить неудобно. Особенно неудобно тем, кому надо догонять фаворита гонки. Поэтому предвыборная кампания еще не успела как следует начаться, а грязь уже течет рекой. И выглядит это все особенно непривлекательно, потому что центральной темой выборов оказались спекуляции на памяти погибших.
То, что Ярослав Качиньский и его «Право и справедливость» будут до последнего биться за президентский пост, стало ясно еще во время траура. Похороны Леха Качиньского на краковском Вавеле среди наиболее выдающихся поляков прекрасно иллюстрировали масштабы амбиций сторонников покойного. Но похороны оказались только началом. Днем 26 апреля Ярослав Качиньский официально заявил, что баллотируется в президенты «ради блага Польши», и в тот же вечер, не теряя времени, запустил мощную пропагандистскую кампанию против своих главных конкурентов – кандидата в президенты Бронислава Коморовского, премьера Дональда Туска и их партии «Гражданская платформа».
Вечером 26 апреля, в самый прайм-тайм – с половины девятого до десяти вечера – крупнейший государственный телеканал Польши TVP1 продемонстрировал феноменальный по своей предвзятости документальный фильм. Он должен был ясно объяснить польским избирателям, что да как было со смоленской трагедией и за кого теперь надо голосовать ради спасения нации. Известные российские журналисты-расследователи вроде Мамонтова или Хинштейна должны уволиться из профессии, ознакомившись с мастерством польских коллег.
Вообще TVP – это такой польский аналог ВГТРК, там тоже есть TVP1 (главный канал еще с советских времен), TVP2 и TVP Kultura. В руководстве медиахолдинга крепко засели люди «Права и справедливости», поэтому поддержка Качиньского и критика Туска с Коморовским была предсказуема. Удивили масштабы.
Фильм под названием «Солидарные 2010» может служить образцом пропагандистской документалистики (посмотреть его можно здесь, многие вещи будут понятны даже тем, кто польского не знает). Авторы фильма не произносят ни слова. Они просто собрали нарезку из высказываний людей, которые пришли проститься с Лехом и Марией Качиньскими к президентскому дворцу в Варшаве. Вообще, помолиться перед гробом покойного президента приехали десятки тысяч поляков, но авторы фильма почему-то все время показывают полтора десятка одних и тех же лиц, которые им особенно понравились. И эти полтора десятка человек подаются зрителям как глас польского народа – глас католическо-божий, который глаголет истину о трагедии под Смоленском, о погибших, о виновных и, конечно, о грядущих президентских выборах.
Выступления простых поляков все расставляют по местам. Вот молодой человек со слезами на глазах и в голосе рассказывает, как постоянные насмешки либеральных СМИ над покойным Качиньским и польским патриотизмом заставили его стыдиться своей национальности. Выезжая за границу, он стеснялся говорить по-польски – переходил на чуждый английский. И только трагическая гибель президента вернула ему чувство национальной гордости. А вот заплаканные бабушки призывают проклятия на головы тех выродков, которые осмелились протестовать против захоронения Качиньского на Вавеле. Даже Вайде досталось: кто он такой, чтобы вякать против вавельских похорон великого патриота Качиньского.
Одержимость скорбью по погибшему президенту не мешает героям фильма искать врагов Польши, которые нагрели руки на трагедии. В общем, этому-то и посвящен фильм. Враги, как обычно, оказываются внутренними и внешними. Зрителям объясняют, что, зная тысячелетнюю историю польско-российских взаимоотношений, глупо думать, что Москва не приложила руку к этой катастрофе. У КГБ огромный опыт в организации таких несчастных случаев. Там работают настоящие профессионалы, поэтому правды в Польше никогда не узнают. Расследование уже взяли в свои руки кагэбэшники, все улики попрятали, черные ящики подменили, польских следователей купили или запугали. Ведь Качиньский был самым страшным врагом Кремля в Европе. Чтобы его убрать, Путин был на все готов.
Однако в одиночку с Качиньским не справилось бы даже КГБ. Внешним врагам помогала пятая колонна в Польше. А именно премьер Туск, его партия, связанные с ним кланы олигархов и либеральные СМИ. Они стремились уничтожить само понятие польского патриотизма, воплощением которого был президент Качиньский, и таким образом превратить поляков из гордой и свободолюбивой нации в послушное быдло, которым легко манипулировать. Правительство «Гражданской платформы» и лично Туск вынудили Качиньского лететь в неудобное время, засунули в старый самолет, устроили еще бог знает какие козни, чтобы выслужиться перед Кремлем. Теперь Туск тоже замешан в этом убийстве, и Москва сможет превратить его в послушную марионетку.
Оказывается, Туск специально загнал в один самолет столько начальства, чтобы покончить разом со всеми неугодными ему руководителями – польскими патриотами. Например, глава польского нацбанка Славомир Скшипек поплатился за то, что мешал выделению партии «Гражданская платформа» государственных кредитов. Эти обвинения уже вообще за гранью. Какие кредиты может выделять партиям национальный банк? Но здесь все можно свалить на глас народа, а зритель охотно поверит, что у них там наверху все повязаны.
Особое внимание в фильме уделили проклятиям в адрес польских либеральных СМИ. Видимо, Ярослав, у которого с ними отношения очень тяжелые, лично попросил об этом авторов фильма. Простые поляки возмущены: как они могли так бессовестно критиковать президента? Постоянно смеялись над ним, издевались, оскорбляли. Называли «качорем» (селезень по-польски). А ведь он был образованный юрист, профессор, католик, патриот. Проклятые СМИ искусственно создали образ Качиньского как президента пожилой, необразованной деревенщины. А ведь в лице Качиньского они высмеивали святое чувство польского патриотизма. Теперь эти продажные журналисты лицемерно льют слезы и хотят примазаться к национальной скорби. Еще бы – траур выгоден их заказчикам из «Гражданской платформы». Пускай поляки проведут два месяца в печали, а потом придут и тихо проголосуют за единственного оставшегося кандидата в президенты, как в Белоруссии.
Но настоящие поляки не дадут собой манипулировать. Трагедия под Смоленском вновь пробудила их национальное самосознание. Они пришли проститься с президентом и проклинают самих себя за то, что молчали, когда враги оплевывали их президента, когда смеялись над патриотизмом, над национальными ценностями. Они не понимали, что единственным народным заступником, истинным патриотом был президент Качиньский. Теперь нация проснулась и больше не даст себя дурачить. Они знают, за кого голосовать, чтобы спасти Польшу.
Досмотреть фильм до конца непросто: зрителю упорно вбивают в голову одно и то же. Враги внутри и снаружи, отечество в опасности. Впечатление после просмотра остается омерзительное. Такой полуторачасовой безудержный разгул ханжества, невежества и экзальтированный скорби. Люди демонстративно рыдают, поминают бога и посылают проклятия на головы мифических врагов. Авторы фильма тщательно выискали и собрали самые поганые стереотипы польского национализма. Им неинтересно показывать поляков, которые помнят, каким бездарным президентом был Качиньский, помнят, как им было стыдно за такого главу государства. Не дают слово тем, кому надоело в сотый раз ковыряться в исторических комплексах. Тем полякам, которые хотят стать полноценной европейской нацией, а не глухой провинцией, вечно обиженной на всех соседей. И, тем более, тем, кто благодарил русских за помощь и говорил, что эта трагедия должна разрушить недоверие между Россией и Польшей. Потому что все это – из предвыборной программы Бронислава Коморовского, а Ярославу Качиньскому, чтобы выиграть, надо опираться на совсем другие тезисы.