Путешествие в Ишим: Ершов, гора Любви и гора хана Кучума

Путешествие в Ишим: Ершов, гора Любви и гора хана Кучума
Посещены населенные пункты и места: Ишим, Ершово, "Кучум-гора" (Кучумова гора), Гора любви

Даты поездки: С 2014-09-27 по 2014-09-27

Проехали километров: 600

Ехали на: Jeep Grand Cherokee Overland 3.6 от компании Автоград
Честно признаться, из нас двоих в Ишиме до того никогда не бывал и город представлялся неким провинциальным захолустьем, ничем не примечательным для туристов, но на самом деле всё оказалось далеко не так.

От Тюмени до Ишима - 300 километров дороги совершенно разного качества: от идеального асфальта до изобилующего ямами покрытия, когда-то бывшего асфальтом; от отсыпанных щебёнкой или грунтом отрезков до участков дорожных работ, на которых грунтовка на глазах превращается в новенькую дорогу ещё даже без разметки. Но в целом ехать можно даже на легковой машине, если не слишком увлекаться скоростью. Добраться до Ишима можно часа за три-четыре, особенно при выезде с утра, когда трасса ещё не загружена фурами и другими путешественниками. Можно, кстати, разнообразить путь, выбрав дороги вне основной трассы, которые будут практически пустыми и порадуют красивыми пейзажами.

С инфраструктурой, правда, всё далеко не так, как с дорогой - её практически нет. Если вы не относитесь к числу поклонников экстремального туризма, готовых отобедать в первой попавшейся придорожной забегаловке, то иных вариантов, кроме как перекусывать на АЗС "Газпромнефть", у вас просто нет (если, конечно, вы не запаслись провиантом дома). Что и говорить, ситуация разительно отличается от направления на Тобольск, более популярного у туристов и бизнесменов, что непосредственным образом сказывается на придорожном сервисе.

Сам Ишим встречает приезжих интересной организацией дорожного движения - во-первых, город разделён на две части железной дорогой, которую пересекают два моста, во-вторых, много улиц с односторонним движением, заставляющих быть предельно внимательным, в-третьих, на ряде центральных улиц скорость ограничена на отметке 40 км/ч, а за соблюдением лимита следят радары (или радар - относительно их количества точной информации нет), ну и, в-четвёртых, местные жители очень любят перебегать дорогу где попало, невзирая на имеющиеся в изобилии пешеходные переходы со светофором - сорвавшаяся в спурт поперёк дороги бабушка, сжимающая в одной руке авоську, а другой прижимающая к уху мобильный телефон является привычным элементом дорожной жизни Ишима.

Население города составляет порядка 65 000 человек, застройка в основном двух- и пятиэтажная - есть, правда, и семиэтажный жилой дом, обладающий единственным в Ишиме лифтом, этакая местная достопримечательность. При этом город очень уютный, чистый и светлый - домики активно ремонтируют, улицы широкие, тротуары замощены плиткой, есть зелёные парки и скверы. По рассказам местных, раньше в Ишиме было гораздо больше деревьев, которые вырубили для расширения улиц, а обнажившиеся после уничтожения зелени неказистые фасады домов потребовали хотя бы косметического ремонта - это и стало своего рода катализатором позитивных изменений. При этом, несмотря на небольшое количество жителей, в Ишиме есть своя набережная и парк развлечений - всё как в Тюмени, только с поправкой на размеры самого города.

Статус города Ишим получил в 1782 году по указу императрицы Екатерины II, а до того, с момента основания в 1687 году, населённый пункт носил название Коркиной слободы. На всю страну гремела проводившаяся с 1721 года Никольская ярмарка, а секрет прост - Ишим был и остаётся одной из главных сельскохозяйственных площадок региона, ну а его месторасположение близ Казахстана, Тюмени, Омска и Кургана делали Ишим удобным для ведения торговли. Сейчас, конечно, ярмарки уже не того размаха, хотя и продолжает проводиться. В годы Великой Отечественной войны в Ишим были эвакуированы несколько предприятий со всей страны, что дало определённый толчок к развитию промышленности в городе. Что и говорить, на фоне множества других даже более крупных населённы пунктов Ишиму есть похвастаться!

Впрочем, не меньший интерес представляет Ишим и с исторической точки зрения. Известный поэт Пётр Ершов, сказку "Конёк-горбунок" которого с удовольствием читают во всём мире, родился в селе Безруково (позже переименованного в село Ершово) Ишимского уезда, детство и взрослые годы провёл в Тобольске и Петербурге, но в Ишиме его крестили, да и сам Пётр Павлович не забывал свою малую Родину - хлопотал за строительство школ и церквей, активно помогал в развитии науки. Да, Ершова больше связывают с Тобольском, но при этом и Ишим в жизни Петра Павловича занимал значительное место. Имя Ершова носит Ишимский государственный педагогический институт, а также в городе действует Культурный центр Ершова с единственной в стране экспозицией, хронологически рассказывающей о жизни и творчестве поэта и педагога - посетить его стоит обязательно, поскольку экспозиция будет одинаково интересна как детям, так и взрослым.

В Ишиме сохранился Богоявленский собор, строительство которого шло с 1775 по 1814 годы - именно в этом первом каменном храме Ишима и Приишимья и был крещён известный русский сказочник, а в наши дни собор является памятником архитектуры федерального значения. Неподалёку от храма расположен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, открытый к 50-летию Победы в 1995 году - множество плит с именами солдат, павших за Родину, пушка и танк на постаментах и мемориал, символизирующий погибших воинов. Есть в городе краеведческий музей, а также памятник Сталину, примечательный тем, что он первый и единственный монумент в честь Иосифа Виссарионовича, установленный в наши дни - не все довольны этим, поэтому бюст периодически обливают краской и всячески пытаются его испортить. Помимо официальных памятников в Ишиме немало и образцов "современного искусства", если можно их так назвать - солнечные часы в виде лебедя, ныне превращённые в просто фигуру птицы на одной из площадей, памятная колонна на привокзальной площади и множество изображений карася в самых разных местах города. Причина тому проста - карась является одним из символов Ишима, даже помещён на гербе, поскольку близ города очень много озёр, которые изобилуют этой рыбой.

С водой связана и другая не менее интересная глава истории Ишима. В начале XIX века река Ишим омывала город с трёх сторон, на крутых поворотах реки глинисто-песчаная почва берегов подмывалась, что приводило к большим обвалам и бедствиям. Дома, расположенные на прибрежных улицах, при обвалах обрушивались под берег прямо в воду. Необходимо было решить вопрос укрепления обрывистых берегов реки Ишим. Сообщив о бедственном положении в связи с обвалами крутых берегов, жители города просили об отпуске средств на оплату работ по укреплению берегов реки Ишим. В декабре 1828 года от Совета главного управления Западной Сибири было получено сообщение, в котором предлагалось дать реке Ишим другое направление, провести канал согласно прилагаемому плану через озеро Синкино с устройством отводного крыла, чтобы не проводить укрепление берегов реки - по смете 1828 года на проведение канала через озеро Синкино было отпущено всего 366 рублей, и в то же время было разрешено заимствовать деньги у населения путём добровольных пожертвований.

Жители Ишима не только жертвовали на строительство канала, но и приняли самое активное участие в его сооружении: работа была тяжёлой и изнурительной, всё делалось вручную. Землю, вынимаемую при рытье канала, увозили на тачках для того, чтобы сделать укрепление против городских строений на углу, в том месте, где будет заканчиваться предполагаемый канал и начнётся течение реки. Работать приходилось и в холоде, и под палящими лучами солнца, и под дождём, стоя по колено в воде. Но, несмотря ни на что, желающих принять участие в строительстве канала было так много, что им не хватало тачек и лопат. Ценой невероятных усилий русло было изменено и река Ишим в районе нынешнего автодорожного моста соединилась с озером Синкино.

Но если вы не особо любите экскурсии и погружение в старину, предпочитая этому отдых на природе, в Ишиме, а точнее в Ишимском районе, вы тоже найдёте кое-что по душе. В Приишимье расположено немало охотничьих угодий, есть множество озёр с минерализованной водой (не стоит забывать, что 18 тысячелетий назад на территории Западной Сибири плескалось море) и источников минеральной воды, а самое главное, что около деервни Синицина расположен самый южный естественный лесной массив Тюменской области - Синицинский бор с участками реликтового леса и редкими видами растений, некоторые из которых внесены в Красную книгу Тюменской области и Красную книгу России. Помимо отличных мест для отдыха в бору археологи периодически находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов, следы древних цивилизаций (погребения андроновской цивилизации и городище саргатов "Ласточкино гнездо"), так что при определённой доле везения прикоснутся к истории может каждый!

Если нет желания ехать так далеко, то в 30 километрах к югу от самого Ишима находятся Ишимские бугры (местное название системы склонов III и IV надпойменных террас реки Ишим) - памятник природы регионального значения, который никого не оставит равнодушным. Особенно интересны для посещения "Кучум-гора" (или Кучумова гора) близ села Рагозино, а также гора Любви около села Клепиково. Не каждый разбирается в тонкостях и особенностях уникальной растительности Ишимских бугров, но вот связанные с двумя горами легенды заинтересуют и не специалистов.

Кучумова гора находится южнее города Ишима на правом крутом берегу реки Ишим и с этим местом связаны народные предания времен завоевания Сибири Ермаком и его борьбой с Ханом Кучумом.

В 1581 году атаман Ермак двинулся из пермских земель Строгановых по реке Чусовой на Искер - столицу сибирского хана Кучума. Решающее сражение произошло в октябре 1582 года на берегу реки Иртыш у мыса Чуаш, впоследствии названном Чувашевым. Дружина Ермака разбила войско, существенно превосходившее её по численности. Огнестрельное оружие русских восторжествовало над луками и саблями татар. Столица Искер перешла в руки казаков. По многочисленным преданиям, потерпевший поражение хан Кучум, уходя от Ермака, остановился на называемой ныне Кучумовой горе укрепленным лагерем.

Сегодня памятник природы регионального значения представляет собой омытый с южной стороны водами реки участок высокого коренного берега реки Ишим. С других сторон этот участок защищён глубокими оврагами и ложбинами. Труднодоступность места сохранила его от современной хозяйственной деятельности и природа на мысу практически не тронута. Усталость от пешего подъёма с лихвой окупится теми эмоциями и невероятными видами, которые открываются с продуваемой всеми ветрами вершины - становится понятно, почему именно здесь был разбит укреплённый лагерь, начинаешь постигать нюансы фортификации и проникаешься духом истории. Ощущения - невероятные!

Гора Любви, расположенная в реликтовом Синицынском бору вблизи Ишима, представляет собой возвышенность над пойменной старицей реки Ишим. С крутого утёса можно увидеть красивую панораму огромной поймы реки. Гора Любви - это место древнего поселения железного века и площадь памятника природы и археологии составляет 100 гектаров. По традиции, гора Любви - место визита молодожёнов в день свадьбы. К одинокой берёзе, которая стоит над обрывом, они привязывают памятную ленту - берёза вся переплетена цветными лоскутками. Это не столь уединённой место, как "Кучум-гора", но побывать здесь также стоит.

После восхождения на горы можно спуститься вниз и устроиться на пикник возле реки, пройти к роднику и напиться чистой воды, насладившись тишиной и спокойствием - природа близ Ишима умиротворяет! В день нашего путешествия на берегу отдыхала компания местных жителей, невероятно удивившая своим радушием. Нашу компания, приехавшую буквально на несколько минут, усадили за стол, накормили ароматной ухой и не отпустили в обратный путь без кружечки душистого чая с шиповником. На прощание шепнули, что тут можно неплохо порыбачить. Как говорится, на Ишимских буграх действует программа "всё включено" - тут и природные красоты, и исторические места, и великолепная возможность порыбачить.

Для подобных вылазок на природу лучше, конечно, выбирать полноприводные автомобили - если погода сухая, проявляя осторожность, пробраться к горам можно и на легковой машине, но для пущего спокойствия стоит ехать на технике с четырьмя ведущими колёсами и большим дорожным просветом. Тогда ни грунтовка, ни крутые спуски и подъёмы не будут помехой для получения впечатлений, а уж поездка по укатанной грунтовке среди полей овса, рапса и пшеницы превратится в отдельное мини-приключение.

Предоставленный нам компанией "Автоград" Jeep Grand Cherokee с бензиновым 3,6-литровым мотором стал верным спутником в дороге. Выехав из Тюмени в восемь утра и вернувшись в областной центр в 11 вечера, за это время мы намотали почти 800 километров - 300 в Ишим, 300 из Ишима и без малого две сотни по Ишиму и окрестностям. Благодаря мощному двигателю и выносливой подвеске обгоны по трассе и езда по пересечённой местности дались без какого-то напряжения, а комфортабельный салон позволил пяти седокам (в Ишиме к нашему тандему присоединились ещё три спутника) легко перенести целый день в салоне автомобиля. Но не будем останавливаться на этом подробнее - наши впечатления от культового Jeep Grand Cherokee мы оставим для отдельной публикации.

Путешествия на собственном автомобиле на берег Чёрного моря или поездки на Алтай стали уже чем-то обыденным, хотя мало кто путешествует по родным местам. Да, возможно Ишим не так раскручен как Тобольск, не так приспособлен для туристических вылазок на выходные, но выбраться туда на один день и открыть для себя новые страницы истории, неизведанные природные красоты по силам каждому, у кого есть автомобиль. Дерзайте, бросайте вызов самим себе - поверьте, у нас под боком так много прекрасного, просто мы этого не замечаем!

Все фотографии:











Majesti©
Репутация: 263
10835   0
09.02.2015
Поделиться в мессенджерах и соцсетях:

Комментарии


Писать комментарии могут только авторизованные пользователи.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.