«С помощью больших денег больше людей продано,
чем куплено» (Фрэнсис Бэкон)
Пролог
Читая новости о задержании очередного "оборотня" в погонах на взятке в 1000 рублей, слушая громкие крики руководства по телевизору о непримиримой борьбе с коррупцией в рядах стражей порядка, и "чистке" личного состава, я невольно вспоминаю с улыбкой события двух- трехлетней давности, когда мне "посчастливилось" на 11 месяцев стать заместителем начальника полиции ОМВД по оперативной работе.
Обычным летним днем, я пришел на работу в маленький районный отдел . На тот момент, будучи еще не очень старым опером в звании капитана, меня вызвали на селекторное совещание к начальнику ОМВД, где сообщили, что мой зам.по опер работе улетает на Кавказ на полгода, и мне предстоит возглавить уголовный розыск отдела на ближайшее время. Всячески пытаясь "отбрыкаться" от столь почетной расстрельной должности, под давлением начальника ОМВД, мне пришлось написать рапорт, и получить на руки приказ о назначении на должность в статусе "врио".
Всячески себя успокаивая, что это временно, и что с меня "взятки гладки" (оговорка по Фрейду, как оказалось), в глубине души я понимал, что не потяну эту должность. Не потяну не потому, что я плохой опер. Нет, я был не худшим опером. Не потяну потому, что я никогда не сталкивался с теми "подводными камнями", с которыми сталкивается каждый руководитель, заступающий на должность. Я не был к ним готов, хотя и слышал «краем уха» про них, и, как оказалось, «край уха» меня не подвел.
Нас было всего 4 опера, а с учетом моего "руководства" - 3. Я, как опер, выпадал из жизни розыска из-за бесконечных совещаний, отчетов, селекторов, аналитических справок, вызовов на "ковер" руководства, заслушивания ОПД[1], ОД[2], ДПОП[3]ов и «висяков» с «глухарями».
Но это была всего лишь одна сторона монеты. Вторая открылась для меня немного позже.
О чем, я и поведаю в этом небольшом рассказе на тему коррупции, произвола полиции и беспредела стражей порядка из прокуратуры и СК.
Глава 1
По ту сторону правды.Придя на работу, спустя неделю после своего приговора (или приказа о назначении, кому как), ко мне поступил материал по 160[4] статье УК. Прочитав материал, я отписал его своему напарнику, которого вызвал и объяснил, что нам надо сделать для закрепления и возбуждения дела. Несмотря на то, что статья экономическая и ее любит ОЭБ[5], многоэпизодность дела помогла бы мне "накормить" руководство округа палками, которые последние так требовали.
Разгребая тонну переписки с УВД и ГУ МВД, я отправил напарника опрашивать людей и делать выемку бухгалтерии.
Бумаги было так много, что я не мог даже пойти пообедать, а сидел, разгребал за своего нерадивого руководителя бумаги, датированные еще за 2 месяца до командировки.
Туда входили и журналы входящий (исходящей) почты ОУР[6], т.к. нас не обслуживает отдельская канцелярия, журнал учета секретных документов, и т.д.
В течение последующих двух суток, мои опера «дожимали» 160 УК, пока я боролся с бумажной преступностью и воображаемыми врагами.
Подготовив материал, я несколько раз ездил в прокуратуру к куратору по отделам и, возвращаясь назад и матерясь, доделывал идиотские "поручения" помощника прокурора.
Наконец-то, собрав материал, наше следствие возбудило 160.4[7], а мои опера (опять же без моего участия, так как меня завалила бумага), «приняли злодея». Дальше стандартная процедура в виде рапорта по 143[8] УПК, допрос и 91[9] УПК (задержание).
В этот же день, ко мне приехал целый «колбасный цех», в виде доблестных сотрудников ОРЧ[10] ОЭБ, клянчить эпизоды в обмен на сопровождение дела. Эпизодов было порядка 36. Я аккуратно отказал сотрудникам ОЭБ. Последние, как в американских блокбастерах, с криком "мы еще вернемся", покинули мой печальный кабинет, который уже 10 дней был еще и моей спальней с кухней.
Погрузившись обратно в борьбу с бумажным беспределом, я готовил очередную справку-перспективу на неделю и месяц. Насчет этой "новой" бумаги тоже возникало много вопросов. Как я могу дать перспективу на неделю и на месяц в отделе, где в год около 10000 КУСП, из которых преступлений - около 2000? Специфика территории. Видимо, руководство думает о том, что в ряды МВД набирают ясновидящих и я должен знать, что через неделю будет кража скутера (сумки) и мы ее раскроем!
Через сутки, молодая следачка поехала в суд арестовывать злодея по требованию прокуратуры. Несмотря на слезные мольбы злодея за 2 000 000 отпустить на подписку, мы исполнили требование прокурора и вышли в суд. А вот тут и был первый «нежданчик». Прокурор сам потребовал на суде подписку. Мол, человек положительно характеризуется по месту жительства (хотя справку мы не предоставили), жена, ребенок, постоянная работа (хотя присвоение было на 60 миллионов) и зачем человека закрывать? Он ведь хороший. Судья, не долго думая, стукнул молотком и кандалы бедного коммерсанта упали. Видимо, 2 миллиона все-таки нашли своего счастливого обладателя. Не суть важно.
Дело было в тот же день передано в следственную часть УВД, в отдел по экономике, (где, кстати, и покоится по сей день). Тут уже прослеживался конфликт с ОЭБ и ПК и их договоренность с прокуратурой. Это было видно невооруженным глазом.
Забыв про это дело, спустя месяц, я прибыл в следственную часть на очередное заслушивание, где после совещания зашел к начальнику отделения экономики, посмотреть на другое уголовное дело, которое висело мертвым грузом по моей территорией. Изучая дело, я не особо внимательно слушал телефонный разговор начальника отделения с начальником ОРЧ ОЭБ, где начальник отделения экономики, не стесняясь особо меня, видимо не понимая, что дело по 160.4 было раскрыто моим ОУР, спокойно продавал эпизоды «колбасникам». Печально вздохнув, я вышел со следственной части и вернулся на работу. Все идет так, как идет. Я повлиять на это не могу.
Еще 2 недели спустя, мне позвонил очередной следователь из СЧ и сообщил, что подозреваемый сбежал, он объявляет его в розыск, и попросил его найти. На мой вопрос - а где 35 моих эпизодов (ответ на который я уже знал), последний пояснил - прошли за ОЭБ – «указание прокуратуры». Понятное дело, что такие указания прокуратура давать не может, это понимал и я, и он. Но, проглотив это вранье, я сказал, что "сделаю все возможное", и положил трубку. Прошло 2 года.
Видимо, все еще ждут от меня подвига.
Глава 2.
АукционНа очередном заслушивании у зама по оперативной работе, последний обрушился с гневными речами на тему отсутствия на моей территории организованной преступной группы и показателей по ней. Слушая его в одно ухо, я невольно думал - самому что ли создать ОПГ? Маразм.
Меня оставили после совещания, где этот зам посоветовал мне спуститься в ОЭБ, где раскрыто многоэпизодное дело по 159.4[11] и идет "дележка" эпизодов.
Зайдя в кабинет к начальнику ОРЧ ОЭБ, я столкнулся с остальными руководителями «колбасного цеха», где наблюдал страшную картину реалий современной системы МВД.
Начальник ОРЧ начал разговор с того, что у него есть лишние 60 эпизодов по 159.4 (окрас ОПГ) и он готов "делиться".
Тут последовало то, что меня чуть не опрокинуло со стула. - 1000 долларов - один эпизод.
Сразу же один из начальников попросил 20 эпизодов и положил на стол 20 000 долларов. Его примеру последовали остальные начальника и начали ругань за эпизоды.
Понимая, что я ошибся дверью, и что уголовный розыск скидывается по тысяче рублей на экспертизы по уголовным делам (об этом позже), а ОЭБ покупает палки по 20 000 долларов за раз, мне тут не место. На их фоне - мы бомжи. До «колбасного цеха» я не дорос. Попрощавшись с участниками аукциона, я поспешил на работу, где, прибывая в депрессии, думал, - как сделать хотя бы 1 эпизод с окрасом ОПГ?
Как оказалось, Бог услышал мои молитвы, но не понял всей сути проблемы. Квартирный вор забыл на краже справку об освобождении (реальный случай), а кража была совершена группой. Перехлопав за ночь всех участников кражи, используя все ресурсы, мы разделили роли и нарисовали ОПГ. Однако тут Бог меня не услышал и, не смотря на палку с окрасом ОПГ, последнюю украли прибывшие только к моменту 91 УПК сотрудники УУРа. Далее был скандал на уровне Главка, служебные проверки за написание липового рапорта операми УУРа и объявление мне замечания замом по опер работе , который с грустным видом сказал, что я не виноват, я сделал все, что мог, но сволочи с УУРа меня подставили. Увы, и ах. Как говорил мой начальник - взыскание не триппер, домой не принесешь. Поделом.
Глава 3
СК – «синие коммерсанты».Шел 4-й месяц моей каторги. Мы платили за все. Эпизоды, подписание дел в суд, карточки, экспертизы и вся прочая лабуда.
Начальник отдела выжимал свои карманы досуха, чтобы усидеть на своем месте. Одна экспертиза - 5000. Уголовных дел - 30. Денег - 150 000. Попробуй набери! Даже "спонсорской" помощи не хватало. Как и тяжких палок.
На одном из задержаний, моему оперативнику и сотруднику ППС разбили лицо и порвали форму. Оформив материал по 318[12] и 319[13], я повез его на возбуждение в следственный комитет, или «коммерсантам в синем», как мы их называли.
4 часа я ждал, пока меня примет зам. царя-бога межрайонного отдела. Почитав не спеша материал, он пошел к начальнику. После 15 минутного совещания, меня повели "покурить".
В ходе разговора, зам спросил, знаю ли я их тарифы. Я явил лицо, не обрамленное интеллектом, зам все понял. 50 000 стоит возбуждение 318, 30 000 - 319. Иначе у них не будет времени их расследовать и проще отказать.
Пожелав удачи, я развернулся и ушел. Позвонив по дороге в отдел, я сказал, чтобы рецидивиста отпускали, так как он невиновен со слов «коммерсантов в синем». Оказалось, я все-таки ясновидящий. После опроса в СК, поступил отказной, о том, что человек махал руками, а не наносил удары, то есть не имел умысла, а форма уже была порвана к моменту задержания. Мат не был посвящен сотрудникам ОМВД, а был направлен относительно самой ситуации, так как человек испугался.
Еще обрадовала служебная проверка по факту порванной заранее формы. Ну что поделать, - не углядели на разводе то, что у сотрудника ППС нет одного рукава на бушлате. Бывает ведь?
Глава 4
РутинаШел 6-й месяц моей каторги.
Селектор 3 раза в день, минимум по часу, тонна бумажных отчетов, перспектив, справок о проделанной работе, журналы ИВР[14], секретки, оперативка и тд..
Поступило указание с УВД завести осведомителей и ДПОП на территории, для статистики. Бумажный цех ОАО "МВД" строчит на всю катушку.
За 1 день моих суток ответственным по отделу, прибыло 4 проверки только к обеду. Вечером будет хуже, наверное.
ОСБ[15] УВД, ответственный от УВД, штаб главка и мутная общественная организация, лазающая по клеткам и замеряющая уровень света в клетке и пыль. «Ревизорро» что ли? Непонятно.
Больше всех «выбесила» проверка штаба главка. Две шизанутые женщины килограмм по 100-120 каждая зашли в мой кабинет и с фразой - инспекция штаба, сейф к досмотру - не дожидаясь открытия моего рта, начали читать материалы на столе, взяв их в руки. На просьбу показать хотя бы удостоверение и предписание к досмотру - я получил крики и угрозы вывернуть кабинет.
Дамы удалились вниз и поднялись обратно, выворачивать кабинет. Не соврали. Кабинет вывернули наизнанку. Честно, я никогда не пойму руководства главка. Как можно вот ЭТИХ допускать к операм? Еще и с проверкой кабинета и таким хамским поведением? Тыловые и штабные крысы, которые учат нас работе и имеют над нами власть. Это несправедливость настолько раздражает, что порой хочется просто уволиться и свалить из этой бумажной клоаки. Даже опера ОСБ так себя не ведут и кабинеты так не выворачивают. Листая даже мое накопительное делопроизводство, я услышал громкий-громкий вздох. - это залет!!!! Гранату нашла что ли? Заначку для торчков? Вроде не хранил... А...талон обратной связи ЦОРИ[16]. Это да...глобальный залет. В соседнем деле по грабежам их еще 5. Не нашла, бедная. Записала 1 и ликующе убежали «гасить» народ дальше.
Размышления на эту тему, прервал мой опер, который сказал, что по краже в следствии надо делать очередную экспертизу и нужно 5000, иначе делать будут очень долго. Проворчав под нос, я достал из кошелька 1/10 своей зарплаты и передал оперу.Тот вложил купюру в медкарту и вопрос был решен. Начальник отдела итак «выдоен» прокуратурой, дознанием и следствием досуха. Надо немного помочь...
На очередном вечернем селекторе, мне вновь поставили ультиматум сделать показатели до конца ноября, так как все переходит на новый год.
Но где их брать? В славные милицейские времена, когда я был еще стажером по должности следователя, я помню, как была целая золотая лихорадка на карточки раскрытий в других регионах. За них шла бешеная торговля, но между руководителями. Однажды, сотрудники ОЭБ, попросили меня помочь им перенести карточки ИЦ и заполнить. Спустившись вниз, я видел милицейскую гаишную машину с сотрудником в форме и с оружием, вот только на машине написано было...Ростов-на-Дону. Выгрузив полный багажник палок-карточек, мы отправились их заполнить, а ростовчанин, получив пакет с деньгами, весело побибикивая, помчался с маяками в далекую дорогу.
В современной полиции гайки закрутили, но торговля палками идет, как и шла, на уровне города. И ценник увеличился ого-го.
Обзвонив всех знакомых следаков, один из них (окружной СК[17]) предложил отдать 2 грабежа часть 2. И попросил за это 10 000. Боже! Я сплю? Нет! Счастье Привалило. Даже начальник настолько обрадовался, что дал личного водителя поехать их выставить. Миссия выполнена, палки есть.
Благо, скоро премия новогодняя. Авось себе позволим и в ОЭБ что купить?
В завершении.
Мой рассказ основан на абсолютно реальных событиях, и каждый, кто работал на "земле" - поймет меня. Я написал его не просто так, а в укор тем, кто обвиняет сотрудников полиции в коррупции и произволе. Друзья мои. Коррупция рождается не только в МВД.
Хотите ее победить?
Формула победы элементарна. Нужно искоренить коррупцию в Прокуратуре, Следственном комитете, органах судебной экспертизы.
Сотрудники полиции платят за ВСЕ. Экспертиза, эпизоды, карточки, направление дел в суд, возбуждение дела, переквалификация в более тяжкую статью, и, к сожалению, в последнее время, за отказ в возбуждении... Ведь мы для них - источник денег, не более. А возбудить дело на мента - как нечего делать. Может с него что «выдоят», а нет – упекут «по полной».
Помимо проблем с коррупцией в вышестоящих органах власти, мы сталкиваемся с произволом нашего же Главка.
1) Вечные селектора. Несмотря на приказы о запрете длительных селекторов и т.д, КАЖДЫЙ руководитель округа считает необходимым провести индивидуальный селектор. То есть, мы проводим селектор с начальником УВД. Следом звонит дежурный и соединяет с замом по опер работе округа и там тоже селектор, следом начальник ОУР, следом зам нач.оур, следом совещания уже у своего начальника.
Показ власти? Желание выслужиться? Галочка о том, что всем все доведено, чтобы потом его самого не уволили за недосмотр? Загадка.
Это еще до вечера так. Вечером хуже.
2) Бесконечные проверки.
Ради любопытства, посмотрите книгу проверок любого отдела? Да там проверяющих больше, чем личного состава. Зачем? Ну зачем это нужно? Ради дешевых «понтов» штабистов и тыловиков? Это унижение реального рабочего класса в виде «земли» штабными и тыловыми крысами с УВД, ГУ МВД. Почему нас проверяет штаб и выворачивает кабинеты? А тыл? Уважайте себя, руководители, если нас не уважаете.
3) Бесконечная бумага - проблема, страшнее коррупции. Вы видели уровень бюрократии в МВД ? - 99.9%. Перспектива на неделю, месяц, 3 месяца, полгода, о проделанной работе по каждому КУСП[18], ОПД, ОД, ДПОП, отчеты, бесполезные операции главка и УВД, переписка дебильная, постоянные запросы с УВД и ГУ МВД о количества наркоманов на территории, судимых на территории, количестве отказных каждым опером, количестве ОПД заведенных каждым опером. Дебильней всего это было ПИСЬМЕННОЕ требование завести ДПОП по оружию, где будет проходить МИНИМУМ 5 человек. Дословно, самим начать продавать оружие и самим себя закрыть? Ну что это за бред?
Оглянитесь вокруг. Внимательно. Ваша руководящая политика, ваш личный произвол, господа руководители (МВД, Прокуратуры, СК) - уничтожает все.
Люди боятся получать оружие, применять оружие, задерживать людей, делать показатели.
Система уничтожена вашей тупостью, коррупцией и желанием выслужиться, путем унижения, уничтожения и запугиванием обычных рядовых сотрудников.
Но я столкнулся с тем, с чем сталкивается любой руководитель сегодня. Не высшего, а среднего звена на уровне отделов.
Я 100 раз был под «отказным материалом» в СК (когда на меня писали разные анонимки и заявления о якобы нарушенном мною законе), получил кучу взысканий ни за что, лишался премий, наград. Но я дальше работал. Не смотря на все это. Дальше. А сегодня я увольняюсь, так как я устал. И когда такие как мы начнем уходить - обычные люди, таких как вы – могут начать отстреливать те, кого вы кинули, за просто так посадили, или отказались посадить реальных преступников, но родственники погибших остались. Посмотрите фильм «Меч». Может быть это вас остановит?
А нам останется просто смотреть на все это со стороны.