Нет, мы не оговорились и не перепутали страны – несмотря на то, что Volvo является исконно шведской маркой, её кроссовер V40 Cross Country по своим качествам больше напоминает автомобильную версию продукта швейцарских производителей ножей. Не понимаете, о чём мы? Попробуем пояснить.
Если не считать не добравшееся пока до России второе поколение внедорожника Volvo XC90 и семейство моделей с силовыми агрегатами Drive-E, то именно V40 можно назвать самой свежей новинкой шведского концерна. Но если отойти от вопросов актуальности и посмотреть с другой стороны, то этот же автомобиль вне всяких сомнений можно наградить статусом самой необычной модели в линейке Volvo. Начать хотя бы с классификации, которую сам производитель определяет как «компактный хэтчбек с увеличенным дорожным просветом», добавляя при этом «и строгим дизайном». То есть формально это вроде бы и не кроссовер, что стало особенно заметно перед тестом машины – перед дилерским центром «Автоград» V40 Cross Country стоял рядом с седанами Volvo S60 и Volvo S80, что дало возможность оценить машину по габаритам: естественно: V40 Cross Country компактнее Volvo XC70, Volvo XC60 и Volvo XC90 прежнего поколения, но при этом «компактный хэтчбек с увеличенным дорожным просветом» одновременно короче и ниже Volvo S60 и Volvo S80. Становится заметно это лишь при очном сравнении всех шведских моделей, поскольку стоящий отдельно «Кросс Кантри» воспринимается абсолютно не как самый компактный представитель модельного ряда марки. При этом Volvo V40 Cross Country – это хэтчбек (в Европе предлагается «простая» версия Volvo V40), получившей традиционную для универсалов литеру V и характерное для кроссоверов и внедорожников обозначение Cross Country, обладающий при этом габаритами меньше традиционный седанов. Вот такой вот сплав!
Тут самое время вернуться к формулировке о строгом дизайне, ведь выглядит Volvo V40 Cross Country одновременно сдержанно и спортивно. Даже при беглом взгляде безошибочно можно определить принадлежность автомобиля к марке из Швеции – тут и фирменный логотип во всю решётку радиатора, характерная форма передней оптики и выразительные плечи на боковинах кузова, плавно переходящие в безошибочно «вольвовские» фонари на корме. Из особенностей именно этой модели можно отметить псевдовнедорожный (клиренс всего 145 мм!) обвес по нижней части кузова, состоящий как из стильных серебристых элементов, так и из вполне практичных деталей из неокрашенного пластика, две выхлопные трубы, практичные рейлинги на крыше, модный спойлер на крышке багажника и симпатичные колёсные диски – выглядит автомобиль очень красиво даже в не самом выигрышном тёмном цвете. С более светлой окраской многочисленные элементы обвеса станут смотреться ещё лучше, но в целом внешне модель больше напоминает заряженный хэтчбек, нежели покорителя бездорожья.
Заданное настроение продолжается и в интерьере, который на первый взгляд кажется даже аскетичным, но при близком знакомстве становится понятно, что салон у V40 Cross Country лаконичный на вид при весьма богатом оснащении. Ставшая традиционной чертой марки плоская центральная консоль (варианты отделки бывают разные) и регулировка потоков воздуха климатической установки в виде человечка – первое, что бросается в глаза внутри машины. Также глаз цепляется за обилие кнопок в центре консоли и разнесённые по четырём углам круглые регуляторы мультимедийной системы и климат-контроля. Поначалу кажется, что ни за что в жизни не запомнишь назначение всех этих клавиш, но осваиваешься на самом деле очень быстро, хотя на ходу разбираться в множестве элементов управления, даже привыкнув к ним, всё равно не совсем просто. С другой стороны, настройки климата и мультимедиа всегда под рукой, а с остальным работать приходится не так и часто. Спасает положение мультифункциональный руль с вынесенными на него кнопками, которые позволяют манипулировать ключевыми функциями не отрываясь на консоль – удобно! «Внедорожной» мелочью можно назвать компас в зеркале заднего вида, дополняющей характер машины. Нажав кнопку My Car на центральной консоли, можно получить доступ к настройкам всех систем – всё под рукой. Занятно реализован запуск двигателя – он хоть и кнопочный, но электронный брелок всё же требуется вставлять в прорезь на панели, оставить ключ в кармане не получится.
Отдельного упоминания заслуживает виртуальная приборная панель, которая отличается очень красивой и чёткой графикой и тремя разными темами оформления, а также выводящейся на центральный циферблат дорожной информацией – камера на лобовом стекле распознаёт знаки ограничения скорости и запрета обгона, дублируя их перед глазами водителя. Теперь не получится «отмазаться» от инспектора ГИБДД заявлением о том, что не увидел знак! В общем, скупиться на эту опцию явно не стоит – красиво, наглядно и функционально. Заслуживает комплиментов и мультимедийная система с интерфейсом Volvo Sensus – вся информация отображается на пятидюймовом или семидюймовом цветном экране (диагональ зависит от типа аудиосистемы) с высоким разрешением.
Столь же функциональны и красивы и кресла. Поначалу они кажутся жестковатыми, но после первых же километров дороги понимаешь, что всё хорошо. Обилие электрорегулировок по всем направлениям (точно так же дело обстоит и с рулём) позволяет подобрать оптимальную посадку, при которой можно опуститься чуть ли не до пола или подняться, подперев головой потолок – диапазон настроек позволяет «настроиться», условно, под спорт или под бездорожье. При этом есть возможность сохранения настроек да так, что при открывании автомобиля с брелка кресла будут постраиваться под заданные заранее установки. На втором ряду, в силу габаритов Volvo V40 Cross Country, просторно будет разве что двоим (забираться тоже не слишком удобно из-за узкого проёма и широких порогов), зато для них предусмотрены подлокотник, подстаканники в подушке (!) сиденья, а также раздельный подогрев. Если раскошелиться на опциональную панорамную крышу со шторкой, то хэтчбек можно превратить и вовсе в своеобразный аналог кабриолета.
Вот во что трансформировать машину не получится, так это в грузовой фургон – профиль кузова обусловил достаточно компактный (без малого 500 литров) багажник, объём которого можно расширить за счёт складывающихся сидений второго ряда. Но вряд ли кому-то в голову придёт возить в V40 Cross Country стройматериалы или дачный урожай, а для поездок в супермаркет ёмкости грузового отсека практически идеально прямоугольной формы хватит с лихвой. Мелочи можно спрятать в подпол – под откидывающимся полом, крышку которого легко снять вовсе, притаилось дополнительное пространство, а уже под ним скрыта докатка и набор инструментов. Вообще по части организации размещения разнообразного барахла претензий нет – дорожную поклажу можно кинуть в багажник, необходимые под рукой вещи можно спрятать по полочкам в дверях, на консоли и около заднего сиденья, а также в регулируемом центральном подлокотнике (под крышкой-шторкой находятся два подстаканника и розетка, вход AUX или порт USB). Опциональная подсветка салона (отдельно для верха и низа), пульт управления мультимедиа и климатом, безрамочное зеркало заднего вида, рычаг автоматической трансмиссии – звучит всё это обыденно, но дизайнерам удалось превратить такие незамысловатые вещи в мини-произведения искусства, браво!
В нашем тесте Volvo XC60 мы уже говорили о том, что шведские автомобили подчас умнее иных водителей на российских дорогах, а после знакомства с Volvo V40 Cross Country только укрепились в этом мнении. Тем, кто не любит технические подробности, лучше сразу пропустить несколько следующих абзацев, которые мы целиком посвятим описанию доступных для хэтчбека электронных помощников.
Начать хочется с уникального решения, впервые появившегося именно на V40 Cross Country – речь идёт о подушке безопасности… для пешеходов! Датчики, установленные в переднем бампере, регистрируют столкновение с пешеходом и освобождают заднюю сторону капота вместе с подушкой безопасности, которая закрывает зону под капотом, 1/3 лобового стекла и нижнюю часть стоек лобового стекла. В сочетании с энергопоглощающей конструкцией передней части и капота это помогает снизить тяжесть травм у пешехода при ударе. Подушка безопасности для пешеходов срабатывает на скоростях от 20 км/ч до 50 км/ч. Из пассивной безопасности на автомобиле присутствуют также защита от выскальзывания из-под ремня безопасности, система защиты от плечевых травм, система защиты от бокового удара и множество других решений, направленных на сохранение здоровья и жизни седоков в аварии.
Ну а для того, чтобы аварии избежать вовсе, предусмотрено множество систем активной безопасности, основная цель которых свести к минимуму последствия ДТП, если избежать его не удаётся. Главное, конечно, это система City Safety, работающая на основе технологии лазерной локации и способная распознавать угрозы столкновения на скоростях до 50 км/ч: а первую очередь система City Safety приводит в состояние готовности тормоза, чтобы они отреагировали быстрее, когда водитель нажмёт на педаль, а если торможения не происходит, City Safety сама приводит в действие тормоза и убирает газ, чтобы смягчить эффект столкновения. Когда разница в скорости между Volvo и автомобилем, движущимся впереди, меньше 15 км/ч, система City Safety может вообще предотвратить столкновение.
Система адаптивного круиз-контроля АСС помогает сохранять безопасную дистанцию относительно движущихся впереди автомобилей на скоростях до 200 км/час при автоматической КПП и на скоростях от 30 до 200 км/ч при механической КПП, снижая нагрузку на водителя во время поездок. В медленно движущемся городском потоке функция движения и остановки системы ACC с режимом ECO автоматически адаптирует скорость автомобиля к скорости предыдущего автомобиля, экономя топливо, улучшая плавность движения и уменьшая необходимость резких ускорений. Если АСС выключен и вы опасно приближаетесь к находящему перед вами автомобилю, функция предупреждения о малой дистанции активирует расположенный в нижней части лобового стекла предупреждающий индикатор, чтобы помочь вам сохранять безопасную дистанцию.
Технология предотвращения столкновений, действующая при скоростях более 4 км/час, выдает звуковые и визуальные предупреждения, если вы слишком сокращаете дистанцию до движущегося впереди автомобиля или если перед вашим автомобилем появляются пешеходы или велосипедисты. Если вы не реагируете, и столкновение неминуемо, полное автоматическое торможение помогает вам предотвратить или ослабить удар. Радарный датчик за решёткой радиатора контролирует расстояние до идущего впереди автомобиля на расстояниях до 150 метров, а цифровая камера за ветровым стеклом определяет характер находящихся впереди предметов. В светлое время суток эта технология также способна обнаруживать стоящих или идущих пешеходов и велосипедистов. Если перед вашим автомобилем неожиданно появляется пешеход, сворачивает велосипедист или если какой-то автомобиль внезапно тормозит (или стоит, или приближается по вашей полосе), и система предупреждения об опасности столкновения обнаруживает опасность удара, она предупреждает вас расположенным на лобовом стекле индикатором и звуковым сигналом. Более того, эта технология помогает водителю выполнять торможение, заранее создавая давление в тормозной системе, чтобы минимизировать тормозной путь. Если вы не реагируете на предупреждение, и столкновение неминуемо, автомобиль немедленно тормозит с полным тормозным усилием.
При скоростях от 65 км/час до 200 км/ч система Lane Keeping Aid способна предотвратить уход автомобиля с дороги, содержащей одну полосу для движения в каждом направлении, а также столкновения, вызванные кратковременной потерей внимания. Данная функция использует цифровую видеокамеру для обнаружения линий дорожной разметки и помогает следить за положением автомобиля на дороге. При приближении к линии дорожной разметки система LKA прилагает небольшой дополнительный крутящий момент к рулевому механизму, удерживая автомобиль в полосе. Если вы всё же непреднамеренно пересекли линию дорожной разметки, вы будете предупреждены об этом осязаемой вибрацией рулевого колеса. При намеренном пересечении линии дорожной разметки с включением указателей поворота система LKA не активируется. На полосы завязана и система BLIS с функцией CTA. Система Radar BLIS, представляющая собой развитие системы BLIS предыдущего поколения с камерами в зеркалах заднего вида, оснащена радарными датчиками, установленными внутри автомобиля в его задней части. Эти датчики охватывают значительно более широкую зону сзади автомобиля и работают при любых погодных условиях и при любой освещенности, днем и ночью. При появлении в вашей слепой зоне другого транспортного средства система предупреждает вас с помощью сигнальных ламп, встроенных в стойках крепления передних дверей – левой и правой. Вместе с зеркалами заднего вида, которые включают широкоугольное зеркало на стороне водителя, эта система помогает оценить возможность смены полосы. Радарная система BLIS активируется при скорости автомобиля более 10 км/час и обнаруживает транспортные средства всех типов, включая мотоциклы. Система предупреждения о транспорте, движущемся в поперечном направлении (CTA), сообщает водителю о приближающихся в поперечном направлении машинах при выезде задним ходом с парковочного места. Это особенно полезно в тесных и плотно заполненных местах с ограниченным боковым обзором.
Для рассеянных или уставших в дальней дороге водителей предусмотрены свои помощники. Например, функция RSI при которой передняя камера обнаруживает знаки ограничения скорости и запрещения обгона, отображая текущий знак на панели приборов, чтобы вы всегда были наготове. При желании система RSI может также выдавать визуальные предупреждения, когда вы превышаете разрешенную скорость. Кроме того в Volvo разработали систему мониторинга поведения водителя (DAC), которая помогает обнаруживать нарушение внимания на скоростях более 65 км/ч. Специальная камера направлена вперед, а система DAC контролирует движения рулевого колеса и сравнивает их с вашим обычным стилем вождения. Если система обнаруживает, что управление автомобилем стало хаотичным или водитель проявляет признаки сонливости или рассеянности, она подаёт звуковой сигнал и выводит на панель приборов надпись с предложением отдохнуть.
Для того, чтобы не мешать встречным водителям, на Volvo стоят активные поворотные фары – с приводом, который может поворачивать их на угол до 15 градусов в обоих направлениях в зависимости от того, куда вы поворачиваете. В результате, а также благодаря использованию сверхъярких биксеноновых ламп (для ближнего и дальнего света) видимость на поворотах ночью улучшается на величину до 90%. Это дает вам дополнительные 45 метров на торможение. Кроме того, фары обеспечивают высокоэффективный ближний свет на узких извилистых дорогах и чрезвычайно мощный дальний свет на автострадах. Для уменьшения износа специальный датчик отключает функцию поворота луча в дневное время. Система обладает высоким интеллектом – при сильной загрузке автомобиля фары автоматически регулируются для поддержания правильного угла с дорогой – даже при резком ускорении и торможении. Существует и новая опциональная функция активного управления фарами дальнего света. Эта система избавляет от необходимости переключаться вручную между ближним и дальним светом, – что не только неудобно, но и, согласно некоторым исследованиям, является причиной значительного количества ДТП в ночное время. Новая система постоянно держит включенным дальний свет. При приближении встречного автомобиля, чтобы исключить ослепление другого водителя, система переключает дальний свет на ближний, и затем снова на дальний. Благодаря интеллектуальному принципу работу система выключает дальний свет, когда вы въезжаете в город, но не выключает, если вы проезжаете мимо подсвеченной вывески – например, АЗС или супермаркета – чтобы вы могли рассмотреть её как следует. Таким образом, безопасность сочетается с удобством. Ну а для экстренных случаев предназначена система адаптивных стоп-сигналов, которая включается на скорости свыше 50 км/ч и умеет отличать обычное торможение от экстренного. В случае экстренной остановки стоп-сигналы мигают с частотой четыре раза в секунду, ясно сообщая следующим водителям о том, что впереди возникла проблема. После того как ваша скорость упадет ниже 10 км/ч, стоп-сигналы перестают мигать и включаются аварийные огни.
Поверьте, всё это не просто красиво описано, но и на самом деле хорошо работает! Специалисты Volvo одними из первых сумели сделать абсолютно функциональных электронных помощников, превращающих каждую поездку в увлекательное путешествие в будущее, где автомобили будут абсолютно самостоятельными. Трудно сказать, насколько автономность машин понравится фанатам езды за рулём, но с предлагаемыми для V40 Cross Country силовыми агрегатами грешно отдавать управление на откуп искусственного интеллекта.
Для хэтчбека доступны четыре мотора: четырёхцилиндровый турбодизельный 114-сильный D2, сочетающийся с передним приводом и шестиступенчатым автоматом PowerShift, а также три бензиновых силовых агрегата, среди которых четырёхцилиндровый бензиновый турбированный T5 Drive-E AWD (245 «лошадей», полный привод, восьмиступенчатая АКПП Geartronic) и два пятицилиндровых 180-сильных турбомотора T4 и T4 AWD с шестидиапазонным «автоматом» Geartronic. Тестовый автомобиль Volvo V40 Cross Country был в топовой комплектации Summum (есть ещё специальные версии Ocean Edition, отличающиеся нюансами декора), дооснащённый некоторыми опциями, с мотором T4 и полным приводом – пожалуй, если не брать в расчёт максимальный уровень оснащения, именно такой хэтчбек и можно назвать оптимальным выбором. Стоимость модели (на момент теста) начинается с отметки 1 169 000 рублей и до 1 609 900 рублей, а версия V40 Cross Country T4 AWD стоит минимум 1 429 000 рублей и всё это без учёта дополнительных опций.
8,2 секунды с места до «сотни» – не Бог весть какой рекордный показатель, однако для полноприводной более чем полуторатонной машины этот разгон воспринимается поистине спорткаровским. При этом в салоне тихо и лишь на высоких оборотах начинается слышаться благородный рык турбодвигателя. Шумоизоляция на высоте, но слышен шелест зимних шипованных покрышек в арках – на летней резине проблем не будет. В таких условиях и глазом моргнуть не успеваешь, как цифры на спидометре оказываются далеко за пределами разрешённых ПДД значений! А скорость внутри абсолютно не ощущается. Тормоза под стать динамике, ну и плюс всегда на страже электронные помощники, так что проблем с замедлением нет. Обзорность неплохая, за что стоит благодарить большие зеркала и электронные системы, а вот стекло пятой двери впору назвать амбразурой, но на выручку приходят камера заднего вида с масштабируемым изображением и система автоматической парковки.
В день теста мы выбрались на пустую извилистую загородную дорожку, обильно присыпанную снегом – где, если не в таких условиях проверить работу полного привода? Система динамической стабилизации и контроля тяги (DSTC) отслеживает различные параметры движения – направление, скорость вращения колес, поворот рулевого колеса. На основе всей этой информации DSTC может выявлять ситуации потенциального заноса и предпринимать действия по их предотвращению, снижая мощность двигателя и/или подтормаживая соответствующие колеса. Она также может предотвращать блокировку колёс при торможении двигателем посредством функции управления торможением двигателем (EDC). Чтобы система DSTC начинала действия по предотвращению заноса еще раньше и точнее, в системе контроля устойчивости (ASC) применяется новый многоосный датчик. Однако система ASC также повышает удовольствие от вождения – например, автомобиль получает лучшую устойчивость при резких поворотах. Другая функция, улучшающая поведение автомобиля в поворотах, исключающая недостаточный поворот руля и повышающая удовольствие от езды – система распределения тягового усилия в повороте (CTC). Она подтормаживает внутреннее ведущее колесо, если оно начинает терять сцепление с дорогой на повороте, и одновременно направляет большее усилие на наружное колесо. А на случай, если вам хочется почувствовать себя экстремалом, в системе DTSC имеется спортивный режим. В этом режиме уменьшается снижение мощности двигателя и допускается определенный контролируемый занос задних колес, до тех пор пока система чувствует, что водитель управляет рулевым колесом и педалью газа и пока занос не становится очень большим; если это происходит, система DSTC возвращается в свой обычный режим. Свой вклад в управляемость вносит и рулевая реечная система управления с электрическим усилителем (жаль, что из-за него нет подогрева руля), позволяющая выбрать один из трёх режимов: «В городе», «На трассе» или «Спортивный», а ведь за доплату доступен гидроусилитель руля с переменным усилием, который изменяет величину усиления в зависимости от движения автомобиля по специальному алгоритму. На высоких скоростях рулевое управление становится жёстче и отзывчивее. При парковке или движении с малой скоростью рулевое колесо вращается без больших усилий. При том что усиление рулевого управления автоматически регулируется в зависимости от скорости автомобиля, вы можете выбрать три уровня чувствительности, соответствующие мягкому, среднему или жёсткому рулевому управлению. Хотя даже с электроусилителем отзывчивость руля и его чёткость не вызывают критики.
В общем, на Volvo V40 Cross Country можно смело «вваливать» в повороты даже на заснеженной трассе, ориентируясь при этом только на чувство самосохранения – если не страшно, то даже при не слишком высоком уровне водительского мастерства электроника поможет избежать беды. Но всё же лучше не увлекаться, поскольку русскому человеку по силам «победить» даже умных ассистентов в автомобиле. Подвеска у хэтчбека чуть жестковатая, но плотная, обеспечивает понятную управляемость и практически не даёт кренов, хотя при этом обладает неплохой энергоёмкостью, позволяющей ехать в хорошем темпе даже по разбитому асфальту. Связка «мотор-коробка передач» в сочетании с подвеской просто провоцируют ехать динамично! Запас тяги позволяет в мгновение ока превратить движущуюся с нордическим спокойствием в городском трафике машину в летящий по трассе метеор. Есть только одно «но» – несмотря на приставку Cross Country, с асфальта без особой нужды лучше не съезжать.
Свернув с трассы на просёлок, припорошенный снегом, на первой же и не сказать чтобы большой кочке пришло понимание, что V40 Cross Country по своим внедорожным качествам стоит между S60/S80 и XC60/XC70/XC90 – благодаря полному приводу и увеличенному дорожному просвету он позволяет больше, чем седаны, но геометрия кузова не позволяет соревноваться с кроссоверами и внедорожниками. На пересечённой местности подвеска уже жестковата, а даже увеличенный на четыре сантиметра по сравнению с «обычным» Volvo V40 дорожный просвет вместе с полным приводом нивелируется низкопрофильной резиной и большим передним свесом. Улучшенная система Haldex AWD с технологией Instant Traction и система контроля тяги на спуске HDC, а также различные настройки электронных систем позволят преодолеть легко пересечённую местность. При этом днище без выступающих частей, есть пластиковая защита отдельных элементов – лёгкое бездорожье автомобилю вполне по силам! Проползти по не слишком глубокой грязи, по не шибко разбитой грунтовке, по умеренным сугробам, домчать до которых по асфальту с ветерком – вот пределы Volvo V40 Cross Country.
Шведский хэтчбек нельзя назвать кроссовером в привычном понимании этого слова – сам производитель понимает это и ограничивается дипломатичным определением «компактный хэтчбек с увеличенным дорожным просветом». Своего рода конкурентами можно назвать известные в Европе, но не у нас Skoda Fabia Scout и Volkswagen CrossPolo – они по духу («приподнятые» хэтчбеки), но не по классу соответствуют V40 Cross Country, а вот в России в соперниках этой модели Volvo ходят премиальный Audi A3, Mercedes-Benz A-Class и BMW 1-Series, у которых нет аналогичных версий, а также относительными конкурентами могут считать Subaru XV, MINI Countryman и Audi A4 Allroad. Тут и получается, что швед на российском рынке конкурентов-то, по сути, и не имеет – обширнейший список дополнительного оборудования позволяет превратить модель хоть в практичный семейный автомобиль, хоть в «заряженного» покорителя трасс. Vovlo – это не тот случай, когда стоит экономить на опциях, ведь они могут помочь избежать дорогого ремонта после ДТП.
Volvo V40 Cross Country классно выглядит, богато оснащён, великолепно едет по асфальту и не пасует на лёгком бездорожье, где появляться он будет крайне редко. Словом, это как швейцарский нож – многофункциональный инструмент, который нечасто используется в суровых условиях, но потенциал коего греет душу осознанием возможности использовать его в нужный момент. Вот и со шведским хэтчбеком та же ситуация – городская модель с неплохими повадками вне мегаполиса, если вам это понадобится. Что до стоимости машины, так и настоящий Victorinox удовольствие не дешёвое, зато как он, в отличие от безвестного китайского перочинного ножа, не подведёт в самый ответственный миг, так и V40 Cross Country вывезет практически везде.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Полезные, нужные и удобные фишки! ВольвЕ зачет за такое
Пройдет лет 10 и другие модели будут оснащены всем выше перечисленным, но там скорее уже автопилот работать будет, все к этому идет. Скоро водитель будет не нужен... ну только, конечно не у нас, тут еще долго будем баранку крутить.