А тем временем в реальном путиленде...
Экс-судья Верховного суда Чувашии споткнулась в ресторане на полмиллиона
республике установлен рекорд по взысканию суммы морального вреда
В марте Верховный суд Чувашии рассмотрит апелляционную жалобу на решение, вынесенное по иску жительницы Чебоксар Валентины Дымич к одному из ресторанов города о защите прав потребителей и компенсации морального вреда. Обратить внимание на это дело «Правду ПФО» заставила небывалая либеральность суда первой инстанции. Если обычно размер компенсации морального вреда даже за смерть в ДТП с его виновника в Чувашии не превышает 100 тысяч рублей, то тут Московский районный суд Чебоксар присудил Дымич почти 500 тысяч рублей просто за то, что она неудачно споткнулась на свадьбе внучки своих друзей. Но все встает на свои места, как только вбить фамилию истицы в поисковик. Дело в том, что Валентина Дымич еще пару лет назад сама была председателем судебного состава по гражданским делам ВС ЧР. Юридическое сообщество Чувашии едино: при всем уважении к статусу судьи, взысканная с ресторана сумма абсолютно несоразмерна нанесенному ущербу. Вот только рассматривать апелляцию заведения будут те же самые судьи, с которыми Дымич бок о бок проработала не один десяток лет.
Инцидент, о котором идет речь, имел место более года назад. В конце февраля 2017 года в ресторане в центре Чебоксар гуляла веселая свадьба, почетным гостем на которой была экс-судья. В ходе торжества Дымич неудачно споткнулась о ступеньку при входе в зал и упала. В каком состоянии она в этот момент была, неизвестно: информации по данному поводу в материалах дела нет. Сотрудники ресторана оказали гостье первую помощь и вызвали скорую, которая увезла ее в БСМП. Там Дымич наложили гипс на правую руку, диагностировали небольшое сотрясение мозга и порекомендовали покой.
Виноват ли ресторан в том, что его посетители не смотрят под ноги – вопрос дискуссионный. «Пить меньше надо», – сказали бы во многих заведениях города, не пекущихся о своей репутации. В данном же случае ресторан выразил готовность загладить инцидент: просто чтобы у гостьи не осталось неприятного осадка от свадьбы, а не в качестве признания своей вины за ее неудачное падение. «Ответчик после предъявления претензии истца несколько раз предлагал урегулировать мирно спор и готов был в качестве жеста доброй воли передать 100 000 рублей», – рассказал «Правде ПФО» адвокат ресторана Александр Гаврилов.100 тысяч рублей – сумма серьезная. «В Чувашии размер компенсации морального вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, был всегда ниже среднего, чем по стране. «Средний размер» компенсации при причинении тяжкого вреда здоровью составляет в диапазоне 50-90 тысяч рублей, при причинении вреда средней тяжести – не более 50 тысяч», – заявил «Правде ПФО» Игорь Михайлов, партнер юридической фирмы «Юрлайн».
«Даже по делам о дорожно-транспортных происшествиях по сложившейся судебной практике за причинение легкого или среднего вреда здоровью компенсация морального вреда в среднем по Российской Федерации не превышает 30 000-40 000 рублей и соответственно, 70 000 – 80 000 рублей», – уточняет Гаврилов.«Однако истец пояснил, что денежные средства в предложенной сумме возьмет, но в последующем на остаток суммы предъявит исковое заявление. Аналогичные предложения о завершении дела мировым соглашением заявлялись представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, однако были отвергнуты истцом», – говорится в апелляционной жалобе.
«В бытовом плане мои возможности из-за полученной травмы до сих пор ограничены. При наблюдении и лечении 6 раз мне делали рентгелогические (орфография заявления Дымич сохранена – прим. «Правды ПФО») снимки и КТ, доза радиоционного облучения превысила годовую норму более чем в три раза. Площадка со ступенькой, с которой я упала, предназначена и используется для обслуживания помещения ресторана, куда я пришла на свадьбу внучки своих друзей, как потребитель, за получением услуг общепита», – пишет в заявлении Дымич.Удивление вызывает сумма, которую потребовала экс-судья в своем исковом заявлении. Признавшись, что расходы на лечение и уход за ней после инцидента составили порядка 30 тысяч рублей, нанесенный моральный вред Дымич оценила ни много ни мало в 300 тысяч рублей, да вдобавок потребовала от ресторана дополнительный штраф в свою пользу в размере 150 тысяч рублей за якобы неудовлетворение ее требований в добровольном порядке.
Иск поступил в Московский районный суд 22 сентября 2017 года, и по сведениям «Правды ПФО», ряд судей со стажем отказались его рассматривать, будучи давно знакомыми с Дымич по работе. В результате дело попало к молодому судье Андрияну Яковлеву, назначенному на эту должность лишь в мае 2017 года. И уже 28 декабря, без присутствия ответчика, Яковлев вынес заочное решение: удовлетворить требования Дымич в полном объеме.
Уже сам факт «сколько попросили – столько и присудил» достоин отдельного упоминания: по стандартной юридической практике требования обычно удовлетворяются не более чем на 50% от заявленного, заявляют опрошенные «Правдой ПФО» юристы.«Если говорить о решении Московского райсуда, то сумма в 300 тыс. рублей за моральный вред, а с учетом штрафа и все 450 тыс., за сломанную руку в кафе выглядит просто астрономической не только для Чувашии. В республике суды не слишком высоко оценивают моральный вред рядовых граждан, особенно, если требуют с государственных органов. Но здесь особый случай, в качестве истца и пострадавшей – судья Верховного Суда Чувашии в отставке Дымич. Удивительное единодушие с истцом проявила прокуратура, которая также согласилась со всей суммой иска», – комментирует решение суда Михайлов.
Но еще интереснее, что судьи в отставке и так имеют право на компенсацию всех расходов на лечение и реабилитацию! Так что фактически Дымич потребовала от ресторана компенсировать ей уже гарантированное законом и бюджетом государства возмещение ущерба. «Судья и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию», – гласит статья 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
«Таким образом, основания для возмещения материального ущерба, вызванного затратами на приобретение лекарств и лечение по делу отсутствовали и указанные обстоятельства являются достаточными для отказа в удовлетворении исковых требований», – пишет в апелляционной жалобе Гаврилов.Теперь юристы Чувашии с волнением ждут результата рассмотрения иска в Верховном суде республики. «Возможны основания для отвода некоторых судей Верховного Суда Чувашии. Лишь недавно Дымич работала с ними в одном здании, а теперь судьи будут рассматривать дело бывшей коллеги. Для некоторых судей будет непростой выбор. Присужденная судом первой инстанции компенсация не соответствует принципу справедливости и разумности при всем уважении к статусу судьи. У нас не прецедентное право, но решение очень любопытно для всего юридического сообщества: какое же решение вынесет коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашии в отношении судьи в отставке? Решение суда о взыскании почти полмиллиона рублей за сломанную руку судьи с высоким пенсионным обеспечением выглядит почти как сведение личных счетов. При существующей практике назначения мизерной компенсации за моральный вред, присуждение такого огромного размера компенсации судье Верховного Суда Чувашии уж точно не прибавит доверия судебной системе Чувашии», – полагает Михайлов.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Автор: Андрей Иванов