Наличие развитой транспортной и в первую очередь автомобильной дорожной сети является неизменным условием экономического благополучия любой страны в современном мире. Россия же никогда не отличавшаяся развитой сетью автомобильных дорог и по сей день находится в отрицательном тренде, все больше отставая от своих ближайших соседей.
Гласом вопиющего в пустыне прозвучали в минувшую пятницу на заседании правительства слова главы Минрегиона Игоря Слюняева, призвавшего радикально увеличить темпы строительства дорог в России. «Даже уповая на механизмы государственно-частного партнерства, занимаясь поиском и привлечением частных инвестиций, нельзя забывать о том, что транспортная инфраструктура является сферой ответственности государства. Без существенных капитальных вложений со стороны всех уровней бюджетных систем мы проблему транспортной доступности, расширения транзитного потенциала не решим», — цитирует министра РИА «Новости».
По словам Слюняева, в рамках программы модернизации транспортной системы необходимо построить порядка 500 тысяч километров дорог общего пользования. «Однако динамика и темпы строительства говорят о том, что с учетом ввода порядка 500 километров (дорог) ежегодно эту задачу мы решим в течение тысячи лет. Перспективы очень далекие», — заявил министр.Разрешение данной проблемы в более разумные сроки видится практически невозможным. По данным Минтранса, заложенного в бюджете финансирования на ремонт старых и строительство новых дорог просто не хватает. По подсчетам ведомства, для этого в сферу дорожного строительства необходимо ежегодно вливать не меньше 4-4,5% ВВП; сегодня же на дороги и соответствующую инфраструктуру государство тратит 2-2,2% ВВП.Какого-то кардинального улучшения ситуации ждать здесь не приходится.
Увеличение финансирования инфраструктурных и дорожностроительных расходов имеет место, но при этом оно имеет преимущественно эпизодический характер и не соответствует масштабу стоящих перед дорожниками задач.Напомним, что согласно докладу министра финансов Антона Силуанова, общий объем доходов бюджета текущего года должен увеличивается на 237,6 млрд рублей за счет нефтегазовых доходов в сумме 25,4 млрд рублей и не нефтегазовых доходов в сумме 212,2 млрд рублей. Правительство определило несколько приоритетных целей, куда будут направлены эти дополнительные средства. По словам Силуанова, это развитие инфраструктуры, в первую очередь, транспортной. «Среди этих приоритетов, конечно, Московский транспортный узел», — подчеркнул министр. Так же, дополнительные средства пойдут на развитие Дальнего Востока и Забайкалья.То, что дополнительные доходы бюджета 2012 года будут потрачены в том числе и на дорожное строительство, безусловно, вселяет определенный оптимизм. Но для решения проблемы требуется не эпизодическое, а постоянное масштабное финансирование.
Судя по общему бюджетному раскладу на ближайшие годы, обеспечить это не представляется возможным.В то же время созданием современных дорожных сетей активно занимаются восточные соседи России. На сегодняшний день темпы строительства автодорог в Китае составляют порядка 5 тыс. километров в год. За 10 лет в Поднебесной создана сеть платных автомобильных дорог, протяженность которых достигла 133 тыс. км, что является самым высоким показателем в мире. Для сравнения в России те же 10 лет осуществляется реконструкция сорока километров дороги от поселка Еланцы к Байкалу.Самым же обидным для России можно считать тот факт, что настоящая дорожная революция происходит сегодня в Монголии, территория которой до последнего времени воспринималась многими, как одна большая пустыня, лишенная дорог с твердым покрытием.
Теперь с пустыней справедливо сравнивать значительную часть восточных территорий самой России. Огромные инвестиции в развитие горнодобывающего комплекса Монголии позволили в 2011 году проложить в этой стране 1100 км автодорог с твердым покрытием, а в 2012 году здесь планируют построить еще 3 тысячи км таких дорог.Также монгольские власти намерены связать современной трассой столицу своей страны Улан-Батор с китайской границей. Сегодня на всем протяжении трассы ведется отсыпка полотна и укладка асфальта. На строительстве работает 700 привлеченных китайских специалистов, развернуто восемь заводов по производству асфальта.
В основе покрытия новой дороги — бетонная подушка толщиной порядка 20 см., что необходимо для обеспечения ее прочности и безопасности в условиях монгольского климата. По данным экспертов, такая дорога требует капремонта лишь раз в 30 лет (по сравнению с 7-8 годами в России).Сложившаяся ситуация означает существенное ухудшение стратегической позиции России в восточном регионе. Развитая дорожная сеть является одним из главных условий быстрого развития территорий. Отсутствие дорог на большей части российского Дальнего Востока и их активное строительство в Китае и Монголии ставят Россию в экономически заведомо проигрышную позицию. В геополитическом же плане эта позиция становится просто опасной.
Источник: http://www.namtaru.ru
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.