Хотя, кого я собираюсь учить - все и так знают, как бороться с заносом, еще с автошколы. На заднем приводе - сбросить газ, на переднем приводе - добавить газ. И рулить. Все просто, не правда ли?
Когда доходит до дела - все знания мгновенно вылетают из головы. На видео большинство заносов происходит в простых условиях, когда даже не надо бояться встречки. А вот если навстречу едет фура, или впереди кто-то стоит на обочине - уровень стресса зашкаливает, и шансов благополучно выйти из заноса у неподготовленного водителя практически нет.
Большинство при попадании в серьезный занос просто инстинктивно жмут тормоз в пол. Очень часто это оказывается правильным решением - машина продолжает скользить по дороге, пусть даже и боком, либо танцуя вальс, и ведущие колеса не тащат ее в кювет. Но машина при этом абсолютно не управляема. В повороте, или если вынесло на встречку, или если впереди препятствие - все может закончиться очень плохо. Совсем.
Я знаю секрет, как правильно бороться с заносом: всего лишь надо в него не попадать. И это легко: чуть только машину едва-едва повело - надо сразу ее слегка подправить, и спокойно ехать дальше. Причем - не задумываясь, чисто машинально - чтобы руки сами все сделали, без участия головы.
Проблем две: 1) надо сразу почувствовать самое начало заноса, когда машина только-только начинает скользить, и 2) надо подправить ее автоматически. Этому нельзя научиться, читая статьи и смотря видео. Даже если прочитать очень много статей. Даже если смотреть видео выпучив глаза.
В результате, имеем то, что имеем. Расскажу, как это происходит на переднем приводе - его я знаю, а на заднем опыта нет. Итак, машину повело, и стало закручивать. Она никогда не встанет боком сразу, начало заноса всегда достаточно плавное. Когда занос становится уже совсем очевидным, водитель осознает, начинает крутить руль, и вдобавок инстинктивно сбрасывает газ - от этой привычки очень трудно избавиться. В результате передние колеса нагружаются (торможение двигателем), и машину закручивает еще сильнее. Самое главное - уже давно пропущен тот момент, когда можно было легко все исправить, и начинается лотерея: повезет или не повезет.
Уходя в занос, машина реагирует на руль с запозданием: по моим ощущениям, проходит около секунды, прежде чем она начнет поворачиваться в другую сторону. И вот именно в этот момент надо быстро перекрутить руль обратно, одновременно с тем, как поворачивается машина. Если удалось - на этом все и заканчивается. Либо еще раз немножко вильнет, т.к. сразу повернуть руль точно в нужном направлении редко получается. Но без тренировки всего этого не сделать - и машина уходит в ритмический занос, когда водитель продолжает бороться, но каждый последующий занос глубже предыдущего. Обычно их бывает всего лишь 2-3, и дальше бороться уже смысла нет - остается только ударить по тормозам, и надеяться на чудо.
Кстати, вы обратили внимание, что на видео - обычные дороги? Я не сказал "хорошие", я сказал "обычные". И вот, на обычной дороге, ни с того, ни с сего, практически на ровном месте люди улетают в кювет и переворачиваются. А есть еще много видео с гораздо более тяжелыми последствиями. Мы ездим по этим дорогам - других все равно нет - и надо уметь ездить по ним безопасно. Можно ехать медленно - да, можно. Но даже это не даст гарантии. На Алебашево есть маленький овал - 400 метров, там даже разогнаться негде - и я на нем уходил в достаточно глубокие заносики на 30-40 км/час. "Заносики" - потому что они маленькие, добрые, и не страшные на такой скорости. И трасса там достаточно широкая, чтобы не бояться ошибок.
Кстати, на большом овале, на дальнем конце, было место, где машина очень легко уходит в глубокий занос от легкого движения рулем, как при обычном перестроении в соседнюю полосу. Сейчас это место может уже не работать - характер покрытия постоянно меняется - но это было, и мне страшно даже представить, что может произойти, если такой участок возникнет на обычной дороге.
Обезопасить себя и пассажиров можно только практикой, нарабатывая автоматизм. И важно обновлять эти навыки каждую зиму. Никому не посоветую экспериментировать на обычных дорогах. Некоторые гоняют на парковках торговых центров, когда там мало машин, но так тоже неправильно. Приезжайте на Алебашево - всего за 300 рублей можно кататься целый день. А если энтузиазма хватит, и глушитель тихий, то и всю ночь. И эти навыки обязательно когда-нибудь пригодятся! Может, даже спасут.
Кто заинтересовался - знайте, что в эту субботу (23-го января) трассы будут закрыты на соревнования (кроме картинговой трассы) примерно до 5 вечера, потом можно будет кататься. В воскресенье (24-го) будет закрыта "змейка" тоже до 5 вечера, но можно кататься на "овалах" и "восьмерке" - а заодно посмотреть на соревнования, попить чай, поесть шашлык - в общем, провести выходной интересно и с пользой.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.